В поисках утраченных Смыслов
- Подробности
- 5804
- 03.07.2014
- Амантай ДАНДЫГУЛОВ, лауреат Премии Союза журналистов Казахстана
О неоценимом научном вкладе акима Восточно-Казахстанской области
Бердыбека Сапарбаева в теорию Дарвина и лапидарную монументалистику
Мы публикуем главу из эссе Амантая Дандыгулова «В поисках утраченных Смыслов». Сейчас, в период традиционного летнего информационного затишья, автор предлагает лишь фрагмент из своего скрупулёзного исследования современного политбомонда страны.
Полностью эссе будет опубликовано в сентябре.
Господи, помоги выжить
казахскому народу
среди этой смертной любви.
Первый тайм мы уже отыграли
Казахстан – страна вечнозелёных госпрограмм – на пороге новых испытаний. Евразийский экономический союз, который начнёт функционировать со следующего года, либо закалит нас, либо «получится как всегда» – или ещё хуже. В этих условиях как никогда важен фактор сплочённости: и власти, и общества. Не этим ли руководствуется глава государства, активно обновляя региональные элиты?! Во многом от инициативности и действенности «власти на местах» зависит благополучная адаптация к современным вызовам.
Ныне «команда президента» — не просто фигура речи. По спортивной аналогии наш «играющий тренер» выбрал доминирующую над политикой экономику. Это значит, что Казахстан не сидит в обороне туркменского нейтралитета, не делает ставку на офсайды узбекского изоляционизма, не бежит сломя голову всей революционной кыргызской дружиной в чужую штрафную. И пусть «первый тайм мы уже отыграли» (Таможенный союз), который не принёс ощутимых дивидендов, зрительская аудитория с опаской и скептицизмом ждёт «своей игры» во втором тайме.
Блюз казахского чванства
Итак, о команде президента. Увы и ах, фан-клуб с сожалением констатирует, что не все работают на результат. Есть еще ахиллесова пята. Это «легионер», у которого, как показывает практика, между желаемым и действительным – пропасть как между небом и землёй.
О безобразиях, творящихся на востоке страны, регулярно информирует экспертное сообщество и широкий круг читателей непримиримый защитник интересов края, яркий и бескомпромиссный публицист Болатбек Темирбаев. Он уже ставил вопрос ребром: уважаемому Бердыбеку Машбековичу пора бы и честь знать и подать в отставку! И аргументирует, почему.
«С приходом Бердыбека Машбековича в руководстве областью и городом стали преобладать люди со стороны, в основном из южных регионов и Астаны. Первым заместителем акима был назначен Серик Абденов – оскандалившийся в своё время министр труда и соцзащиты, с треском уволенный: он работал с Сапарбаевым в бытность его главой этого ведомства, сам же Абденов тогда занимал пост вице-министра. На должности заместителей акима были назначены Ермек Кошербаев, Серик Таукебаев, акимом Усть-Каменогорска – Ислам Абишев, работавший в Шымкенте, а после его ухода – Серик Таукебаев, ныне спешно снятый с должности акима «по болезни» (?! – А. Д.). То ли случайность, то ли просто злой рок, но болезнь акима областного центра совпала с началом следствия по делу экс-замглавы Минобразования Саята Шаяхметова и группы лиц, которых обвиняют в коррупционном преступлении – растрате средств в размере 1,5 миллиарда тенге, предназначенных на строительство школ в Усть-Каменогорске…
Надо, наверное, сразу отметить, что примеров «странной» кадровой политики Б. Сапарбаева – множество, и они касаются многих больших и малых должностей в ВКО. Привлечение выходцев из других регионов дошло даже до таких должностей, как банно-прачечный комбинат и центр управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска, не говоря уже об акимах районов и руководителях различных департаментов (некоторые уличены в коррупционных скандалах). Сапарбаев однажды даже не постеснялся всерьёз утверждать, что на востоке нет достойных кадров, поэтому, дескать, он вынужден назначать людей из других регионов. Так он заявил, назначая акимом областного центра уже упомянутого Серика Таукебаева (говорят, сейчас он уже – в бегах)».
