Модернизация «от уха до уха»

  • Печать

Публичные жертвоприношения из XVIII века плавно перекочевали в XXI – только теперь их оправдывают с более наглым видом


Новость, которая лучше всего ложится в канву рубрики «Вестник МОДОБСОЗа» (модернизации общественного сознания, если кто не помнит): в хоккейном клубе «Барыс» из Астаны перед тренировкой зарезали барана, а кровью окропили ворота.
Случилось это в самом конце 2017 года, и, говорит хоккейный журналист Алексей Шевченко, легионерам от вида того, что происходило, стало, мягко говоря, не по себе. Новость на российских спортивных сайтах (и не только) стала топовой не только в силу новогоднего простоя, но и в силу своей абсолютной дикости для 2018 года. А еще более показательным стал ответ пресс-секретаря «Барыса» Евгения Акманова, из которого следовало, что никому плохо не становилось, традицию резать баранов надо уважать (особенно Шевченко, у которого в стране есть «автономные республики», где проходят «аналогичные мероприятия»). И вообще, оказывается, на тренировке были еще имам и батюшка, каждый из них произвел свои религиозные ритуалы, а священник заодно и клюшки вместе со свитерами отдельных хоккеистов окропил.

Помогло ли это, станет известно уже после ухода материала в печать («Барыс» в среду вечером играл с «Югрой» – абсолютным аутсайдером). Но вообще-то желание оправдать традициями любое насилие (пусть даже и не над людьми) вызывает отвращение, близкое к восхищению. Это как если бы полицейский, у которого сорвалось несколько подряд преступников («Барыс» проиграл 14 из 16 последних матчей), пошел и застрелил бы свидетеля – на удачу. Примета же такая: где труп – там и преступник.
Сравнение может быть утрированное, но вообще-то в цивилизованном мире слово «жертвоприношение» выглядит какой-то особенно изощренной издевкой над прогрессом. Илон Маск запускает Space X, японцы создают самовосстанавливающееся стекло, в Астане мажут кровь животного на хоккейные ворота. Все это выглядит настолько жалко, что даже не смешно. Если «Барыс» выиграет у «Югры», кто-то всерьез может подумать, что это именно кровь агнца божьего помогла победить. Страшно представить, что будет, если «Барыс» проиграет. Нужно, видимо, больше жертв. Как пошутили комментаторы на sports.ru, пора вводить сожжение на кострах – и это не выглядит совсем уж шуткой.
Если абстрагироваться от эмоций, то ситуация с оправданием варварского обычая в публичном поле выглядит не столько симптоматично, сколько показательно для идеологов трансформации казахстанского общества. Когда Нурсултан Назарбаев говорил, что современный житель страны должен опираться на национальный дух, он вряд ли имел в виду, что под ним понимается умение перерезать барану горло в публичном месте. Когда президент заявлял, что принципом идеологии казахстанца должно стать эволюционное развитие, он вряд ли полагал, что развитие должно идти в обратную сторону. Наконец, когда глава государства писал, что основополагающей идеологией должны стать прагматизм и реализм, он вряд ли мог считать, что брызгание воды на клюшки вкупе с бормотанием и обмазывание кровью инвентаря – это образец прагматики.
Получается, что когда такие вещи в публичном поле оправдываются, когда они воспринимаются как часть само собой ра-зумеющегося, плевать все хотели и на модернизацию общественного сознания, и на то, что говорится с высоких трибун. Архаика и первобытные инстинкты, близкие к варварству, – вот цивилизационный выбор таких людей. Когда Акманов открыто говорит, что посмотрите, мол, на пермский «Амкар»: там зарезали барана, и серия без поражений прервалась (правда, клуб теперь на грани расформирования), – он де-факто легитимирует мистицизм в качестве одного из ответвлений этого нового казахстанского «реализма». Смотрите, а резать баранов, оказывается, действенно. А если мы еще и пастуха в печень кольнем – вообще чемпионат КХЛ досрочно выиграем.
Попытка выдать мракобесие за норму – хуже всех закручиваний гаек, которые выдают за улучшение норм для журналистов, адвокатов и прочих. Там, по крайней мере, государство врет, но мы все это сразу понимаем, и когда появляется новый законопроект, первое, что делает прагматичный казахстанец, – ищет способы обхода нового закона. Но здесь-то ересь распространяют люди, возведенные в ранг кумиров. Спортивных ли, творческих – не важно: им доверяют, а следовательно, их влияние гораздо сильнее.
К сожалению, то, что в первую очередь на эту новость обратили внимание в России, сильно снижает шансы на хоть какую-то адекватную реакцию со стороны казахстанского общества. Акманов не боялся говорить «на себя, мол, посмотрите»: он понимал, что за ним десятки тысяч тех, кому до сих пор убийство живого существа на удачу кажется нормой. Зачем вы лезете в наши дела, уважайте наши традиции, не пытайтесь сеять раздор – вот это все. Это уже звучит в комментариях на казахстанских сайтах. Но если есть у власти еще хоть капля адекватности, ей придется обратить внимание на эту ситуацию. Иначе модернизация общественного сознания так и останется всего лишь модернизированным способом «распила», а все слова о том, что Казахстан – признанное в мире государство, будут лишь ширмой для бедных духом.