Путь к Абаю

  • Печать

Великий казахский просветитель стал символом протестного движения по обе стороны российско-казахстанской границы

Путин и Назарбаев, открывая  памятник основоположнику казахской литературы, вряд ли думали, что он  неожиданно станет символом протеста против их тоталитарных режимов«Всем правит Его Величество случай, которым управляет Ее Высочество закономерность», — сказал когда-то знаменитый советский украинский писатель, мастер афоризмов Леонид Сухоруков. Это его высказывание как нельзя лучше подходит к ситуации, которая на прошлой неделе буквально взорвала информационный мир и в мгновенье ока вошла в топ-лист мировых новостей под брендом «Оккупай (от английского «occupy») Абай!» (хотя, честно признаюсь, сам призыв «оккупации» великого человека мне не нравится).

Симптоматично, что в этом году в Алма-Ате и Москве Абай стал символом протестов. Оказалось, что и казахстанские, и российские несогласные неожиданно выбрали нужное место — Абай Кунанбаев и сам был вольнодумцем и борцом с диктатурой власти. Однако мне кажется, излишне символизировать факт «абаизации» протестного движения в двух мятежных столицах: и алмаатинцы, и москвичи могли собраться у любого другого достойного памятника..

Шесть лет назад на Чистых прудах при участии двух президентов — Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева был торжественно открыт памятник великому казахскому поэту и просветителю. И вряд ли тогда им могло прийти в голову, что фигура Абая Кунанбаева станет символом борьбы против их авторитарных режимов как в России, так и в Казахстане.

Скажу откровенно, в Алма-Ате мы, инициаторы первых митингов несогласных, не сразу пришли к памятнику Абаю! Сначала хотели провести их на площади перед Дворцом Республики, который идеально подходит для этого. Но власть категорически запретила нам там собираться и сама подтолкнула нас к Абаю. Что и говорить, провидение!

События в Алма-Ате и Москве стали поводом обсуждения  места и роли Абая не только в жизни современного Казахстана, но и в политической жизни России.

Все началось с того, что российский блогер-оппозиционер Алексей Навальный при выходе из изолятора сообщил своим соратникам: «Нас с Удальцовым выпустили, едем на Чистые пруды к памятнику непонятному казаху». Однако после шквала возмущенных твиттов из Казахстана Навальный извинился за свое невежество и начал изучать творчество великого казахского просветителя, объявив себя «абаеведом»

Невежественны скорее мы, а не известный российский блоггер! Ибо давайте признаемся честно, многие из нас или не знают творчество Абая вовсе, или знают его поверхностно — где-то на уровне школьной программы.

Конечно, рядовой казахстанец не обязан заучивать творения великого мыслителя и философа, но власть, к уму и сердцу которой и направлены многие его назидания, должна выучить их как «Отче наш!».

Сколько воды утекло с тех пор, когда он творил, но пороки и недостатки, основанные на самых низменных чувствах чиновников и коррупции правящей системы, остались! И многие слова Абая до сих пор актуальны!

«Над честными сынами степи чинятся уголовные дела по ложным доносам, проводятся унизительные дознания, загодя находятся свидетели, готовые подтвердить то, чего не видели и не слышали. И все ради того, чтобы опорочить честного человека, не допустить его к выборам на высокие должности. Если гонимому ради своего спасения приходится обращаться за помощью к тем же негодяям, он поступается своей честью, если не идет к ним на поклон — значит быть ему несправедливо судимому, терпеть лишения и невзгоды, не находя в жизни достойного места и дела.

Достигнув власти хитростью и обманом, волостные не замечают тихих и скромных, а стараются наладить отношения с людьми, подобными себе — увертливыми и ухватистыми, рассчитывая на их поддержку, а пуще всего опасаясь их вражды».

Он, будучи волостным управителем, некоторое время состоял на государевой службе и изнутри знал все плюсы и минусы органов управления. Видимо, минусов было больше, и он ушел со службы. Тому свидетельство его иронично-сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…», «Управитель начальству рад…», «Кулембаю».

Как сын Кунанбая, богатого и образованного деятеля Семипалатинского края, Абай был обеспеченным человеком. Эта финансовая состоятельность позволяла ему лишиться доходной должности и материального благополучия, быть независимым от действующей власти. Как это актуально для сегодняшнего времени, когда бытовые, карьерные и финансовые вопросы для многих становятся главными в выборе своей гражданской позиции.