Те публичные попрёки моим землякам странствующего варяга свидетельствуют о том, что их автор сотоварищи, похоже, произошли от некоего особого, лучезарного примата-руководителя, в то время как местное население – вроде как и «рылом не вышло». По-другому интерпретировать его слова нельзя: произнося их всуе, покраснел бы и Ницше со своей теорией о сверхчеловеке. Знай Бердыбек про его теорию, не исключено, что стал бы её очарованным адептом: там подобное отношение к простым людям тщательнейшим образом обсуждается и оправдывается. Символ философии Ницше — СВЕРХЧЕЛОВЕК – глядит на обычного человека так же, как и сам простой человек смотрит на животное: с презрением. Человек же – это просто мост между животным и человеком, стремиться же надо – к сверхчеловеку!
Подобные высказывания акима области не только дискредитируют центральную власть в глазах электорального населения, но и бросают незаслуженную тень на президента страны, потому что президентские ставленники воспринимаются на местах как носители и отблески того столичного величия, что почитается многими (если не всеми) – за олицетворение власти в стране.
Если агентство по госслужбе и администрация президента стыдливо сомкнули свои девственные уста и закрыли невинные глаза на этот безобразнейший выпад, демонстративно и публично подрывающий общественное согласие в области, то в будущем это, с непросчитываемыми украинскими последствиями, вполне может обернуться серьёзными провалами в работе с местным населением, в том числе и в других регионах. И тут испепеляющее дыхание Майдана, поверьте, обожжёт куда жестче и невыносимей, чем то огненное, обезвоживающее и обескровливающее дыхание песчаных самумов Сахары, под чьим смертоносным веянием отполированы были кожные покровы предков по-голливудски белозубого, но беспомощного перед новыми мировыми волнами Смыслов – Обамы.
Акимчикам пора опуститься на грешную землю и доказывать свою исключительность делом и экономическими показателями, а не дутыми рейтингами от столичных агентств и деланно строго насупленными бровями. Всё равно до добрейшего бровеносца Брежнева не дотянуть.
Население страны должно видеть и признавать в акимах в первую очередь адекватных, с чувством человеческого такта, политкорректных и глубоко образованных Личностей, а не заносчивых, с очевидно менторскими и вальяжными замашками Варягов.
Оскорбительно-унизительные слова, проложившие непримиримый тектонический разлом недоверия и отчуждения между местным населением и руководством области, который так старательно не замечает Акорда, обозначает и ещё один немаловажный аспект формирования кадровой политики в стране — это де-факто признание работы ведомства Алихана Байменова несостоятельной, а его сотрудники – лишь успешно протирают штаны и проедают деньги налогоплательщиков. Презентованные в своё время миру всевозможные чиновные корпусы от А и До... были акимом Восточно-Казахстанской области высокомерно проигнорированы.
Подразумевая, что местное агентство по госслужбе не подготовило ему достойных замов, Бердыбек Сапарбаев поставил инновационно-кадровой работе Алихана Байменова жирный «неуд». Интересно, долго ли будет отмалчиваться главный кадровик страны?
Пока же посеянная провокация, оскорбление и плевок в души пассионарных потомков и наследников Кабанбай батыра, который во главе единокровников в своё время доблестно защищал всю казахскую Степь, могут иметь серьёзные последствия в транзитный период. Подобные, нарочито отчеканенные слова, которые приводит в своей статье Болатбек Темирбаев, откровенно антинародны. Более того, их можно истолковать, как покушение на достоинство найманов, составляющих 95% местного населения, а это треть страны (предположительно) — потомков незабвенного Аксопы-Наймана. У нас не народ делится на роды и племена, а Власть возвеличивает одних в ущерб другим. Все корни трайбализма – возможно, неконтролируемо – тянутся из Акорды, его пышный бурьян на местах имеет исключительно тамошнее происхождение – ровно так же, как и все дороги необратимо ведут в Рим.
