Оппозиция, да не та...
- Подробности
- 4941
- 16.01.2014
- Амиржан КОСАНОВ, независимый политик, специально для «Новой» — Казахстан»
В парламенте разрабатывается законопроект «О парламентской оппозиции»
Что-то интересное происходит в недрах нашей власти! Слыханное ли дело, в парламенте на полном серьезе разрабатывается законопроект «О парламентской оппозиции»! Вот до каких границ дошла обещанная Акордой накануне председательства в ОБСЕ (если кто забыл, было такое дело) либерализация политической жизни. Шутка...
Но если серьезно, этот законопроект, несомненно, нужный и актуальный в любой стране, вызывает у меня некоторые вопросы, которые заставляют немного по-другому посмотреть на эту внезапную инициативу власти.
Сначала о самом проекте.
Отраден не только факт появления такого документа.
Отрадно, что доселе гонимое и запрещенное к использованию в провластных СМИ и стенах парламента понятие «оппозиция» таким вот образом легитимируется и может войти в официальный оборот! Это само по себе уже шаг вперед.
Отрадно, что в проекте есть статьи, которые — прорыв в парламентской (читай: политической) жизни страны.
Чего стоят такие положения, как обеспечение равного доступа к госСМИ для парламентской оппозиции, выдвижение из ее рядов заместителя председателя Мажилиса, инициирование парламентских расследований.
Тем не менее хотел бы разобраться с некоторыми моментами специфической парламентской жизни Казахстана.
Для кого пишется этот революционный закон? Для двух партий, которые формально не являются правящими? У меня язык не поднимается назвать их оппозиционными.
Обратимся к беспристрастному политологическому словарю. «Оппозиция» (от лат. oppositio — «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также это политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть».
Какая из этих двух партий открыто и во весь голос «выступила против господствующей партии»? Можно ли представить их лидеров, «ведущими борьбу за государственную власть»? Да, у них есть какие-то, слегка отличающиеся от позиции «Нур Отан» выступления. Да, в чем-то они иногда не соглашаются с правительством. Но это не реальная политическая борьба в защиту своих партийных интересов, а банальная имитация политической деятельности.
Когда их представители выступают по ТВ, мне кажется, что они все время смотрят вверх (или в сторону Акорды) и внутренне согласовывают свои оценки с теми, кто отправил их в свое время в парламент отрабатывать тяжелую миссию псевдооппозиции...
Видели ли Вы, дорогой читатель, чтобы эти две парламентские партии выступили в защиту расстрелянных мирных жителей Жанаозена и осужденных нефтяников? Провели ли эти партии в стенах парламента хоть одно слушание в защиту малоимущих во время очередного повышения цен и тарифов?
К чему я говорю все эти, по большому счету, прописные истины?
А к тому, что, мне кажется, неспроста власть спешит таким вот образом легитимировать действующую квазиоппозицию в стенах парламента! Этим двум партиям и без дополнительного закона неплохо живется: как парламентские партии они финансируются из государственного бюджета (что уже решает многие их проблемы), они званые гости на всех национальных телеканалах. И можно было бы не ворошить правовое поле для принятия специального закона о них.
Думаю, что есть очень важная причина инициирования этого законопроекта.
Видимо, межклановая война накануне постназарбаевского периода так накалилась, что эти две партии, пришедшие в парламент, не оправдывают доверия и попали в опалу. А это уже чревато последствиями: или же пройдет тихая смена хозяев и высших функционеров этих партий, включая их «переприсягу» новому политическому менеджменту Акорды (что более вероятно), или же могут быть объявлены досрочные парламентские выборы, чтобы нынешняя верхушка администрации президента имела удобный и приятный ей во всех отношениях парламент. Именно ему, законодательному органу, надо будет в ближайшей перспективе проводить всю работу по легитимации будущего преемника елбасы. Не забудем также, что пост председателя Мажилиса находится на острие борьбы за высший пост!
P.S. В авторитарных режимах, где не работает конституция, такой закон, наверное, нужен. Но он должен касаться не только той оппозиции, что находится в стенах парламента...