Материалы

Честные выборы — самый правдивый соцопрос

В результате из полезной и нужной науки наша социология превратилась в послушную служанку чиновничества. Она своими не всегда объективными выкладками и резюме дезориентирует общество, попутно дискредитируя само понятие науки

В Казахстане социология служит только чиновникам и партии власти

Два события прошлой недели позволяют мне поднять одну важную тему. Речь о социологии, этой подзабытой, но периодически используемой властью в своих политических целях науке.

. На одном околопартийном круглом столе говорилось о возможных конструкциях партийного состава будущего парламента. И вот что преподнесли аудитории наши социологи: оказывается, правящая партия «Нур Отан» пользуется поддержкой 72 процентов опрошенных! А у демократической оппозиции процентов – кот наплакал. Впору возмутиться не только мне, давнему оппоненту власти, но и... председателю Центризбиркома, который периодически приписывает «Нур Отан» неизменные 90 с лишним процентов на выборах!

Не думаю, что те, кто проводил эти опросы, на самом деле стремились исключительно к фальсификации, чтобы дать нужные для власти и приятные ее глазу цифры (хотя фразу «кто платит, тот и танцует» даже в век глобализации никто не отменял!).

Но мне кажется, что на такого рода исследования надо смотреть через призму ситуации в стране. А именно: что ответит на вопрос, какую партию вы поддерживаете, среднестатистический казахстанец, например, мой одноклассник Аскар, не по своей воле состоящий в «Нур Отан» (ибо это была цена за трудоустройство проводником на железной дороге).

Без демократии и без искоренения чувства страха за инакомыслие никаких объективных социологических опросов быть не может!

К слову о 72-процентном положительном имидже «Нур Отан». Как может воспринимать рядовой казахстанец партию, с которой у него ассоциируется самая большая беда нашего времени – коррупция?

В результате из полезной и нужной науки наша социология превратилась в послушную служанку чиновничества. Она своими не всегда объективными выкладками и резюме дезориентирует общество, попутно дискредитируя само понятие науки.

Второе событие большего масштаба — в Алматы состоялся IV Конгресс социологов Казахстана. Специалисты «обсудили актуальную тему социальной модернизации».

Мне кажется, что именно в этой фразе («социальная модернизация») кроется суть многого, что определяет приоритеты нашей государственной политики!

Здесь власть решает для себя два важных вопроса. Во-первых, объявляя о таком тренде, она пытается сохранить хорошую мину и встать в общий ряд с цивилизованными странами, показывая миру, что и ей не чужда модная нынче модернизационная риторика.

Во-вторых (и это очень важный момент!), она уходит от модернизации в других важнейших сферах жизни общества. Например, в экономике и политике. Причина известна: модернизация именно в этих сферах как раз и задевает олигархическую основу и суть самой власти!

Кстати, на этом форуме социологов прозвучала интересная мысль, озвученная одним из руководителей конгресса: «Модернизация будет непродуктивной, если пойдет не в связке с национальными традициями. Конечно, нельзя сводить, например, казахскую традицию только к фольклору. Казахская традиция – это, прежде всего, психотип народа: открытый, гибкий, пластичный, толерантный».

Согласен. Но с оговорками.

Первая. Что имеется в виду под понятием «национальные традиции»? Казахи сами говорят: «Дәстүрдің озығы бар, тозығы бар» («Не все золото в традициях, что блестит»). Вторая. Если народ «открытый, гибкий, пластичный и толерантный», можем ли мы действующую власть охарактеризировать так же? Значит, надо сделать так, чтобы нанятые на службу этому народу чиновники изменилась в сторону вышеобозначенных качеств.

И, наконец, последнее о социологических данных. Уверен, что во власти есть трезвомыслящие люди, которые наверняка знают о реальной ситуации в стране, в том числе и об истинной электоральной поддержке той или иной партии. Знают, что победные реляции акимов и министров, как и заказанные ими соцопросы, чаще всего не совпадают с истинным положением дел на местах.

И они знают, что только честные и конкурентные выборы покажут реальный расклад сил в обществе.

Дай бог, чтобы этих людей становилось во власти больше.

Вот только для чего они будут использовать эти знания о реальной обстановке в стране: для дальнейшего оболванивания сограждан, для закручивания гаек, чтобы уничтожить последние остатки неугодной политической оппозиции или ради будущего Казахстана?