Надо подчеркнуть, что, несмотря на всякие инсинуации и подозрения в свой адрес, местное население, породившее таких выдающихся сынов и дочерей, как Абдильдин, Кажегельдин, Жакиянов, Тохтасынов и Баталова, традиционно обеспечивало электоральный успех в президентских выборах на востоке. И президент страны Нурсултан Назарбаев должен знать, что это происходит не благодаря акимчикам области, а вопреки их провалам и недочётам: народ Восточного Казахстана, поддерживая главу государства, традиционно демонстрирует ему доверие, проявляя многовековую степную мудрость.
Почему эти Личности стали знаковыми фигурами, признанными тренд-cеттерами казахстанской политики? Потому что они не утеряли чувство родины, они ежесекундно чувствуют её дыхание своей кожей. Только чувство своей собственной земли, ощущение малой родины, её дыхания и материнской любви может очень прочно переплестись с чувством ответственности за весь народ страны: только это ощущение не даёт прорасти сорнякам временщиковости. Потому что они никогда не бросали в лицо своим землякам столь оскорбительных, принижающих их достоинства обидных клейм и ярлыков.
Воздвигнул памятник рукотворной глупости
Поэтому считаю, что после таких крайне провокационных, политически незрелых, хоть и вполне осознанных откровений мы вправе задаться вопросом о дальнейшем пребывании Бердыбека Сапарбаева на государевой службе в принципе! Если неукоснительно следовать канве теории Зигмунда Фрейда, то такое пренебрежительное отношение к местному населению, включая наших братьев-оралманов, в итоге закономерно обернулось китчевым подарком почитателям Абая, открытие памятника которому было приурочено к приезду главы государства. Уже первое появление монумента на публике вызвало волну унизительных публикаций по всему миру.
«Kazakhstan: «Selfie» statue removed after ridicule», («Казахстан: после осмеяния «сэлфи»-статую вывезли») рассказывает ВВС. «Kazakh Monument Unveiled, Quickly Removed Amid Ridicule»(«Казахский монумент открыли и мгновенно вывезли под насмешки»), вторит Radio Free Europe /Radio Liberty. «Kazakhstan Takes Down Statue Ridiculed as «Hobbit Selfie» («Казахстан демонтировал статую, осмеянную как «сэлфи хоббитов»), сообщает ресурс artnet®news. Il monumento agli intellettuali: «Due hobbit che si fanno un selfie» («Монумент интеллектуалам: два хоббита снимают сэлфи»): это заголовок из итальянского издания Mondo. «Kazakhstan, rimossa la “statua del selfie”» («Казахстан, статуя «сэлфи» уволена»): так озаглавила публикацию итальянская Europa. «Tuai Kritik, Patung Selfie di Kazakhstan» («Статуя сэлфи в Казахстане собирает критику») – это уже индонезийские медиа…
Разноязыкие CМИ планеты раззвонили о художественных изысках на родине Абая на все лады. Суть всех публикаций сводится к одному: власти Казахстана демонтируют уже установленный памятник после того, как всем стало очевидно, что интеллектуалы XIX века делают на сотовый телефон «сэлфи», модную ныне автофотографию на память о себе любимых. Журналисты язвительно подчёркивают этот вопиющий диссонанс – из интеллектуалов сделали хоббитов, фантасмагорических уродцев, что балуются с соткой.
Нависающий, довлеющий и доминирующий над уродцем-Абаем Михаэлис в нашумевшей скульптурной композиции креативного заказчика Сапарбаева — наглядный символ Евразийского экономического союза. И не надо всю вину валить на местных недоучек Микеланджело и «сжатые сроки»: разглядеть этих хоббитов нужно и можно было задолго до того, как спецтехника, словно тать в нощи, поволокла монумент через весь город, осторожно ныряя с исполинами-хоббитами под трамвайные провода. По существующей практике такие скульптуры принимаются и утверждаются акимами ещё в отливочных цехах, задолго до того, как творение проделает спецназовский млечный путь под покровом алтайской ночи, под молчаливое осуждение мириад звёзд.
