Воспалительный процесс

Начинается суд над Дмитрием Васильевым, бывшим гендиректором ФК «Актобе». Как бы он ни закончился – в проигрыше останутся все


Пока вся страна с размахом отмечает Наурыз, несколько человек в Актобе сосредоточенно готовятся к большому представлению. Это, конечно, будет не театральная постановка, а реальный суд, но эффектные реплики и игра на публику обеспечены заранее, поскольку на скамье подсудимых начальник местного облспорта Искендербек Маханов, а главное – бывший, но самый знаменитый генеральный директор футбольного клуба «Актобе» за всю его историю Дмитрий Васильев.


С декабря 2015 года, когда Васильев возглавил клуб, «Новая газета» – Казахстан» посвятила ему материалов больше, чем всем остальным футбольным клубам вместе взятым. Это и понятно: история Васильева – она совсем не про футбол, она про тотальный непрофессионализм, кампанейщину, кумовство и попытку политических игр. Где-то все это прикрывалось историями про развитие футбола, но в целом происходящее вокруг Васильева выглядело настолько ужасно даже для Казахстана, где подобные вещи в государственном управлении – само собой разумеющееся, и нет ничего удивительного, раз все так в итоге и заканчивается.
Удивительно другое: в том виде, в котором уголовное дело поступило в суд, история Дмитрия Васильева вдруг начала вызывать у многих болельщиков (еще вчера готовых разорвать его на куски) сочувствие. С тем багажом правонарушений, который Антикоррупционное бюро вменяет Васильеву в вину, последний выглядит едва ли не «стрелочником». Логика тут такая: до Васильева растраты были миллионные и даже миллиардные, в других клубах тоже живут не по средствам – почему в таком случае именно бывший гендиректор ФК «Актобе» с вменяемым ему хищением в
240 миллионов тенге должен быть самым главным виноватым? Пусть отдаст деньги – и идет на все четыре стороны.
К сожалению, право на эту логику у новых сторонников Васильева есть, поскольку по идее за осуждением функционера, если суд докажет его вину, антикоррупционщики должны совершить вояж и по остальным футбольным клубам страны, а заодно заглянуть в прошлое и привлечь к ответственности тех, кто раньше бездумно тратил деньги из бюджета на малопривлекательный футбол. Но этого не произойдет: разовая акция устрашения такой и останется, и все остальные нечистые на руку люди в футболе по-прежнему будут чувствовать себя спокойно.
С другой стороны, это совсем не означает, что Васильева нужно жалеть. Футбольный клуб «Актобе», к примеру, по-прежнему пожинает плоды деятельности своего бывшего гендиректора. Выяснилось, что долги, о погашении которых кричал Васильев, не погашены, а команду и вовсе пришлось собирать опять с нуля. В итоге после трех первых туров «Актобе» при достаточно хаотичной игре набрал всего одно очко и ни разу не забил. Да и поведение самого футбольного функционера перед судом вызывает вопросы. К примеру, сайт ratel.kz дал выдержку из письма Васильева, которое тот вроде как написал генпрокурору Жакипу Асанову и спикеру парламента Нурлану Нигматулину. «Незаконное заказное уголовное преследование меня, гражданина России, своей работой сохранившего для Казахстана миллиарды народных тенге, считаю проявлением акта недружественности по отношению к Российской Федерации», – цитирует сайт письмо. При этом удивительно, что о помощи консула России Васильеву не слышно ничего. «Новая газета» – Казахстан» отправила запрос в консульство Российской Федерации на предмет того, обращался ли опальный футбольный функционер туда за помощью. И если выяснится, что нет – это породит множество новых вопросов.
Зато в свою пользу Васильев явно зовет журналистов портала Life.ru, которые, судя по их предыдущим публикациям по этой теме, станут защитниками подсудимого в публичном пространстве (тут надо понимать, что репутация «Лайфа» расположена далековато от понятия «объективность»). И в этом случае антикоррупционщикам для их же репутации неплохо было бы, чтобы доказательная база была железобетонной, иначе ищущие любую зацепку для оправдания Васильева его сторонники легко выставят силовиков недотепами.
Дело Васильева и дело Маханова при этом собираются объединить в одно производство: это может стать основанием для переквалификации статьи на пункт «преступление, совершенное двумя и более лицами по предварительному сговору»; но это же выглядит как перестраховка на случай слабых доказательств – видите, мол, тут целая банда, отпускать никак нельзя.
Иными словами, процесс по делу Дмитрия Васильева, который станет главным футбольным событием весны в Казахстане, при любом исходе оставляет в проигрыше всех. Суд точно будут обвинять в предвзятости вне зависимости от его решения, силовикам из Нацбюро по противодействию коррупции достанется либо за «слишком мягкое» обвинение, либо за «абсолютно несправедливое». Сам Дмитрий Васильев свою репутацию загубил давно, и даже гипотетическое оправдание (шансов, судя по его поведению и заявлениям, на это не очень много) лучше ему не сделает. Да и казахстанский футбол не изменится никак: он не станет ни чище (нельзя победить гидру, оторвав ей одну из нескольких десятков голов), ни сильнее в экономическом и игровом плане.