Урок разрушителям урочища

Международная организация заявила о нарушениях в строительстве горнолыжного курорта «Кок-Жайлау» в Алма-Ате, и будет требовать от Казахстана незамедлительных поправок


Маленькая победа

С 2007 года экологи и общественность борются с городскими властями за сохранение урочища Кок-Жайлау – части Иле-Алатауского национального парка. Строительство курорта начато, но лишь отсутствие денег в бюджете города и страны не дает делу полного хода.
В 2013 году двенадцать «зеленых» активистов обратились в комитет ООН по вопросам соблюдения Орхусской конвенции – о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Спустя четыре года комитет рассмотрел жалобу, обнаружил нарушения, и призывает Казахстан отказаться от строительства курорта в заповедной зоне.

На прошлой неделе экологи и активисты выступили перед журналистами в Алма-Ате. Они в подробностях представили решение комитета и рассказали, какой ущерб нанесет строительство курорта и насколько оно необоснованно в условиях изменяющегося климата. Сергей Соляник, консультант экологической организации Crude Accountability, объяснил, что первое время общественность Алма-Аты пыталась решить эту проблему внутри страны, не вынося ее за «порог». Но, по его словам, любые попытки дискуссии властями игнорировались, тогда-то активисты и решили обратиться в международную организацию.
«Кампания по защите Кок-Жайлау приняла очень широкий размах. Были обращения к президенту, в акимат, публичные выступления. Но правительство игнорировало мнение общественности. Жители Алма-Аты решили обратиться в комитет по соблюдению Орхусской конвенции. Казахстан – одна из сторон конвенции, и этот международный документ имеет приоритет [перед казахстанским законодательством]», – сказал на пресс-конференции Сергей Соляник. 

Среди подписавших обращения не только экологи и активисты, но и рядовые жители города. Первое заседание комитета с участием представителей правительства Казахстана прошло в декабре 2014 года в Женеве. Сергей Соляник принимал в нем непосредственное участие. «Рассмотрение заняло четыре года, потому что комитет тщательно проверил всю информацию по нашему делу, выслушал членов правительства Казахстана и только потом вынес решение: наши претензии к акимату Алма-Аты и правительству страны имеют под собой основу», – твердо заявил эколог. 

Комитет по вопросам соблюдения конвенции установил, что Казахстан, принимая решение по проекту строительства ГЛК «Кокжайлау», нарушил международные обязательства по пунктам 2, 3, 8 статьи 6 и статьи 7 Орхусской конвенции.
Вадим Ни, председатель НПО «Экофорум Казахстана», перечислил и другие нарушения конвенции. Например, в 2012 году правительство объявило о слушаниях по предварительной оценке воздействия строительства курорта на окружающую среду: тут комитет обнаружил нарушения по срокам объявления и по его содержанию. Но документ предварительной оценки на окружающую среду был предоставлен общественности для изучения незадолго до слушаний, и активисты не смогли подготовиться к участию и обсуждению. Письменные замечания и комментарии экологов, НПО, активистов никак не учитываются, их правительство страны и акимат Алма-Аты игнорируют. «С позиции международного права строительство курорта на Кок-Жайлау нелегитимно», – считает Ни.



