Мировая история глазами номада
- Подробности
- 5563
- 26.06.2014
- Амантай ДАНДЫГУЛОВ, зам. генерального директора агентства «КазТАГ»
Попытка рецензии
У многих авторов сегодня принято писать просто, понятно: на потребу публике и с явным для нее дисконтом. Поэтому многие из пишущей братии перед интервью часто просят собеседника излагать так, «чтобы поняла баба Маша из третьего подъезда и инфузория-туфелька не забуксовала». Философу, мыслителю и аналитику Нурлану Амрекулову легковесный стиль несвойственен. Его язык богат, но не выспренен. Слог изобилует богатой философской терминологией, но слова смысл не прячут – они его выкристаллизовывают. Он не идёт у читателя на поводу, а, наоборот, ведет его за своей мыслью, поднимая над суетой.
В своей готовой к выходу книге «Чингисхан-2. Путь к раю: Мировая история глазами номада» он размышляет о фундаментальных законах геополитики, о полярности двух начал всемирной истории – вертикали мужского (континентально-скотоводческого) и женского (земледельческо-торгового) начала. Осью истории автор считает присущий номадам Дух – ядро-организатор Вселенной, атома, клетки и души.
«Капитализм как система и целостность един, суть единый рынок без государств и границ. Поэтому, размывая государства Европы, ростовщики стремятся привести фрагментированную политическую надстройку в соответствие глобальному рынку и завершить политическое оформление своей безраздельной экономической власти над миром.
Однако этно-национально организованные народы мира вряд ли откажутся от свободы и суверенитета. Но, с другой стороны, за ростовщиками-глобалистами стоит объективная необходимость интеграции всего пестрого человечества в единый (наднациональный и бесклассовый) субъект. Ростовщики удовлетворяют эту объективную потребность сверху, финансово-политическими методами. Поэтому базовый оплот ростовщиков – ТНК1 – просто так не отменить. ТНК вытеснила институт государства потому, что по сравнению с ним она более универсальна (космополитична) и сумела оптимально (прямо) выразить жизненные интересы людей (акционеров). И одолеть их как базовый институт современной цивилизации можно, лишь сняв их достоинства».
Мыслитель считает задачей всех демократов и патриотов трансформацию государства в своеобразную национальную корпорацию, живущую по принципам рыночной самоокупаемости и экологического баланса. В ходе такого перелома, своего рода всемирно исторической революции, орудия ростовщиков – компрадорские государства – перейдут на сторону своих народов и станут мощным рычагом их развития. И вот тут-то Золотая Орда-2 оставит далеко позади Запад: «Ему (Западу. – Авт.), в лице тающего и уже бунтующего среднего класса, придется аплодировать и поддерживать нас». Разрешая эти эпохальные задачи в своей книге, автор взялся разъяснить действительный замысел Ч2, теоретически развивая его в условиях XXI века.
Предваряя Нурлана Амрекулова, мне и многим отечественным авторам приходилось неоднократно подчёркивать, что обретённая казахами долгожданная независимость – самое главное, эпохальное наше с вами достижение: но, застолбив все формальные признаки своего автономного плавания, мы всё ещё не в состоянии запустить махину своего ледокола. Останавливаться здесь нельзя: мы только подняли на дыбы своего тулпара – и сейчас, на пике, у всадника есть шанс или рухнуть со своего скакуна, или пуститься во весь опор.
Став безраздельными хозяевами своей земли и недр, своего эфира и национальной валюты, казахи оказались лишь фрагментом глобализированной системы, винтиком, который всегда должен быть хорошо смазан, стоять на своём месте и не претендовать на большее. Но ведь даже и винтик, просто выпав из механизма, в состоянии заклинить огромные шестерни глобального исторического механизма, чтобы заставить матушку историю если не вспять повернуть, то всё же сменить вектор поступательного движения – в наших собственных, казахских интересах.
Не скопировать чужое, а вести за собою чужих, делая их своими
Мы с разной степенью успешности и целесообразности навострились копировать чужие модели, порой не учитывая местную специфику. И речь здесь идет не только и не столько об австрийских коровах для фермеров, японских трубах для Кашагана, морально устаревших производственных линиях, – сколько о подходах в построении внутренней и внешней политики страны. Нам веками опаляло лицо жесткое солнце полупустынь. Жёг лицо ледяной ветер степи. Но мы не оглядывались назад и не искали себе маяков. Мы шли своим путем и вели за собой родичей. Так почему же мы теперь уверовали, что, повторяя чужой путь, обретем и чужое счастье ровно в таком же объеме?
