Крест на всю жизнь

Священника из Алма-Атинской области, восхваляющего Путина «с его войском», перевели на другую должность


В начале августа «Новая газета» – Казахстан» рассказала о странной проповеди священнослужителя из храма в Алма-Атинской области, который во время обряда крещения обсуждал божественную сущность Владимира Путина (с Божьей помощью он «оттяпал» Крым и Донецк); рассуждал о том, как легко устроить хаос, обезглавив руководство (в буквальном смысле) региона; а в конце заявил, что каждого пятнадцатого рожденного в семье ребенка крестит в их области лично Путин. Сам священник факт произнесения такой проповеди не отрицал, и на случившемся в середине августа «дисциплинарном совете» для священнослужителей было решено перевести его из этого храма на другую должность. По церковным канонам это, в общем-то, максимальное наказание за такой проступок: от церкви представителя духовенства никто отлучить не может (выражаясь мирским языком, не тот «состав преступления»), да этого никто и не требовал.

Но как стало известно «Новой» – Казахстан», некоторые люди из руководства Алма-Атинской области очень желали, чтобы мотивировка наказания священнослужителя была указана едва ли не как за деструктивную деятельность. Это можно объяснить сразу двумя причинами: обидой за слова о нейтрализации верхушки и желанием заработать дополнительные очки на попытке «выявить» «радикальную ячейку». Но руководство Церкви на это не повелось и правильно сделало: не следует путать радикализм с обычной заидеологизированностью.
История на этом могла бы благополучно завершиться. Однако на протяжении всего месяца (и до сих пор) корреспондент «Новой» – Казахстан» постоянно сталкивался с большим количеством негативных комментариев в свой адрес от прихожан этого священника и от тех, кто под них маскируется. Общий посыл их претензий сводился к двум вещам: журналист все врет (священник, напомним, подтвердил сказанное перед своими же коллегами), а даже если что-то и говорилось – ну и что тут такого? Показателен, например, такой комментарий на сайте газеты от человека под именем Анатолий Алексеев (возможно, это псевдоним). «Я допускаю, что батюшка, с Божьей помощью, больше понимает и больше видит. Его оценка добра и зла и борьбы добра со злом для многих больше важна, чем мнения того, кто решил полить грязью многими уважаемого священника. Действительно священник, которого знают многие в городе и области – это воин войска Христова и венцы ему, а кто этот журналист??? Получается, что богоборец, слуга врага рода человеческого», – пишет Алексеев.
Другие ему вторят: священнослужитель, мол, бессребреник – пусть увлекается политикой, зато в дома другим людям приносит молоко и мед, не строит себе особняки и не наживается на прихожанах. «Кстати, глубоко уверен в том, что грех, который этот журналист взял на себя, будет жечь его совесть до конца дней его. Пожалеем его по-христиански. Прости его, Господи, ибо не знает, что творит!», – заключает свою тираду Анатолий Алексеев. К сожалению, в таком подходе налицо логическая подмена понятий, свойственная тем, кто лоялен объекту обсуждения. Священник – политикан, но носит мед; в России – страшная коррупция, но Путин ее с колен поднял зато; на выборах в Казахстане один кандидат получает почти 100% голосов, но у нас демократия. Поэтому нужно объяснить «на пальцах», что здесь не так.
Любой священнослужитель может быть прекрасным человеком – добрым, великодушным, щедрым. Однако, находясь на своем посту, он должен соблюдать некие правила, которые накладывает на него его должность. Одно из этих правил – никаких разговоров о политике внутри храма. За пределами рабочего места – сколько угодно: каждый имеет право на свободу выражения мысли. Но в здании церкви положено себя сдерживать. В интервью «Новой» – Казахстан» руководство Церкви рассказало, что это не первая подобная жалоба на этого конкретного священника – значит, речь идет не о случайно брошенных фразах, а о целенаправленной пропаганде (а ее вообще собираются сделать едва ли не преступлением – см. также материал «Друзьям – все, врагам – пропаганда» на стр. 17). Священнослужитель мог стать ее жертвой, но он в то же время превратился в носителя очень сомнительных идей, и те, кто считает, что это все нормально, либо сами уже стали подобными носителями, либо всерьез считают, что нарушать правила дозволено, особенно если это делает начальство.
Честно говоря, еще неизвестно, что хуже. Это классическое «он – начальник, я – дурак» никак не уйдет из сознания казахстанских граждан, а модернизацию именно в этой части государство проводить точно не будет. Еще раз: поставленные, назначенные или выбранные начальники – что во власти, что в церкви, что на обычной работе, – это лишь менеджеры, которые несут ответственность за коллектив, регион или приход, но они не цари, не боги, кому все дозволено. Если они совершают ошибки, то должны за них отвечать. И определять степень их вины должны именно люди, которые к каждому движению начальства должны относиться максимально критично. Так работает гражданское общество.
А когда начальству позволяется все в обмен на «мед и молоко» – это патернализм и отсутствие ответственности за свою жизнь. Наверху решат, им виднее, наше дело – слушаться. Интересно, что прихожане пишут, что этот священник не строил особняки. Значит, остальные строят, иномарки себе покупают, деньги с прихожан собирают не на работу храма, а для себя? И раз с этим никто активно не борется – значит, это считается нормальным? Только это вообще-то раболепие или, как принято говорить, сотворение себе кумиров в руководстве. Еще неизвестно, чей грех страшнее.