Ректор не прошел проверку на полиграфию

Почему руководитель технического университета имени Сатпаева хочет закрыть одну из немногих в стране кафедр полиграфии.

Новый учебный год в казахстанских университетах, куда уже идет отбор первокурсников, может начаться без ключевой для издательского дела Казахстана специальности. В стране под угрозой закрытия находится едва ли не единственная кафедра полиграфии (если быть точнее – «Машины и технологии полиграфического производства»). Что удивительно – закрыть ее хочет само руководство вуза. И пока не особо помогает даже заступничество человека по фамилии Назарбаева.

 Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.Сатпаева (КазНИТУ) утвердил «новую миссию и стратегический план развития университета». Об этом в письме министру образования и науки Ерлану Сагадиеву написал ректор вуза Искандер Бейсембетов. «Миссия» заключается в том, что руководство КазНИТУ намерено усилить уровень подготовки кадров инженерно-технического профиля и предлагает закрыть сразу 15 специальностей в университете. Мотивация следующая: мол, эти специальности есть и в других заведениях. Те, кто уже учится по специальностям, указанным в «списке на вылет», свое обучение закончат, а нового набора больше не будет.

Нюанс заключается в том, что если образование по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Финансы» и «Маркетинг» можно получить в любом другом вузе, то с более редкими направлениями вроде «Землеустройство» и «Кадастр» все не так просто – в Казахстане не так много учебных заведений, где обучают этому. Самая тяжелая ситуация складывается со специальностью «Полиграфия»: ректор вуза предлагает закрыть и ее. При этом в качестве альтернативы существует разве что полиграфический колледж, но он готовит, скорее, технических работников, а не руководителей издательского дела. Судя по всему, такие специалисты не причисляются к кадрам инженерно-технического профиля и не вписываются в высокую «миссию» университета. Кроме того, нужно добавить, что все это подается под соусом госпрограммы индустриально-инновационного развития, и это забавно: индустриализация вроде как предполагает открытие новых возможностей, а не «обрубание» старых.
Ответ министра на предложение по радикальному переформатированию КазНИТУ пока неизвестен, но Ерлан Сагадиев получил и письмо в защиту специальности «Полиграфия» — от генерального директора республиканского полиграфического издательского комплекса «Дауир» С. Назарбаевой, которая высказывает большое опасение в отношении возможного закрытия кафедры. «Учитывая, что большинство полиграфических предприятий сосредоточено в городе Алматы и высокую востребованность выпускников данной специальности, считаем, что данное решение руководства университета является крайне необдуманным и может, в конечном счете, нанести непоправимый урон полиграфической отрасли, постоянно нуждающейся в квалифицированных специалистах этой уникальной узкоспециализированной профессии», — пишет Назарбаева.
Чью сторону в итоге выберет министр – станет известно в ближайшее время, однако надо учитывать, что Ерлан Сагадиев имеет репутацию большого «реформатора», так что позиция ректора в первом приближении видится для него более приемлемой. Между тем, история со специальностью «Полиграфия» — это еще одно подтверждение тенденции массового наступления на производителей печатной продукции. Ранее, напомним, уже были закрыты газетные ларьки компании «NomadPress»; затем аким Алма-Аты Бауыржан Байбек объявил войну простым распространителям. Кроме того, еще в феврале «Новая газета» — Казахстан» писала о том, что государство всячески старается установить свои порядки в производстве казахстанской литературы.
Вообще, наступление на печатную отрасль можно было бы оправдать новыми технологиями: мир уходит в интернет, а Казахстан – как средоточие этого мира – должен ускорить процесс, чтобы догнать и перегнать, так сказать. Однако вместо вдумчивого развития технологий с сохранением того, что уже наработано, получается какая-то кампанейщина. И не будет ничего удивительного, что в дальнейшем может оказаться так, что и старое разрушили, и нового ничего не придумали. Если «миссия» заключается в этом – тогда нам всем можно только посочувствовать.