Материалы

Какая дорога ведет к храму?

  • Печать

Казахстанские адепты веры не знают ответа на этот вопрос

Новое поветрие в общественной жизни: все, кому не лень, в одночасье стали специалистами в области теологии. Хотя буквально вчера большинство из нас были неисправимыми атеистами.

Многолетний запрет на публичное общение с Богом вкупе с суверенным отказом от атеизма, как догмы, и введением конституционной нормы о свободе совести стали мощным катализатором процесса возврата общества к своим религиозным истокам..

К сожалению, этот процесс все эти годы происходил (и происходит!) на ощупь и стихийно, чем не преминули воспользоваться некоторые «волки в овечьей шкуре», точнее, в личине новоявленных пророков.

Признаем: проблема экстремизма существует. И не только религиозного, о чем так громогласно трубит сам официоз: проблему нужно рассматривать гораздо глубже. Ведь налицо желание власти подогнать под религиозно-экстремистский фактор иные формы протеста! Включая и социально-экономические.

Ибо чем экстремальнее власть ведет себя в отношении насущных проблем своих сограждан, тем шире поле для проявления ответного экстремизма. Кто мне докажет, что длящееся уже почти полгода противостояние нефтяников в Жанаозене не приведет к другому повороту событий, который наши власти тотчас назовут «экстремизмом»? И таких пороховых бочек в стране то здесь, то там хватает…

Ныне много разговоров вокруг исламского экстремизма. Признавая наличие самой проблемы как таковой, я бы не стал ее абсолютизировать. Ибо общеизвестно, что исторически казахи всегда отличались толерантностью. И не только межнациональной, социальной и т. д. Исторически сам приход идей ислама из далекой Аравии в Казахстан происходил на уже сложившемся устойчивом фоне тенгрианства, который до сих пор является основой самосознания казахов. Да и норвежский стрелок в лице Андреса Брейвика доказал, что для того, чтобы взорвать здание и расстрелять своих сограждан, не обязательно читать и чтить Коран! Экстремизм может иметь иные корни!

Вторая сторона – информационная. Налицо наличие многих легкомысленных, тенденциозных и не очень ответственных оценок и суждений, которые привносят сумятицу в умы, особенно молодые и некомпетентные. «Аңқау елге арамза молда» («У несведущей паствы коварный мулла»). И это самая псевдорелигиозная самодеятельность, вкупе с вполне профессиональными и компетентными комментариями заинтересованных представителей разных ее течений, очень четко и плавно ложится на непаханое и забытое властью поле общественного сознания. Поле особенно благодатное для многих идей, которые имеют очень отдаленное отношение к истинной Вере.

Уповая на официальный светский характер общества (новый атеизм?) и никоим образом не занимаясь вопросами духовного просвещения, за 20 лет независимости наша власть получила соответствующие результаты в виде полной апатии, духовной безграмотности молодежи, апатриотичности. И, как следствие, желание уйти в тенета разных сомнительных религиозных течений.

Налицо кризис объединяющей общество идеи. 

Патриотизм и любовь к Родине? Увольте! У нас понятие государства ассоциируется с конкретным акимчиком, который требует 100 баксов за свое маленькое местечковое решение, и миллионерами-чиновниками в центре, которые без своих 30 процентов отката ничего не решают в тендерных вопросах.

Показушная преданность власти со стороны госСМИ, их раболепие, отсутствие  мало-мальской критики в адрес власти, их неадекватность положению дел в стране и непопулярность среди населения как раз и способствуют крайним настроениям среди молодежи!

Внимательно слежу за попытками власти упорядочить эту важнейшую сферу.

Помню, как главы профильных ведомств, как прямые бастыки, сидели на собрании имамов и мулл (хотя Конституция гласит иначе) и руководили процессом фактического назначения нынешнего муфтия.

И, наверное, по этой самой причине, у нас муфтий и его коллеги по христианству и иудаизму появляются на ТВ во время очередного религиозного мероприятия или когда нужно в толпе таких же подхалимов похвалить власть. Но когда в стране происходят события, связанные с насущными интересами представителей своих паств, молчат, набрав в рот воды. Духовные пастыри должны вести себя иначе!

В отсутствии реального авторитета традиционных религий растет авторитет иных, называемых самой властью «нетрадиционными», духовных течений. Они выдвигают достаточно популярные среди молодежи идеи. И в результате молчащий и пассивный традиционализм порождает активный… нетрадиционализм в умах!

И эта форма общественного протеста принимает свои специфические формы.

И, думаю, что создание Агентства с непонятными до сих пор полномочиями не есть решение вопроса. Наоборот, некоторые спорные суждения его главы как раз и дают пищу для разного рода тенденциозных комментариев. И столь любимый  и хорошо апробированный нашей властью административный ресурс здесь не совсем уместен. Пока мы видим лишь откровенно постсоветский подход, который диктует не совсем адекватные меры: создали госорган и он все решит. Примем закон и все устаканится само собой.

Нужен иной, идейный ресурс. Нужен компетентный и, главное, честный разговор о месте и роли религии в обществе.

Нужны не запретительные, а просветительские меры, которые вкупе с решением насущных социальных проблем будут на порядок эффективнее.

Да, создаются религиозные телеканалы. Но их работа слишком однобока, узкотематична. Нужен по-настоящему государ-ственный подход в этой важной и сложной работе.

И последнее. В контексте темы вспомнил фильм Тенгиза Абуладзе, один из знаковых произведений времен Перестройки.

Так вот, в этом фильме есть две фразы. Одна из них избита уместным и неуместным цитированием. Прохожая спрашивает героиню: «Скажите, эта дорога приведет к Храму?». Ответ: «Это улица Варлаама. Не эта улица ведет к Храму».

Но там есть продолжение, которое, на мой взгляд, стоит того, чтобы на него ссылаться. Прохожая говорит: «Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не ведет к Храму?».

На самом деле, к чему?