«Статусом носителей первобытно-коммунистического Начала здесь выступают туранские скотоводы (до специализации на «чистых» кочевников-туранцев и полуоседлых «арийских» скотоводов). Статусом же носителей Конца, завершения Предыстории и фазового скачка к собственно Истории выступают современные посткочевники – как бы это ни претило европоцентристской картине мира, отрицающей за номадами малейший культуротворческий статус. Именно в среде неолитических протоарийских скотоводов Турана вызрели основные формы культуры человечества и ее центральное понятие – Разум как Творец всего сущего (Тенгри, Танг-Ра египтян, Тян (Небо) китайцев, Дингир шумеров, Танар-Тор германцев и т.д.). Бог, понятие его бессмертной частицы – души, ее бесконечная реинкарнация и вера в духов предков – основы всей древней курганной культуры Евразии, растянувшейся от Атлантики до Мезоамерики».
Автор ставит нынешних номадов в качестве локомотива новейшей истории. По его словам, главная задача для растущего мирового креативного класса – от существования в порах капиталистического общества перейти к его трансформации. «Новые глобальные тенденции и сетевые структуры надо оформить в принципиально новую модель государственности – главный организующий институт любого социума. На основе первой (метаисторической) части во второй части книги мы выводим такую государственность как ядро экологически сбалансированной коммунитарной постцивилизации (культуры), свободной от крайностей капитализма и казарменного социализма. Ее и будут строить люди «длинной воли», фрилансеры и весь «креативный класс». Их стержень – народ-войско – турано-скифское ядро народов Евразии – ордынской Руси, запорожско-крымской Украины, всех тюркских народов Кавказа, Казахстана, Центральной Азии и Турции, включая их анклавы в Молдавии, Румынии, Прибалтике, Венгрии, Афганистане, Китае и кочевников Монголии. Опираясь на богатый исторический опыт, великую советскую гуманистическую традицию, остатки родового коммунизма у постномадов и т.д., они и обуздают капитал и государство. И возродят естественную гармонию с природой и ближними, в рамках прямой экономической (акционерной) демократии – аналога прямой военной демократии кочевников».
Люди длинной воли – это те самые пассионарии, творцы империй, о которых так вдохновенно рассказывал в своих трудах Лев Гумилев, легендарный историк, находившийся под жестоким прессом сталинского режима, но так и не раздавленный им, настоящий Певец Великой степи и популяризатор ее образа в историографии. Эти люди вынашивали в себе те самые гроздья гнева, что обеспечат пассионарный взрыв для целого этноса, символично получили у китайцев прозвище «байшень» – «белотелые» (белая кость). И именно в период надрыва, разлома привычного, комфортного течения событий и выкристаллизовывались из среды кочевников такие личности. Именно так и вырос в обезглавленной, лишённой общественной поддержки, отвергнутой сородичами семье Оэлун безотцовщина и сирота Тэмуджин – чтобы стать отцом и предком для миллионов всех тех, кто стремится сегодня назвать себя потомками Чингисхана.
Собственно говоря, эксклюзивности и новизны в такого рода построении мира нет. Ведь этот экогуманистический миропорядок лишь наследует проект Чингисхана и завершает его. Как напоминает автор исследования, Сотрясатель Вселенной уже заземлил законы космического Разума до законов жизни масс. Базовой единицей воинской империи он сделал самоуправляемую «десятку», которая единообразно (концентрически) тиражировалась на всех уровнях государственного управления народа-войска. «Ч – главный культурный герой и пророк номадов. Он первым из них решил больше не прогибаться под мир оседлого большинства. С горсткой единомышленников этот революционер планетарного масштаба подчинил оседлый мир духовным ценностям и идеалам воинов-номадов, первобытному (космическому) Богу Тенгри. В противоположность жреческому (толпо-элитарному) библейскому проекту, он творил строй экологической и социальной гармонии, общество равных возможностей и возвышал «лучших людей», работавших на развитие и общение народов. Его империя, свободная от непосильных налогов и таможенных границ, чинуш-мздоимцев, разбойников и воров, на деле была единой экономической зоной общения и развития, а по структуре (со времен Хубилая) – транснациональной торговой корпорацией, управлявшейся его четырьмя внуками как перекрестными совладельцами».
Мечта возродить дело Чингисхана и достойно его продолжить для казахов может воплотиться в реальность гораздо быстрее, чем это кажется порой. Провал ФИИР потянул за собой девальвацию и вновь отсеквестировал четверть (ровно так же, как и в 2009 году) сбережений казахстанцев. Провал Кашагана лишил нас грез о 7%-ном ВВП. Как только кончатся жирные годы беспечного потребительства, нам придется столкнуться с теми жесткими правилами игры, по которым живет полунищая Киргизия и обес-кровленная Украина. И кто знает, что за Сотрясатель Вселенной неспешно, величаво подымется по белой кошме, обильно обагренной кровью менее удачливых, мягких и изнеженных горе-претендентов на ханский бунчук...