Он не был политиком и не боролся за голоса избирателей, поэтому и не заигрывал  ни с властью, ни с оппозицией, ни с собственным народом. Защищая права простых людей, он открыто говорил о недостатках, присущих своим соотечественникам.

«Одна из причин пристрастия людей к порочному — безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь? Ездит из аула в аул на выпрошенной у кого-то лошади, живет на дармовщину, разносит сплетни и слухи, хитростью и коварством подстрекает других или сам идет на поводу у подстрекателей, скитаясь без дела и без пользы. Тот, кто стремится к благополучию, кто привык жить своим трудом, сочтет такую жизнь унизительной. Разве он оставит свое дело, чтобы бродяжничать бесцельно?

Тот, у кого заводится хоть мало-мальский скот, не довольствуясь этим, не бережет то, что имеет, а отправляется на поиски радостей, оставив пастухам и детям заботу о стаде, которое становится добычей воров, хищников, гибнет в непогодь. Он стерпит эту утрату, но будет не в силах отказываться от участия в тайных заговорах, сплетнях, мелких дрязгах. Желая обрести значимость и вес в обществе, он считает обязательным для себя быть причастным к мерзким и злым козням, грязным нашептываниям, ничтожному пакостничеству. Достигшие кое-какого достатка, бросают свое добро на попечение других, «ты, мол, присмотри, пригляди», сами же предаются суесловию, дармоедству, праздному шатанию», — писал он в словах Назидания.

И если есть большой критик казахов, который нещадно обличал все недостатки моей нации, то это… казах Абай! «Дос жылатып айтады, дұшпан күлдіріп айтады» («друг говорит правду в лицо, что заплачешь, а недруг говорит ложь, что засмеешься») говорят казахи. Тогда Абай – самый большой Друг казахов!

Так почему же, несмотря на свою безусловную правоту и масштабность, Абаю власть воздает лишь формальные почести, глубоко не вникая в суть его философских высказываний? 

Тому есть одна самая главная причина. После 1995 года у нас только один кумир для цитирования и подражания! И наличие альтернативы ему даже в лице Абая не приветствуется! Так же, как не приветствуются и другие великие сыны казахского народа.

Ведь любая цитата от Абая тотчас рождала бы параллели с нынешними неприглядными реалиями. А это никак не согласуется с двумя основными тезисами сегодняшней государственной пропаганды: «Все хорошо, прекрасная маркиза!» и «Мы впереди планеты всей!». Абай с его философским отношением к суетной действительности, аргументированным критицизмом и обличением недостатков власть предержащих, никак не укладывается в ее идеологическую канву.

Отсюда и исходит отсутствие настоящего, не заретушированного Абая в нашей повседневной жизни. Да, поются его лирические песни, декламируются его стихи о природе. Даже приводятся его «Слова Назидания». Но все как-то выборочно: все что угодно, но чтобы не противоречило вышеприведенному мною главному постулату!

Вот и получается, что один Навальный за два дня сделал для пропаганды Абая во всем мире больше, чем весь казахстанский МИД, для которого брендом стал унижающий нашу страну Борат (именно об этом недавно с гордостью сказал глава внешнеполитического ведомства РК), а не вольнодумец Абай. И вот смотрите, не посольство Казахстана в России, официальный представитель которого робко и невнятно прокомментировал возросшую популярность Абая (“Возле этого памятника с момента, когда он был основан, всегда проходили различные мероприятия. Мы тесно сотрудничаем с российской стороной, но вместе с тем выражение воли в любом демократическом государстве, права граждан, поэтому давайте оставим этот вопрос экспертам”), а российская теледива Тина Канделаки занялась рассылкой «Слов Назидания»! И уже шоумен Иван Ургант читает его стихи по-казахски в эфире Первого канала (хотя, на мой взгляд, лучше если бы он прочитал их по-русски, не коверкая казахский язык). А московское издательство «Альпина нон-фикшн» планирует в ближайшее время издать сборник стихов Абая Кунанбаева.

Конечно, простого тиражирования книг и сборников для пропаганды идей Абая недостаточно. И потому хочется поправить ставший в эти дни суперпопулярным хештэг «#непонятный казах». Это – «непонятый казах», точнее, непонятый и 150 лет назад, и сегодня.

«Не сотвори себе кумира». Я против того, чтобы безоглядно принимались  абсолютно все слова и назидания Абая, как и других великих мыслителей человечества. Но я за осознанное изучение и познание его наследия. И ставшее брендом понятие «Оккупай Абай» можно переиначить на… «Покупай Абая! Читай Абая! Почитай Абая!».