Сносные условия

Зачем аким Алма-Аты объявил войну кафе на первых этажах домов

10 мая в Алма-Ате произошел пожар в одном из крупных супермаркетов города – «Юбилейном». Вместе с универмагом сгорел ресторан KorovaBar, принадлежащий тем же владельцам, что и магазин, а кроме этого – несколько десятков квартир (их число даже в официальных СМИ варьируется от 23 до 46). По счастливому стечению обстоятельств, никто, за исключением одного отравившегося человека, не пострадал. Зато этот пожар, произошедший, по всей видимости, от короткого замыкания, может пройтись гибельным пламенем по всему остальному бизнесу, связанному с заведениями общепита на первых этажах домов. По крайней мере, такое намерение у власти уже появилось.

Остатки пожарища еще дымились, когда на место происшествия приехал городской аким Бауыржан Байбек. Дав указание расчистить все за счет владельца «Юбилейного», Байбек также распорядился начать проверку всех подобных пристроек на первых этажах жилых домов. В минувший понедельник уже было объявлено о создании комиссии, которая будет вершить судьбы бизнесменов. Причем делать это она будет всего неделю: уже 23 мая на стол Байбеку должны лечь документы, подтверждающие или опровергающие законность пристроек (туда входят шашлычные, летние рестораны, кафе). «Если они законно построили, но у него неправильно используется газ, нет сигнализации по линии ЧС, мы будем требовать, чтобы эти нарушения были устранены. Мы должны обезопасить наших жителей, которые живут в этих домах», – процитировало informburo.kz акима Бостандыкского района Беккали Торгаева, который дал официальный старт кампании. В отношении незаконных построек будут приниматься «жесткие меры». Не было уточнено, какие, но все, кажется, понятно без слов: будут сносить.

