Вдоль дороги министерства с запретами стоят. И тишина

Сразу несколько казахстанских министерств выступили против строительства автомобильной дороги через древнее городище Талгар. Однако это не мешает акимату Алма-Атинской области и нескольким частным компаниям по-прежнему вести работы на территории объекта всемирного наследия.

На минувшей неделе Министерство культуры и спорта и Министерство иностранных дел дали официальные ответы на запросы редакции «Новая газета» — Казахстан» по поводу ситуации вокруг строительства дороги на территории древнего городища Талгар. Оба ведомства высказались резко против строительства, однако пока к остановке разрушения городища это не привело.

 Остатки древнего города Тахрир (ныне Талгар) в Алма-Атинской области с 2014 года входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из компонентов серийной трансграничной номинации «Шелковый путь: сеть маршрутов Чаньань-Тянь-Шаньского коридора». В эту номинацию включены 22 объекта на территории Китая и три в Кыргызстане.
Сейчас через городище прокладывают автомобильную дорогу Бирлик—Алмалык—Рыскулов—Казстрой—Акбулак. Трасса расколет объект на две части и уничтожит еще не изученные культурные слои VIII века. К тому же на территории городища частная компания ТОО «Казархеология» ведет раскопки с неизвестной и не озвученной официально целью. Если целостность памятника культуры пострадает, Талгар могут исключить из списка объектов всемирного наследия, а за ним под угрозой окажется вся трансграничная серия объектов (см. «Дорога, разрушающая Шелковый путь», «Новая» —Казахстан», №24 от 16.06.2016 г.).

Министерство культуры и спорта на запрос редакции прислало ответ за подписью вице-министра Сакена Мусайбекова. Он пишет, что на сегодняшний день Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО рекомендует объявить мораторий на строительство автодороги. Также Комитет высказался против альтернативного варианта трассы, «так как это может отрицательно повлиять на выдающуюся универсальную ценность памятника». Министерство направило письмо в акимат Алма-Атинской области с просьбой о срочном приостановлении строительства дороги, но то ли письмо еще не дошло, то ли позиция Минкульта акимату безразлична.
В свою очередь, Министерство иностранных дел в письме подтверждает, что Талгар — это памятник с выдающимся универсальным культурным значением и он находится под защитой «Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия». Согласно Конвенции любые работы на территории памятника должны согласовываться с Комитетом всемирного наследия. МИД рассказал о семи шагах, которые могут предотвратить разрушение городища. Среди них — мораторий на строительство дороги Бирлик—Алмалык—Рыскулов—Казстрой—Акбулак, отказ от альтернативного проекта дороги, демонтаж уже построенного моста через реку Талгар и другие.
Акимат Алма-Атинской области, целиком и полностью отвечающий за сохранность памятника и строительство дороги, на запрос «Новой» — Казахстан» пока не ответил. В акимате нам сообщили, что наше письмо с вопросами будут рассматривать специалисты Управления пассажирским транспортом и автомобильных дорог. Ответ пообещали прислать через 20 дней, сославшись на то, что им нужно время на сбор дополнительной информации.
Директор ТОО «Казархеология» Жуман Смаилов (структура ведет раскопки на территории городища) по телефону отвечать на вопросы корреспондента «Новой» — Казахстан» отказался. «Во-первых, я [нахожусь] в экспедиции, а во-вторых, после ряда субъективных публикаций [в адрес ТОО «Казархеология»] по телефону комментировать я ничего не буду», — заявил Смаилов, дав при этом обещание, что лично отвезет журналистов в Талгар на место раскопок и там объяснит все детально. «Вопрос очень сложный», — добавил он.
Помимо ответа из акимата, редакция также ждет письменное объяснение от главы Министерства инвестиций и развития Жениса Касымбека о том, как получилось, что памятник истории подвергся угрозе уничтожения.

P.S. В материале «Дорога, разрушающая Шелковый путь» в №24 от 16.06.2016 Дмитрий Воякин был указан как архитектор, хотя на самом деле — он археолог. Приносим извинения за техническую ошибку.