Удавка для предпринимателей

Понижение порога по НДС ударит по МСБ и карману потребителей

Вопреки официальным заявлениям о необходимости увеличивать долю малого и среднего бизнеса (МСБ) в экономике казахстанское правительство, похоже, решило еще больше затруднить и так нелегкую жизнь МСБ в Казахстане и заодно в очередной раз «обезжирить» потребителей.

 Такой вывод напрашивается после того, как в прошлую среду глава Министерства национальной экономики Куандык Бишимбаев в очередной раз озвучил предложение о постепенном понижении порогового значения постановки на учет по налогу на добавленную стоимость (НДС).
«Мы снижаем порог по НДС начиная с 2018 года – с текущего уровня 30 тыс. МРП (Т64 млн – КазТАГ) до 25 тыс. МРП. Еще 8510 субъектов станут плательщиками НДС в результате этого снижения после 2018 года. В 2019 году, когда порог снизится до 20 тыс. МРП, дополнительно 6 тыс. субъектов встанут на регистрационный учет. В 2020 году, когда порог снизится до 15 тыс. МРП, плательщиками НДС дополнительно станут 19 тыс. субъектов», – назвал конкретные параметры давно готовившейся инициативы МНЭ К. Бишимбаев на пленарном заседании Мажилиса 26 октября.
Какую цель преследует Министерство национальной экономики, догадаться несложно. По словам главы МНЭ, в результате понижения порога по НДС из 69 тыс. его плательщиков, зарегистрированных сегодня в Казахстане, за счет этих мер еще 50% будут включены в реестр тех, кто платит налоги. Проще говоря, Миннацэкономики пытается увеличить налогооблагаемую базу за счет сбора налоговых платежей с еще большего числа субъектов предпринимательской деятельности.
Для объективности следует напомнить, что изначально предполагались более крутые меры: Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 3 декабря 2015 года предусматривалось уже с 2017 года снизить пороговое значение до 3234 МРП, то есть одним махом и почти в 10 раз. Причем, по нашей информации, в названном законопроекте это предложение еще не изменено на новое.
Но как бы то ни было, очевидно, что инициатива Министерства национальной экономики, под каким бы соусом она ни подавалась, – это очередная, но теперь уже налоговая удавка для МСБ.

Понятно, что на столь не популярные меры Кабмин идет из-за обвала темпов роста казахстанской экономики на фоне падения цен на нефть и на другое сырье, что в последние два года повлекло резкое сокращение налоговых поступлений в госбюджет. И чтобы залатать эти дыры без дополнительной нагрузки на Национальный фонд, правительство пошло путем наименьшего сопротивления – обложить налогами (в нашем случае НДС) как можно большее число предпринимателей.
Интересно, что свою инициативу МНЭ прикрывает благим намерением – уменьшить долю бизнеса, находящегося в тени. «Мы должны понимать, у нас самый низкий уровень НДС и один из самых низких порогов по постановке на НДС. То есть таких порогов ни в одной развитой стране вы не встретите. Если до корректировки курса это было 64 млн тенге, то сегодня – 200. Эти предприятия и составляют теневую экономику», – убеждал депутатов К. Бишимбаев.
Конечно, чиновник сказал только половину правды. Во-первых, в любой развитой стране обороты бизнеса намного выше, чем в Казахстане.
Во-вторых, есть развитые страны, где вообще не взымается налог на добавленную стоимость! Это, например, США. Правда, там платится налог с продаж. Не платят НДС и в некоторых богатых нефтью странах. К примеру, в Саудовской Аравии.
В-четвертых, ставка по налогу на добавленную стоимость во многих развитых странах не превышает 10%. Например, в Канаде в зависимости от провинции ставка этого налога находится в диапазоне от 5 до 7%. В Казахстане она равна 12%.
В-пятых, повышение налоговой нагрузки на бизнес через НДС вряд ли будет способствовать снижению доли теневой экономики. Напротив, своей мерой Миннацэкономики только усилит стимулы для ухода от налогообложения и приведет к дроблению бизнеса. В результате МНЭ рискует получить противоположный эффект: еще большее увеличение теневой экономики и сужение налогооблагаемой базы.
В-шестых, на фоне экономического кризиса в стране, от которого и так сильно страдает бизнес, в случае введения новшеств Министерства национальной экономики возрастет риск закрытия многих субъектов МСБ и падения его доли в ВВП. Коротко и емко этот риск сформулировал депутат и глава партии «Ак жол» Азат Перуашев. «Вы просто заставляете платить еще больше тех, кто и так платит, а для тех, кто не платил, вы методов так и не предложили», – оценил в своем выступлении на том же заседании Мажилиса инициативу МНЭ парламентарий.
Однако самое главное заключается в том, что, в конце концов, новое налоговое новшество Министерства национальной экономики ляжет тяжким бременем на потребителей. Потому что НДС – это косвенный налог, и его в итоге уплачивает не продавец, а конечный покупатель товаров и услуг, на которого этот налог и перекладывается.
Получается, что главной целевой аудиторией новой налоговой меры правительства будут все граждане. То есть латать бюджетные дыры в Кабмине в очередной раз решили за счет «обезжиривания» и так похудевших карманов казахстанцев.
И это при том, что материальное благосостояние населения продолжает снижаться. Согласно даже официальной статистике, среднедушевые реальные (то есть с учетом инфляции) денежные доходы граждан Казахстана в августе этого года по сравнению с соответствующим месяцем 2015-го уменьшились на 7,5%. При этом за III квартал этого года среднемесячная заработная плата в реальном выражении снизилась на 3,3% по сравнению с июлем – сентябрем прошлого года.
Но то ли еще будет, так как помимо налоговых новшеств по НДС с 2018 года правительство планирует к уже существующим 10%-ным обязательным пенсионным взносам работников обязать работодателей делать еще 5%. Кроме того, в следующем году намечается очередной виток роста тарифов на коммунальные услуги.
Еще одна примечательная деталь. Правительственные налоговые новшества предлагаются на фоне непрекращающихся нарушений при освоении государственных средств. По словам члена счетного комитета Казахстана по контролю за исполнением республиканского бюджета Александра Горяинова, в I полугодии этого года «общая сумма выявленных ревизионными комиссиями нарушений превысила 306 млрд тенге, из них финансовые – на сумму 112 млрд тенге, или 10% от охваченных аудитом средств».