Проблема, однако, в том, что мало кто понимает, как будет определяться незаконность той или иной пристройки. В комиссию входят представители нескольких ведомств: архконтроля, ЧС, пожарной службы. Однако как они работают – было прекрасно видно на примере здания Национального пресс-клуба: там на основании сомнительного заявления некоего председателя КСК, которую никто в глаза не видел, хотят снести верхние этажи, хотя именно эти же структуры и разрешали их надстройку.
Строительства без разрешительных документов, наверное, найти не удастся. Следовательно, могут найти документы, которые станут «неправильными» в зависимости от желания тех или иных заинтересованных должностных лиц (см. абзац выше). К примеру, такими, возможно, окажутся документы на строительство, выданные в бытность акимом города Виктора Храпунова: в прессе неоднократно сообщалось, что он в последние дни перед своим уходом с должности выдал на-гора большое количество разрешений на строительство. Сам Виктор Храпунов в письменном ответе «Новой газете» – Казахстан» предположил, что такое развитие событий более чем возможно. «Эта утка не нова, в средствах массовой информации впервые она появилась, когда Назарбаев убрал с должности акима города Алма-Аты Заманбека Нуркадилова, – пишет Храпунов. – В тот момент конкретно было сказано, что Нуркадилов в последний день своей работы якобы подписал 200 решений по выделению земельных участков. В моем случае Назарбаев прилетел в Алма-Ату вместе с вновь назначенным Имангали Тасмагамбетовым около 10 часов утра 9 декабря 2004 года, так что в этот день я никак не мог подписать ни одного постановления или решения. А потом со слов нового акима пошла гулять фраза: мол, вы знаете, что в день своего освобождения Храпунов подписал документов в два раза больше, чем обычно. Далее все это разнеслось с обрастающими подробностями: кто-то говорит 200, кто-то – 300, а теперь после того, как я уже не работаю в Алма-Ате 12 лет, уже договорились о нескольких тысячах документов».
Кроме того, Виктор Храпунов прислал объяснение того, что подписать документы в одиночку аким не может никак – нужно большое количество согласований. А нынешнюю ситуацию экс-аким видит и вовсе как спор хозяйствующих субъектов: пожар мог произойти не случайно, а в результате аппаратной войны чуть ли не между Даригой Назарбаевой и Тимуром Кулибаевым. Правда, оперативных подтверждений этому найти в открытых источниках не удалось.
Вообще, удобно все будет свалить на персону, которая уже давно нон грата в стране. Но в этом случае от бизнесменов, получавших разрешения тогда, может возникнуть вполне объяснимое желание подать в суд на акимат и все проверяющие структуры. И тогда отвечать придется не Храпунову, а Байбеку – как его преемнику. Весь вопрос в том, произойдет ли такое. «Тут важно понимать, насколько суд готов действовать по закону, – говорит в беседе с корреспондентом «Новой» – Казахстан» известный адвокат Игорь Меерзон. – Тут важен еще такой момент: если у бизнесмена все по закону, он еще и налоги платит, а его заведение снесут – кто будет возмещать убытки? Кто будет компенсировать его налоговые поступления и рабочие места, которые он создавал?». В качестве предположения Меерзон считает, что это могут быть пенсионеры – они, как правило, несут на себе все невзгоды бюджета, но вряд ли они согласятся с таким решением. Значит, расходы по компенсации вынужден будет возмещать акимат – опять-таки из налогов.
Следовательно, при непродуманном обращении в суд, если он будет справедливым, акимат, скорее, наживет себе еще больше проблем. Но будет ли суд справедливым? Тут шансы 50 на 50. «Такие ситуации будут проверкой для специализированного экономического суда города Алма-Аты – сможет ли он действовать по закону», – говорит Игорь Меерзон.
Примерно по этим же основаниям акимату очень сложно будет провести блицкриг, подобный московскому. Там, напомним, пару месяцев назад за одну ночь снесли ларьки сразу по всему городу – якобы незаконно установленные. Правда, в итоге некоторые бизнесмены, мнения которых ни мэрия, ни тем более Собянин не спрашивали, пошли в суд и выиграли его у чиновников. Хотя аналогии с Москвой некоторые наши эксперты частично усматривают. «Градоначальник и там, и тут выше законодательства, – говорит экономист и политик Петр Своик. – И под него – градоначальника – пусть лучше законодательство меняется, а он под него меняться не будет. Ну и, кроме того, что до него градоначальники были неправильные, все делали не так, а он – нынешний – по случаю наделения его властью имеет право отменять все предыдущие решения». Правда, есть и разница, уточняет Своик дальше. «Надо сказать, что Собянин поступил солидно, – добавляет он. – Не стал ждать, пока что-то сгорит. Он просто организовал и подготовил это без повода».
В случае с заявлением Байбека ситуация выглядит совсем не по-московски и больше похожа на рефлекторную реакцию, считает экономический обозреватель Денис Кривошеев. «Это все рефлексия, – с сожалением говорит он. – У акима нет понимания, как управлять городом, и с каждым разом это становится все очевиднее». Под «предыдущими разами» Кривошеев имеет в виду массированную кампанию по сносу рекламных билбордов в апреле этого года. Рекламные конструкции, по мнению акимата, были установлены без разрешительных документов. Правда, сами рекламщики из нескольких агентств решительно протестовали против такой постановки вопроса, поскольку утверждали, что акимат сам затягивает процедуру выдачи разрешений или вовсе отменяет их – а потом отдает место аффилированным структурам. Но в акимате на это не обратили внимания – и Денис Кривошеев считает, что это все от неумения руководить городом, «в котором все чем-то недовольны» и «который не партия, где все «за». «Человек вообще не занимается ничем, кроме популизма, – продолжает Кривошеев. – И он пошел против тренда: у нас идет легализация капитала. Если даже у кого-то документы не сделаны нормально – нужно дать возможность бизнесу легализовать эти пристройки, чтобы потом приводить их к каким-то нормам и стандартам».
Уходя с места пожара в «Юбилейном», аким Байбек, по словам очевидцев, сказал: «Убрать тут всё!», – и уехал. Журналисты трактовали его слова как указание снести остатки бара и универмага. Бар снесли – а вот универмаг владелец собирается восстановить едва ли не на том же месте. Вероятнее всего, и с инициативой Байбека может произойти то же самое: будет заявлено о показательной казни малого бизнеса в виде пристроенных к домам кафе, пару демонстративно снесут. Однако в целом все останутся при своих, а Байбек получит дополнительные политические очки – примерно такие же, как в истории с пересадкой чиновников на велосипеды или реанимацией идеи легкорельсового трамвая.