Казахстан, известный миру многими славными международными проектами, надолго покрыт интеллектуально-натужной антиславой Сапарбаева — этакого казахского Лужкова, заполонившего Москву футурологическими скульптурными композициями Церетели. Хотя не исключаю, что аким Восточно-Казахстанской области — человек, возможно, с широким кругозором, не понаслышке знакомый с нетленными творениями Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Огюста Родена и Веры Мухиной.
Если лавры Бората в Казахстане так торопятся примерить на себя областные головы, подобно исполинской голове без туловища из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», то бороться с этим пересмешником уже бесполезно! По-моему, даже если нарочно поставить задачу водрузить памятник поэту в самом неподобающем виде, то и тогда «на ура!» не получилось бы это так уродливо и безобразно.
Отрадный и занимательный факт: один номенклатурщик позволяет себе карикатурные ляпы в нашумевшей каменной композиции; другой находит время поклониться праху своего предка в пантеоне Толегетая в Кызылординской области и получает одобрение, понимание и поддержку земляков. В своём плотном рабочем графике премьер Масимов нашёл возможность отдать должное памяти своего известного предка. Абай и Толегетай – два сына благословенной восточной земли: но насколько же полярное отношение к нашей общей истории демонстрируют их сегодняшние потомки!
Ох и недобрую (а то и зловещую) память о себе оставит прикомандированный сюда имярек на родине великого поэта! Господа хорошие, а в чём же тогда исключительность акима области и его команды заместителей-вахтовиков, если они даже памятник всеказахскому трибуну и философу достойно, без ляпов и очевидных оскорбительных погрешностей поставить не в состоянии?
Интересно, какие же задатки в своё время разглядел в молодом и старательном Бердыбеке Акежан Магжанович, если спустя столько лет его преуспевший и поднаторевший визави так нелицеприятно отзывается о земляках Кунанбая, Шакарима, Абая, Мухтара Ауэзова, Ануара Алимжанова, Илияса Жансугурова, Кеширима Бозтаева и самого Кажегельдина, а также плеяды алашординцев, чьих мизинцев не стоит бездушный номенклатурщик – человек в астанинском футляре?
Уважаемый Бердыбек Машбекович! Восток – моя родина! У этой земли достаточно сынов, способных защитить многострадальный, терпеливый и мудрый казахский народ – эпистолярным жанром в том числе. Оскорбить моих единокровников столь тяжёлыми по-прёками в их личностной и профес-
сиональной несостоятельности – а это, извините, прямое, незаретушированное оскорбление народа! – значит, войти в анналы истории с заднего входа. Уж мы-то с вами как невыпускники оксфорда и гарварда, как последователи объявленной Нельсоном Манделой (светлая ему память!) борьбы с апартеидом, понимаем, что за этими строками – признаки скрытого расизма.
И ещё о важном. Не могу не поддержать Бигельды Габдуллина, тонко предвосхищающего острые тренды в журналистике. Тем более один из примечательных героев его публикации удивительным образом удостоился стать ньюсмейкером даже и мировых СМИ. Попытка Бигельды снять покров невинности с касты неприкасаемых – когорты акимов – заслуживает самых добрых слов. По существу, это антимайдановская прививка, направленная на оздоровление морально-политического климата в стране. Мы видим, как вольно они все трактуют это право на наместничество, делегированное президентом, как зачастую они компрометируют центральную власть и институт президентства, оставаясь при этом безнаказанными, неоправданно далеко отрываясь от народа, от его чаяний и надежд. Сегодня они должны быть на передовой социальных интересов общества и в прямом смысле служить Его Величеству Народу. Он уже давно этого заслуживает.
