Алихан Букейхан: «Нужно предоставить народам право жить не по Марксу, а так, как они захотят!»

(Окончание. Начало в №11 (456) от 20.03-27.03.2014)

5 марта 2014 года — 148 лет со дня рождения Алихана Букейхана, лидера казахского национального движения «Алаш» начала ХХ века, отца-основателя и главы государства Алаш.

Справка спецотдела НКВД о расстреле Алихана Букейхана

«Мы требуем самоопределения»


Своей стратегической цели достиг и Алихан Букейхан, которому теперь предстояло решить следующую не менее сложную задачу – добиться от предстоящего Учредительного собрания предоставления казахам права на национальное самоуправление, под которым он подразумевал восстановление казахской государственности, сначала хотя бы в составе Российской федеративной республики. Для выхода из ЦК и рядов кадетской партии он «нашел» формальный повод, заявив на внеочередном съезде партии в июле 1917 года о возникновении «принципиальных» разногласий с ЦК, в частности, по вопросам передачи земли в собственность, отделения церкви от государства и самое главное – предоставления казахам автономии. Гарантию же на автономию он успел получить от братьев-масонов, среди которых были и кадеты.
Попрощавшись с кадетами, он немедленно приступил к созданию национальной партии «Алаш» с целью участия в выборах в Учредительное собрание и инициировал созыв І Всеказахского съезда, где было принято постановление о требовании предоставления казахскому народу автономии. В октябре 1917 года он участвует в І Общесибирском съезде, где от имени всего казахского народа заявил: «Здесь нам говорят о федерации и об автономии, мы же требуем себе самоопределения, предоставления нам права самим решить, как нам управляться и жить. Нельзя управлять страной из Петербурга... Нужно предоставить народам (право) жить не по Марксу, не по готовым формулам, а так, как они захотят».
Алихан Букейхан эти свои слова, помимо руководителей Сибирской автономии и Временного правительства России, адресовал и вождям большевиков, которые в тот момент пока еще отчаянно рвались к власти. Но вероятность захвата ими власти с каждым днем росла, а надежда на то, что Временное правительство во главе с Александром Керенским благополучно доведет бывшую империю до Учредительного собрания, таяла на глазах. Эта надежда стала еще призрачней после четвертого сентябрьского кризиса Временного правительства.
Подобная зыбкая политическая ситуация вынудила А. Букейхана, во-первых, уже в сентябре 1917 года приступить к созданию национальной армии под безобидным названием «народная милиция», во-вторых – заверить І Сибирский област-ной съезд в том, что казахская автономия временно присоединится к Сибирской. Это заявление лидера «Алаш» прозвучало за два месяца до созыва ІІ Всеказахского съезда и официального провозглашения Автономии Алаш-Орда. «Мы полагали, – писал он в своей статье «Жалпы Сібір сиезі», посвященной итогам этого съезда, – сначала нужно объединиться с Сибирью, чтобы безболезненно отделиться от мощного государства, а затем, укрепив свою государственность, отсоединиться и от нее».

«Ульянов-Ленин, как Николай, считает народ за безсловесное животное»

После вероломного захвата власти большевиками 1 декабря 1917 года А. Букейхан, оставаясь комиссаром Временного правительства в Тургайской области и членом комитета по управлению Туркестанским краем, издал и распространил памятку, в которой обвинил вождя Советской власти Владимира Ульянова-Ленина в «самодержавии» и разоблачил черносотенную сущность новой власти. «Безответственность Правителей мы видели при царе Николае, – говорилось в памятке. – Большевистский председатель Ульянов-Ленин, как Николай, распоряжается самодержавно. Ульянов-Ленин, как Николай, считает народ за безсловесное животное».
«Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, – взывал далее лидер казахов Алихан Букейхан в документе, – большевики считают: 1) Ответственность перед народом Правителей, 2) Свободу слова, свободу печати, свободу собрания, 3) Всеобщее, прямое, тайное голосование, 4) Неприкосновенность граждан депутатов, 5) Власть народа буржуазным предрассудком!.. Большевики освободили из тюрьмы главу «Союза русского народа» Дубровина, черносотенца, слугу Николая, организатора убийства члена первой Государственной Думы М. Я. Герценштейна, павшего в борьбе за землю для народа».
В заключение автор памятки срывает с лица большевиков маску «революционеров»: «Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, с лица большевика спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца!».
Сам когда-то самозабвенно увлеченный идеями социализма, А. Н. Букейхан увидел между громкими декларациями о социализме и реальными делами Советской власти огромную пропасть. В очередном материале о текущей ситуации в России, опубликованном в номере журнала «Абай» от 19 июня 1918 года под заголовком «Қазіргі саяси хал» («Текущая политическая ситуация»), он обвинил большевиков в «извращении и предательстве идеи социализма»
В отличие от большевистской Советской власти, которая своих политических оппонентов арестовывала и расстреливала без суда и следствия, мало того, развязала против собственного народа кровавую гражданскую войну, противопоставив сына отцу, дочь матери, Народный совет Алаш-Орды во главе с А. Букейханом в августе 1918 года учредил специальный суд и следственную комиссию для разбора дел казахских большевиков. С первых дней своего существования.

Идея «Алаш» умрет вместе с последним казахом

Братская могила, где покоится прах А.Н.Букейхана. Москва, Донское кладбище, 2009 гПозже, даже вынужденно признавая и присоединяясь к Советской власти во имя и ради сохранения казахского нацио-нального государства, Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» не отказались от национальной идеи. Больше того, как свидетельство своего отказа от вооруженной борьбы против Советской власти и принятия ее условий, он не стал претендовать на верховную власть в Казахской, но уже советской республике, о чем дал письменную клятву. В то же время, смиренно согласившись на деятельность лишь в сфере образования и науки, Алихан Букейхан и его соратники вплоть до 30-х годов ХХ века продолжали благоприятно влиять на развитие казахской советской культуры, образования и науки. И эта выдающаяся интеллигенция «Алаш» во главе с Алиханом Букейханом, по мнению ученых-казаховедов Общества изучения Средней Азии Оксфордского университета, до своего исчезновения в кровавых репрессиях 30-х годов преследовала единственную цель – «придать казахской советской культуре отчетливо национальный характер».
После казни Алихана Букейхана 27 сентября 1937 года и вплоть до своего краха в декабре 1991 года преступный режим СССР тщательно скрывал то место, где был похоронен легендарный сын и вождь казахских степей. Очевидно, Советская власть не была уверена, что навсегда похоронила национальную идею «Алаш» вместе с ее носителем. Лишь 60 лет спустя стало известно, что его прах похоронен на Донском кладбище в Москве.