Большие последствия

Экологи решение комитета считают своей однозначной победой. Но повлияет ли оно на решение властей Казахстана, если у международной организации фактически нет никаких рычагов давления? Из ответа Ни следует, что остается только надеется на благоразумное поведение правительства. «У комитета нет военных, экономических санкций. Будучи на протяжении девяти лет членом этого комитета, я сам выносил решения по Великобритании. Оно касалось не менее значимых вопросов, и было немедленно выполнено. Похожий случай был с Бельгией, и они тоже выполняли решение комитета. Я думаю, что Казахстан не может вести себя как подросток с девиантным поведением на международном уровне», – думает о власти Ни.
Эксперт уверен, что никто из зарубежных инвесторов не станет вкладываться в такой проблемный проект, тем более, когда международное сообщество считает строительство незаконным. В свою очередь, Сергей Соляник добавил, что Казахстан теперь периодически должен будет отчитываться перед комитетом о выполнении решения, о том, как исправляется ситуация. «Имидж Казахстана уже подпорчен, а если Казахстан будет игнорировать решения комитета, то ситуация обострится еще больше», – заключает Соляник.
Экологи и общественные организации по результатам оценки международного комитета выдвинули ряд требований в адрес акимата Алма-Аты и правительства Республики Казахстан. Во-первых, они требуют отказаться от строительства курорта и не выделять средства из бюджета на его реализацию. Во-вторых, вернуть территории урочища Кок-Жайлау в состав Иле-Алатауского национального парка. В-третьих, общество просит потенциальных инвесторов воздержаться от каких-либо инвестиций, связанных с застройкой урочища Кок-Жайлау.
Политик Пётр Своик, автор серии материалов о строительстве ГЛК «Кокжайлау» в 2014 году, уверен, что основная причина остановки проекта – финансовый кризис. Тем не менее Своик не умаляет силу общественных протестов. По данным председателя общества «Зеленое спасение» Сергея Куратова, под открытым письмом президенту было собрано более 15 000 подписей. Это весомый довод.
«На данный момент ситуация со строительством «висит». Трудно сказать, насколько ее собираются реанимировать. Для того чтобы началось реальное движение, надо переделать проект. Поэтому точно говорить, что там происходит, мы пока не можем. Есть объективный шанс, что стройка не будет возрождена, в первую очередь потому, что нет денег. Но электрическую подстанцию начали строить давно, и, скорее всего, ее достроят, – говорит Пётр Своик. – Надо иметь в виду, что аким города Бауыржан Байбек – не глава этого проекта, а исполнитель. Даже предыдущий аким Ахметжан Есимов при всем своем весе был всего лишь исполнителем. Интерес этого проекта состоит в частном освоении территории. И он, скорее всего, уже пропал – во многом из-за протестов общественности. Те, кто хотел освоить там земли, сильно напрягаются, что все придается огласке, и все дальнейшие попытки это сделать могут выйти боком».
Тем не менее, так просто стройку не остановить – особенно с учетом денег, которые уже вложены. Ерлан Жайлаубай, руководитель управления туризма Алма-Аты, в разговоре с журналистом портала informburo.kz рассказал, что с 2014 года на проект было выделено и освоено 8,7 миллиарда тенге бюджетных средств. И требуется еще почти шесть миллиардов. Но экологи продолжают верить в силу общества. «В прошлом году в результате действия международной конвенции было остановлено разрушение древнего городища Талгар. Потребуется много усилий, чтобы привести его в порядок, но стройка на городище остановлена, и это факт. Точно так же мы надеемся на решение Орхусского комитета», – говорит Сергей Куратов из «Зеленого спасения». Напомним, что «Новая газета» – Казахстан» подробно описывала ситуацию вокруг древнего городища Талгар в материале «Дорога, разрушающая Шелковый путь» (№24 от 16.06.2016 г).
В конце концов, есть надежда на здравый смысл: стройка на Кок-Жайлау, помимо имиджевых проблем, повлечет и много экологических катастроф, которые точно станут достоянием мировой общественности. «Урочище Кок-Жайлау покрыто не только редкими растениями, но и такими, которые просто сохраняют влагу, целостность почв, предотвращают сильные дождевые стоки, размытие склонов. К тому же среди этих растений есть редкие краснокнижные: тюльпаны различных видов, яблони Сиверса, абрикос обыкновенный, – перечисляет эколог. – Если мы суммируем ущерб, то, во-первых, может быть нанесен очень серьезный удар по водозащитным лесам. Это приведет к обвалам, оползням, селям. Во-вторых, на территории урочища могут исчезнуть естественные источники воды. Там нет ледников, вся вода скапливается лесами и растениями. В-третьих, часть редких растений исчезнет при строительстве и при дальнейшем использовании курорта туристами. В-четвертых, горожане лишатся доступного места отдыха». А еще исчезнут снежные барсы, для которых это урочище – естественная среда обитания. Отказаться проще, чем продолжать, и, возможно, нужно лишь время для того, чтобы власти выйти из этой ситуации, не потеряв лицо.