Бердыбеку-мырза стоит помнить, что попрание основ родоплеменной политики, неосторожно увязанное с бизнес-поглощениями, говорят, стоило кресла небезызвестному акиму соседнего региона – Шалбаю Калмаханову. Тогда президент страны оперативно и жёстко пресёк вольности и выкрутасы Шалбая, на корню гася прорывающееся недовольство местного населения. Вопросы межнационального и родоплеменного согласия особо строго отслеживаются главой государства и оправданно являются доминирующей номинантой его администрации. Мир и согласие в нашем общем доме, кропотливо выстраиваемые Нурсултаном Назарбаевым, намного важнее апломбов отдельных зарвавшихся акимчиков.
Зловонно-кровавое дыхание Майдана Незалежной должно остудить некоторые ретивые головы и сплотить народ перед неумолимыми не столько внешними, сколько внутренними угрозами. Все мы помним радующую глаз телевизионную картинку, когда спикер Нурлан Нигматулин довольно резко и в пределах существующей этики одёргивал панибратски развязанных, неподготовленных и страдающих излишним популизмом депутатов и министров. Непочатый край работы для нового руководителя администрации представляет собой и непуганый акимовский корпус, пребывающий в непозволительно долгом, сладостном и дурманящем плену иллюзий: от сельских – до областных, значительно помогая и разгружая президента, расставляя правильные акценты в этой сложной матрице внутренней политики.
Экспертное сообщество и население страны свято верят, что Нурсултан Назарбаев – ярый противник философии трайбализма, поскольку это, безусловно, тупиковая ветвь эволюции. Культивирование превосходства одного рода над другими – фашизм внутри единой нации и поднесённая спичка к пороховой бочке! А каким он бывает – нам регулярно напоминает «Правый сектор» с Майдана. И эти тревожные кровавые кадры – отнюдь не фрагменты фантастической ленты Голливуда и не фантасмагорическая панорама другой планеты.
Профессиональные юристы скрупулёзно разобрали бы такое отношение к жителям Восточного Казахстана по полочкам и усмотрели бы разжигание социальной розни в том спиче на
областном активе. Но эта норма почему-то работает (как и замысливалась) – лишь в отношении маргинальных спикеров или непримиримых оппонентов власти.
Но мы не вправе попрекать своих единокровников за несоответствие их неким наспех, с потолка взятым фантазиям и стандартам. Потому что мы ещё помним, что поколение независимости, те 25-30-летние, что сегодня делают первые шаги во власть и в управление страной, – все они и сотой доли тех знаний и навыков не получили, что обрели знакомые нам выпускники советской школы: Нурсултан Назарбаев, Касым-Жомарт Токаев, Карим Масимов, Нурлан Нигматулин, Имангали Тасмагамбетов, Тимур Кулибаев, Акежан Кажегельдин, Галымжан Жакиянов, Олжас Сулейменов, Уалихан Кайсаров, Тохтар Аубакиров и другие. И, кстати, Бердыбек Сапарбаев в том числе. Мы перед этим покорёженным, с трудом выжившим поколением в долгу неоплаченном: нам их нужно и учить, и натаскивать, и в большую жизнь им двери открывать.
Сейчас же, в период подражательства и мимикрии всеобщей тенденцией в независимом Казахстане стала… зависимость. Импортируют всё: от сланцев и подштанников до «гелендвагенов» и олимпийских призёров. И потому, видать, привычно миримся мы с тем, что бастык шлейфом «импортирует» и всю свою команду на новое место: от банщиков до замов. И с тем, что он неприкрыто брезгливо отмахивается от местных, вполне справедливо претендующих на право управлять своей жизнью и своей землёй. И с тем, что заезжий варяг уродливыми хоббитами разрушает культурный облик чужого и чуждого ему по духу края и народа.
Если за 20 «тучных» и успешных лет под руководством лидера нации мы так и не вырастили в регионах достойных местных кадров, то где гарантия, уважаемый Бердыбек Машбекович, что мы их вырастим при таком вашем сегодняшнем отношении – в последующие непредсказуемые годы?!.
Или всё-таки признаем, что этот вопрос, как и многое другое, лежит в табуированной плоскости?