Долг перед соратниками

Один миллион долларов может похоронить репутацию политика

Честно говоря, мне тяжело писать эту статью, потому что речь в ней пойдет о людях, с которыми я прошел многие испытания в рядах оппозиции. Но сейчас против одной из них — Гульжан Ергалиевой идет травля, в том числе и со стороны вчерашних наших коллег, и поэтому я не могу молчать.

Я присутствовал на многих судах над оппозицией, в том числе связанных и с Галымжаном Жакияновым. Он, занимая пост акима Павлодарской области, был одним из основателей ДВК. Власть не могла с этим смириться и затеяла против него судебный процесс по надуманным обвинениям. И в начале 2000-х я с соратниками ходил в суд в Павлодаре, чтобы поддержать Галымжана.
И вот на днях, по иронии судьбы, я побывал на другом суде, тоже связанном с Жакияновым. Но его фабула и обстоятельства совсем иные. Если коротко, то суть этого процесса такова: Гульжан Ергалиева 5 лет назад дала супруге Жакиянова в долг один миллион долларов и теперь не может его вернуть.
Казалось бы, что здесь такого: у двух физических лиц конфликт, ну и пусть решают его между собой. Однако эти два фигуранта, мало того, что люди публичные, дружившие семьями и абсолютно доверявшие друг другу, — у них еще общее оппозиционное прошлое. А «драка» оппозиционеров не могла не стать достоянием общественности.
В социальных сетях на Ергалиеву обрушился шквал осуждений, дескать, продала ставленникам власти свою газету «Свобода слова» и заработала на этом два с половиной миллиона долларов. Признаюсь, услышав об этом, мне тоже стало неприятно: как это — поступиться принципами и продать власти выстраданное оппозиционное издание?! Но я тут же вспомнил, что на эти деньги она создала новые продукты («Гульжан.орг», журнал «ADAM»), которые ни на йоту не отошли от принципов свободной журналистики. Иными словами, это был грамотный тактический ход Ергалиевой – в противном случае власть могла газету просто прикрыть, не дав за нее ни копейки.

Был удивлен тем, что в сети появился целый сонм тех, кто априори начал обвинять Ергалиеву в том, что она требует свои деньги обратно! Среди них уважаемые в демократической среде персоны, которые одномомент-но встали на защиту должника, что вызывает некоторые подозрения в их небескорыстности.
Гульжан Ергалиева – женщина с характером, как у любого редактора, у нее могут быть недоброжелатели и конкуренты. И она, насколько мне известно, до последнего хотела решить проблему полюбовно, без судебного разбирательства.
Казалось бы, после появления публичной информации, где фигурирует его имя, Галымжан Жакиянов должен был бы озвучить свою версию произошедшего. Но до сих пор от него нет информации. Ибо в данном случае долг красен не только платежом, но и своевременным объяснением его сути. Хотя на суде адвокат четы Жакияновых прямо заявила, что все ее утверждения и требования согласованы с ними и ее слова можно считать их общей позицией.
Много версий об условиях этого долга: от возможных инвестиций в какой-то проект до… благотворительной (спонсорской, как сказала адвокат Жакияновых) помощи.
Адвокат Жакияновых вовсе не отрицает факта получения миллиона долларов (в сети распространено фото той самой расписки), но высказалась примерно так: мы вернем деньги, но… по курсу пятилетней давности. То есть, учитывая девальвации, которые прошли в Казахстане, Ергалиева теряет почти половину суммы и может получить на руки чуть более 500 тысяч долларов.
Вот уж прав был незабвенный Франсуа Рабле: «Никому ничего не должайте, кроме взаимной милости и любви»...
«Кто берет в долг, приобретает печали», — сказал когда-то классик. И посему прошу Галымжана не давать повода усомниться в его репутации честного и ответственного политика и вернуть полученные им под расписку деньги, под какие бы условия они ни были получены. Так будет и честно, и благородно, и достойно! Иначе эта неприятная история тенью ляжет и на других оппозиционеров: мол, все они тоже банальные кидалы и думают не о народе, а о своих кровных. До сих пор же никто не мог отрицать вклад Галымжана Жакиянова в демократическое движение страны. Он был одним из основателей ДВК. И в тюрьме отсидел фактически за свои политические убеждения. Репутация – дороже денег.
Тем более сейчас у Гульжан Ергалиевой не лучшие времена — власть фактически уничтожает ее очередной проект (хотя для спасения издания она формально ушла оттуда), редакции вчинен очередной многомиллионный иск. И уже в этом случае сполна вернуть долг вполне уместно.
Не хотелось бы, чтобы эта банальная долговая свара стала бы катализатором внутриоппозиционных разборок.
Все, кто числит себя демократами, должны осознавать ответственность не только за свои дела: любые наши склоки могут негативно сказаться на авторитете оппозиции. Власти не преминут этим воспользоваться (заказные статьи типа «вот оно, истинное лицо оппозиции!» уже начали появляться в «известных» СМИ).
В этом смысле мой призыв к Жакиянову становится все более актуальным…