Выборы без выбора
- Подробности
- 5434
- 22.04.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Если бы Казахстан стал монархией — было бы честнее
Обычно мы говорим, что в Казахстане ничего невозможно спрогнозировать в политической жизни. Оно и верно, ибо все важные решения принимаются одним человеком – елбасы, и нам, простым смертным, на самом деле невозможно предугадать, например, кто завтра будет премьером или какие еще изменения внесут в многострадальную Конституцию.
Но сегодня я выступлю в роли эдакого оракула, сделав самый точный (гарантирую!) прогноз на следующую неделю:
26 апреля на внеочередных президентских выборах в очередной раз победит действующий президент!
Хотя наличие двух откровенно слабых соперников, честно говоря, вызвало определенное беспокойство в среде чересчур приверженных «теории заговора» людей: получается, если (не дай Бог!) с елбасы что-то случится до 26 апреля, кто-то из этих двух политических марионеток будет править страной?
А если серьезно, то заканчивающуюся послезавтра выборную кампанию со всей уверенностью можно назвать самой худшей за всю историю суверенного Казахстана.
И вот несколько причин.
Важно не только, как ты победил, но и кого победил. В этом смысле за всю кампа-нию «двое из ларца» абсолютно бездарно сыграли отведенную им сверху роль. Нет, они старались, отрабатывали политический заказ, делали серьезный вид, зачитывая не очень серьезные тексты (я уже писал об этом в позапрошлом номере «Новой» – Казахстан»).
Но не смогли сделать главное: создать видимость мало-мальской состязательности. Или, чересчур подстраховавшись, режиссеры не дали им такую возможность, или у самих талантов не хватило. Глядя на них, честное слово, с ностальгией вспоминаешь некоторых бывших соперников Назарбаева.
В итоге действующий президент как политик, не допустивший даже толику конкуренции, получил однозначно отрицательный имиджевый результат.
Существует не только фактор формальной юридической легитимации (никто и не сомневается, что Назарбаев уверенно победил бы и не таких деятелей), но есть и фактор моральной легитимации в глазах сограждан: смотри, он победил в честной конкурентной борьбе! Мне кажется, что в этот раз елбасы нужна была именно такая убедительная победа. Были же выборы 2005 года, когда в гонке принял участие единый кандидат от оппозиции. Вместе с другими и я поддержал его, целый месяц разъезжая по стране. И ничего не случилось – елбасы выиграл. Зато как ребята из Акорды организовали ту легитимность 10-летней давности: президент выиграл схватку у кандидата от объединенной оппозиции!
Почему же в 2015 году этого не произошло?
Тому есть только два объяснения.
Это – элементарный страх режима. Он, скорее всего, не чувствует реальную поддержку со стороны общества. Нельзя же принимать за чистую монету данные от неизвестно откуда появившихся социологических центров о 95-процентной поддержке политики власти (читай: елбасы). Это также и неуверенность в своей команде, которая привыкла жировать на авторитете елбасы.
Дело дошло до комизма – даже миссия ОБСЕ по наблюдениям за выборами в своем промежуточном отчете отмечает следующее: «На одной из своих встреч кандидат в президенты Тургун Сыздыков превозносил президента за достижения страны, а не просил участников встречи поддержать его собственную кандидатуру». Цитирую дальше. Миссия ОБСЕ отмечает, что «избирательная кампания стартовала 26 марта, но пока она практически незаметна».
Если самые главные выборы страны «практически незаметны» для наблюдателей, специально приехавших из-за рубежа и призванных денно и нощно следить за малейшими телодвижениями кандидатов, то что можно сказать о самих гражданах, которые вынуждены думать не о выборах, а о том, как денно и нощно выживать?!
Важно еще одно наблюдение миссии ОБСЕ, которое, скорее всего, перекочует в окончательный отчет: «Несмотря на то, что Нурсултан Назарбаев заявил о намерении не участвовать лично в избирательной кампании, он активно ездит по стране в своей официальной должности».
В ходе социологического опроса, проведенного наблюдателями среди населения, выяснилось, что «большая часть респондентов не знает имен кандидатов, за исключением действующего президента, и незнакома с их предвыборными платформами».
В отчете ОБСЕ отмечается, что «по всей стране можно заметить плакаты и рекламные щиты, на которых изображен президент, как в качестве кандидата, так и в качестве главы государства, продвигающего программы «Казахстан – 2050» и «Нурлы жол», и практически не наблюдаются агитационные материалы двух других кандидатов».
Есть и еще одна немаловажная имиджевая сторона предвыборной президентской кампании.
После объявления выборов пришла большая беда: полстраны затопило. Тысячи и тысячи казахстанцев остались без крова и имущества. В любом другом цивилизованном государстве кандидат в президенты тотчас отменил бы другие поездки и мгновенно прибыл бы в район бедствия!
У нас же этого не случилось: ни один из трех претендентов в президенты не стал менять свой график и до сих пор не посетил эти регионы.
Конечно, елбасы устно выразил свою поддержку соотечественникам, дал соответствующие поручения, сказал, что «все под контролем». Видимо, отчеты акимов, которые не хотели бы омрачать победоносную кампанию своего начальника, не совсем соответствуют действительности.
Кажется, в этом случае президент попал в своеобразную ловушку. Или он на стороне простых людей, попавших в беду из-за нерадивости министров и акимов, и должен бы метать гром и молнии на головы своих подчиненных. Или же он на стороне этих чиновников, которые всеми правдами и неправдами хотят скрыть от него все негативные подробности происходящего, и в первую очередь свою собственную вину.
Очень жаль, что на эти выборы оппозиция пришла раздробленной и обескровленной. Идеи и персоны есть, но нет организованной силы, которая могла бы в такие важные электоральные моменты выступить слаженной и эффективной командой. Создав такую ситуацию, власть умело ею и воспользовалась.
Не соглашусь с мнением некоторых аналитиков, что эти выборы – последние в политической карьере президента, и теперь свой следующий срок он будет использовать для проведения операции «Преемник» (хотя, признаться, ранее и сам склонялся к такому мнению).
Но, следя за ходом этой кампании и за речами елбасы, все более прихожу к мысли, что вполне возможно нас ожидают еще одни выборы с его участием.
Когда-то один из зятьев елбасы на полном серьезе выступал за установление монархии в Казахстане. Тогда эта инициатива была воспринята как неадекватность и его желание польстить своему тестю. Был у него и свой резон: при монархии он (или его жена) были бы следующими в очереди на трон.
Глядя на эти самые бесполезные выборы, я почему-то задумался об этом предложении: так было бы, по крайней мере, честнее.