Безопасность на съемках не гарантируют

НАШ ГОСТЬ


17 ноября в Алма-Ате начал свою работу XIV МКФ Шакена Айманова. Жюри международного конкурса «Перекресток» возглавил афганский режиссер, сценарист, продюсер Сиддик Бармак.


– Господин Сиддик Бармак, в 2005 году ваша драма «Усама» принимала участие в конкурсной программе кинофестиваля «Евразия», но ведь не только это связывает вас с Казахстаном?
– Да, после «Евразии» мне довелось побывать на киностудии «Казахфильм» для проявки моего второго фильма. Так что у меня приятные воспоминания об Алма-Ате, я люблю этот город, люблю казахское кино. Время от времени я ищу в интернете казахские картины, как классику, так и современные, и просматриваю их. Сегодня мне рассказали, что сейчас в Казахстане снимается более 60 картин в год, это огромный прогресс, который говорит о том, что у вас выросло новое поколение кинематографистов, у которых есть своя позиция в жизни, порыв рассказать о чем-то современникам. Ваши картины представлены почти на всех мировых кинофестивалях, меня это очень радует. Свою очередную картину я планирую снять в Казахстане или в Таджикистане. Так как сейчас очень трудно снимать кино в Афганистане, даже в самом Кабуле сложно, не говоря о других уголках страны. Поэтому я вдвойне рад приглашению работать в жюри, так как новый приезд в Казахстан предоставил мне шанс не только оценить 12 картин, открыть новые имена в кино, но и изучить здешние возможности для моего нового проекта.

– Так приятно, что вы прекрасно владеете русским языком!
– Я же выпускник ВГИКа, учился в мастерской Юрия Чулюкина. Мне очень нравятся его фильмы «Девчата», «Поговорим, брат».
– А не учились ли вы вместе с режиссером Абдеррахманом Сиссако, он у нас возглавлял жюри кинофестиваля «Евразия» в 2015 году?
– Что вы говорите? Мы с ним жили в одной комнате в общежитии, но учились в разных мастерских. В Москву я приехал в 1982 году, этому содействовал Союз кинематографистов Афганистана. Один год изучал русский язык на подкурсе в МГУ, в 1983 году поступал к Сергею Герасимову, но в его набор не попал, а Чулюкин меня принял. Свои учебные работы я снимал в Москве, а дипломную картину – в Афганистане.
– Вы знаете, в те же годы в Алма-Атинском мединституте учились 12 студентов из Афганистана, но по окончании вуза из-за политической нестабильности в стране никто из них не рискнул вернуться на родину. Позже мир потрясла весть о казни президента Мохаммада Наджибуллы.
– А я вернулся на родину. Признаюсь, никогда не был в числе сторонников Наджибуллы. Напротив, присоединился к его противникам и уехал из Кабула, три года провел в горах, создал фонд документального кино, был на стороне полевого командира Ахмад Шах Масуда. Я снимал документальное кино, после прихода к власти моджахедов стал директором «Афганфильма». Потом пришли талибы, все сожгли, я был вынужден эмигрировать в Пакистан, в январе 2002 года вернулся в Кабул, мы начали восстанавливать наш кинематограф. Я снял фильм «Усама», рассказывающий о временах правления талибов в Афганистане. В 2004 году он выиграл приз «Золотой Глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», «Золотую камеру» – приз лучшему дебютанту Каннского кинофестиваля, и удостоился серебряной медали имени Феллини от ЮНЕСКО… Так что прошел войну, работал на родине, но в 2015 году по политическим причинам все же был вынужден покинуть Афганистан, и сейчас с семьей живу во Франции, в небольшом городке Анжи, недалеко от Нанта. Мои дети учатся, я увлечен изучением французского языка. В Анжи проводится кинофестиваль для молодых кинематографистов европейских стран.
– Что вы планируете снимать?
– Сейчас занят подготовкой к двум проектам. Один из них афганский, у меня уже есть продюсеры из Германии и Франции, это игровой фильм под названием «Почтальон». Над сценарием работает мой индийский коллега. Конечно, его нужно было бы снимать в Афганистане, но там, к сожалению, нам никто не сможет гарантировать безопасность, в стране не стихает война, еще и террористические акты случаются
(с огорчением разводит руками). Поэтому я и задумываюсь о съемках в Душанбе или в Алма-Ате.
– Сценарий вашего будущего фильма ничем не будет напоминать фильм Кевина Костнера «Почтальон» или «Белые ночи поч-тальона Алексея Тряпицына» режиссера Андрона Кончаловского?
– Интересный вопрос (улыбается). Кевин Костнер снял красивую патриотическую картину и сыграл в ней главную роль, он показывал ее Михаилу Горбачеву. А работу Кончаловского я только собираюсь посмотреть. В свое время мне понравился грузинский фильм про почтальона, не помню его названия, но картина веселая, с отличным музыкальным решением. По сюжету почтальон прощается со своей работой и спешит проститься с адресатами. Наш почтальон – молодой парень, который знает, что в стране начнется гражданская война, и спешит сделать свои дела, разнести все оставшиеся у него письма за два-три дня до того, как к власти придут моджахеды. Он попадает в страшные истории, его заносит из крайности в крайность, то к коммунистам, то к радикальным исламистам.
– Вы сами исповедуете ислам?
Я очень сдержанно отношусь к вопросам религии.