«Государство и монстры-корпорации будут сняты и переформатированы в рамках акционерной государственности. На 50% это сеть коллективного «разума» с рассеянными среди миллионов жителей квантами «власти-собственности». И на 50% это вертикаль госуправления с принципиально новым разделением властей – между гиперклассом поставщиков госуслуг (парламентарии и госслужащие-исполнители) и гиперклассом их потребителей. Это новая – массовая фаза развития мировой демократии и либерализма – прямая, или хозяйственная, демократия масс. Это своеобразная акционерная экосоциальная корпорация, учрежденная местными жителями, хозяевами половины ее акций. Как хозяева полугосударственных частно-групповых акционерных корпораций-экоценозов, они через депутатов парламента наймут госуправленцев как топ-менеджеров. Они переманят их, покончив с вековой несправедливостью, питающей коррупцию и бюрократизм. Теперь госуправленцы смогут обогащаться легально, имея дивиденды с роста доходов местных жителей, распоряжаться местными налогами после выплат центру и т.д. И народ же, как хозяин 50% земли и природных активов, наймет бизнесменов как топ-менеджеров учрежденных ими акционерных эко-корпораций.
Опыт подчинения принципу корпорации целых социумов и государств огромный.
Это ставит задачу трансформации государства в народную корпорацию в ближайшую практическую плоскость. Согласно парадигме мудрой Афины, для казахстанцев это означает следующее: не разрушая закрытую корпорацию-государство Н. Назарбаева, осуществить перезагрузку и мирно трансформировать ее в открытое акционерное общество, просто расширив до 16 млн число ее собственников. Тогда мы и не сорвемся в хаос, и в то же время прорвемся вперед, минуя «социализм» и «капитализм». А далее казахстанцев поддержат россияне и все постсоветские народы и земляне.
Так евразийская корпорация Ч станет мировой – 50% в управлении старой (иудео-протестантской) элиты, 50% – в руках стран БРИКС и нового мирового гражданского Парламента и Правительства. В книге изложен оптимальный (экономический) путь перестройки мировой системы силами легитимного мирового Парламента и Правительства Земли. Основная часть корпоратократии будет на нашей стороне, ибо заинтересована в мире и развитии всех землян (покупателей их автомобилей, бытовой техники и т.д.). Они и станут спонсорами и локомотивами обновления мира, вытащат на «буксире» страны периферии, имея свою долю с роста их доходов. Оставшимся же в абсолютном меньшинстве ростовщикам придется смириться, ибо их монополия уже тает – усиливается юань, с каждым годом все больше местных общин, сетей, крупных авиакомпаний и даже стран и земель переходят к альтернативе доллару, предназначенным для внутреннего обмена «иньским» и прочим деньгам (цифровая валюта bitcoin и т.д.)
И это не утопия, а лишь ждущая своего идейного оформления растущая мировая тенденция. Более того, основные акторы современной истории – мировые ТНК и местное государство – уже были синтезированы Н.А. Назарбаевым на кланово-родовой основе. Глобальное (транснациональное) и локальное (кланово-родовое) начала уникальным образом тут совпали. Так что Казахстан догнал США-космополиты, отчасти уже реализовал внешнюю институциональную форму пост- (или транс-) национального государства. Он уже реализовал мечту мировой Закулисы – от контроля над ТНК перейти к прямому управлению Государствами (США, а теперь и государства ЕС). Так что здесь – будущий инновационный центр мировой истории, экспериментальный полигон, коим Казахстан был еще с советских времен.
Предлагаемый тут «третий путь» ведет к перелому хода всей мировой истории, превосходству и победе строя трудящихся хозяев-управленцев над капитализмом, лишенным такой самоорганизации и коллективной синергетики капиталов, сил, знаний и умений людей, совпадения и гармонии частных, групповых и государственных интересов, мудрости далеко планирующего коллективного разума».
Пользуясь случаем, передаю приглашение Нурлана Амрекулова к совместному труду по выпуску этого бесценного издания. Оставить свой достойный след в вечности можно (и нужно) не только дворцами из стали и бетона, но и такими посланиями нашим потомкам. Философ взыскует от своих единомышленников поддержки, и, Иншалла, он все же ее отыщет. Предложения направлять по электронному адресу:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт автора: amrekulov.ru
———————————————————————————————————————————
1 ТНК – транснациональные корпорации
2 для лаконичности Нурлан Амрекулов оставил в своей работе рыжебородому сотрясателю Вселенной лишь первую букву его имени