Постбудапештский синдром?
- Подробности
- 4279
- 05.03.2014
- Амиржан КОСАНОВ, независимый политик, специально для «Новой» — Казахстан»
Международные экономические санкции, которыми Запад грозит России, по причине членства в ТС могут коснуться и нас, и белорусов. Хотя ни мы, ни они никуда свои войска посылать не собирались
Россия поощряет сепаратизм на Украине. Кто следующий?
Кажется, и все главные действующие лица, и мировой официоз, и общественность разных стран уже высказались по поводу событий вокруг Украины. И в первую очередь о чрезмерно жесткой позиции и фактическом поощрении сепаратизма в соседней стране со стороны России.
Для экономии времени читателя коснусь лишь казахстанской части этой проблемы.
Тем более что по этому поводу уже высказался и президент Назарбаев: «Обстановка, которая складывается в Украине, непосредственно затрагивает взаимоотношения стран в рамках СНГ и косвенно касается государств Таможенного союза. Я внес предложение российской стороне о проведении в самое ближайшее время встречи, где состоится обстоятельный обмен мнениями и обсуждение мер по недопущению развития опасных тенденций в текущей ситуации». Согласен с такой оценкой, ибо считаю, что подобное неоимперское поведение Москвы в отношении братского славянского народа, провоцирование развала его государства должны заставить нас без розовых очков посмотреть на отношения с Россией и реалистично оценить их перспективы. В том числе и будущее Евразийского союза, где априори у Москвы будет «контрольный пакет акций».
Не хотелось бы нагнетать ненужные геополитические страсти, но, согласитесь, своими действиями Россия фактически нарушила устоявшийся в мире статус-кво в межгосударственных отношениях.
Не случайно в эти дни многие СМИ начали цитировать подзабытый меморандум «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», заключенный 5 декабря 1994 года между Украиной, США, Россией и Великобританией о безъядерном статусе Украины. Как известно, Соглашение содержит пункты, предоставляющие Украине гарантии ее суверенитета и безопасности.
Действия России привели к тому, что такого рода документы перестают восприниматься всеми как нечто абсолютно незыблемое и обязательное к исполнению для всех без исключения. К тому же новейшая история знает как о прямых и наглых нарушениях взятых на себя подобных обязательств, так и о «корректных», если можно так выразиться, разночтениях их некоторых пунктов. Например, чересчур дотошные эксперты в эти дни заговорили о том, что этот документ якобы не ратифицирован парламентами этих стран. И это как бы позволяет его не соблюдать. Странно, что все эти тонкости в свое время остались вне поля зрения профессиональных дипломатов этих стран.
И какие могут быть геополитические последствия таких вот высказываний из уст Путина, который является главой федеративного государства: «Только те граждане, кто живет на определенных территориях, имеют право решать судьбу этих территорий»?
Если в основу своей политики в отношении Украины Россия ставит формальный вопрос о необходимости защиты интересов русских и русскоязычных граждан, то кто даст гарантию, что в любой момент (когда этого потребует политическая конъюнктура) такие же аргументы и претензии не будут предъявлены и другим государствам постсоветского пространства? И Казахстан здесь не может считать себя исключением.
Уверен, в такой ситуации не мешало бы вернуться к Будапештскому Договору 1994 года и с учетом новых обстоятельств и вызовов современности утвердить-таки реальную «систему международной безопасности», которой, как оказалось, на самом деле и нет.
Намерение России оказать многомиллиардную помощь сепаратистски настроенным регионам Украины ляжет тяжелым грузом на ее бюджет.
Думаю, что все это повлияет и на экономику Казахстана, ибо она достаточно интегрирована в рамках Таможенного союза. А международные экономические санкции, которыми Запад грозит России, по этой же причине (членство в ТС) могут коснуться и нас, и белорусов. Хотя ни мы, ни они никуда свои войска посылать не собирались.
В эти дни все особо ощутили роль и место СМИ в освещении конфликта. Потому что порой информационная война может привести к реальной войне.
В условиях эскалации информационной напряженности необходимо заявить: «Пишущий! Будь осторожен при написании. Читающий! Будь осторожен при чтении!».
А о том, что казахстанские СМИ в эти дни повторили былой опыт механического ретранслятора позиции и оценок исключительно российских, я писать не буду: неудобно как-то все время повторять одно и то же...