Заводя рака за камень
- Подробности
- 5091
- 17.07.2014
- Амантай Дандыгулов, лауреат Премии Союза журналистов Казахстана
Автореплика к материалу «В поисках утраченных Смыслов»
Публикация материала «В поисках утраченных Смыслов. О неоценимом научном вкладе акима Восточно-Казахстанской области Бердыбека Сапарбаева в теорию Дарвина и лапидарную монументалистику» («Новая» — Казахстан», №26 от 03.07.2014) вызвала оживлённую реакцию наших читателей. Нам звонили в редакцию, слали мэйлы на редакционную электронную почту, оставляли комментарии на сайте «Новой» – Казахстан», пришло даже несколько «живых» бумажных писем – большая редкость по нынешним виртуальным временам. И вот что из всей этой калейдоскопичной картины интереснейшим образом выкристаллизовалось: дискриминационное и издевательское отношение к востоку страны появилось не сегодня и не вчера, с установкой памятника хоббитообразным Абаю Кунанбаеву и Евгению Михаэлису.
Нет, что-то в нашем общем доме творится неладное. Люди, замешанные в чём-то неблаговидном, антиобщественном, а то и криминальном, используют государственную трибуну, чтобы с пафосом, негодованием, а то и с революционным металлом в голосе заклеймить неких своих безликих и безмолвных оппонентов как раз в том, в чём замешаны сами. Так, если помните демоническую фигуру Аслана Мусина, что опутал через своих сподвижников Рыскалиевых (если верить материалам следствия и прессе) криминальными структурами весь Западный Казахстан, то он тоже в праведном гневе обвинял власти востока страны в сращивании с криминалом и пенял им за отсутствие достойных кадров. Поводом же послужила банальная бытовая драка: один чиновник дал, что называется, «по репе» другому на дне рождения третьего – и случилось это, подчерк-ну, далеко за пределами акимата и в нерабочее время. То, что могло и должно было обойтись увольнением чиновников, вылилось в публичную порку областного головы и шельмование целого региона. Подобно античному Зевсу, Мусин метал громы и молнии, клеймя и пригвождая к позорному столбу тогдашнего акима Восточно-Казахстанской области (май 2008 – март 2009) Адылгазы Садвокасовича Бергенева. Кстати, Бергенев оказался единственным выходцем из этого региона, назначенным за годы независимости управлять своей родной землёй и целенаправленно уничтоженным по первому же мало-мальски заметному поводу, пав жертвой очередной кадровой интриги администрации президента (АП) тех времён. Он даже и года своей работы на посту акима не успел отметить.
Но разве можно этот единичный, хотя и неблаговидный инцидент сравнить с повальной коррупцией и криминалом на западе страны, что в итоге и привело к кровавой трагедии Жанаозена?
И Бердыбека Сапарбаева, не поверите, усаживал в кресло акима Восточного Казахстана тот же самый Мусин. Используемый иногда в простонародье приём, заламывая шапку, кричать «держи вора!» иногда срабатывает. Иногда – нет. В нашем случае — сработал с точностью до наоборот. И вот сегодня уже многим становится очевидным тот факт, что такие тяжкие обвинения в адрес руководства Восточно-Казахстанской области и местного населения тогдашнему руководителю АП Аслану Мусину понадобились лишь для того, чтобы отвлечь внимание общественности страны и главы государства от вынашиваемых его сподвижниками сепаратистских, антигосударственных замыслов. Может быть, именно таким образом Мусин и трудоустраивал своего соратника и единомышленника Бердыбека Сапарбаева, незаслуженно шельмуя акима области Бергенева?
Что примечательно, страдают таким страшным недугом, как правило, слуги государевы, безрезультатно пытаясь рядиться в тогу благородных учителей и беспристрастных порицателей оступившихся и проштрафившихся. Очевидно, что за подобными примитивными и откровенно хамскими рассуждениями чиновников всех мастей проглядывает банальная попытка закамуфлировать свои неблаговидные намерения – как говорится, заводя рака за камень, безнаказанно выстраивая свои коррупционные схемы или же радея за близкого тебе человека при его трудоустройстве. Воистину, бойтесь данайцев, приносящих кадровые дары. Теперь становится понятно, во имя чьего восхождения на властный олимп был принесён на жертвенный алтарь Адылгазы Бергенев. И действительно, обвинения в адрес местного населения из уст Бердыбека Сапарбаева прозвучали не только и не столько в его адрес, сколько в адрес высшего политического руководства страны, что за 20 лет независимости так и не сподобилось обеспечить щепетильного, взыскательного, утончённого и высокотребовательного акима достойными замами.