Материалы

Казахстан между хиджабом и светским обществом

  • Печать

Власти Казахстана подозрительно относятся к «бородачам» и женщинам в хиджабах, опасаясь исламизации общества. Насколько на самом деле в стране остра эта проблема, DW обсудила с экспертами.


В середине января 2018 года в Казахстане глава Министерства по делам религий и гражданского общества предложил создать в стране частные школы с раздельным обучением. Там девочкам, чьи родители по религиозным соображениям настаивают на ношении платка, в отсутствие мальчиков не обязательно будет следовать этому требованию. Напомним, что в обычных школах Казахстана запрет на ношение хиджабов признан законным еще в 2016 году.

Также в январе в парламент внесен законопроект, который запретит детям посещать мечети и церкви без родителей. Ожидается принятие некоего закона, который запретит хиджаб и никаб в общественных местах. Впрочем, власти с этим не торопятся, хотя казахстанские СМИ утверждали, что такой закон появится уже к концу 2017 года.
В Астане помнят выступления вооруженных групп радикальных исламистов на западе Казахстана в первой половине 2010-х годов и их столкновения с силовиками – и стараются противопоставить ряд мер различным исламистским веяниям, порождающим так называемых «бородачей». Судя по январским решениям, власти продолжают искать путь, на котором мусульмане в республике не останутся в большой обиде на государство, но возможности для чрезмерной исламизации общества будут ограничены.

 


В Казахстане проблема – не в хиджабах


«Если визуально оценивать ситуацию, то я думаю, что проблема хиджабов для Казахстана менее актуальна, чем, например, для Германии. В наших городах не так много людей оформили себя внешне как поборников глубокой обрядовости, – говорит в интервью DW казахстанский политолог Айдос Сарым. – Но у нас есть ряд регионов, где это проблема. Речь идет по каждой из областей – где о полусотне, где о полутора сотнях, где максимум о трех сотнях человек. Но неправильное обращение с этой проблемой превращает бороды и хиджабы в символы протеста», – продолжает он.
По словам политолога, сегодня в Казахстане есть достаточно большое количество и светских экспертов, и теологов, кто предлагает разумные варианты. «Один из вариантов недавно озвучил министр по делам религий – что если действительно для ряда граждан это вопрос принципиальный, давайте говорить о создании некоей системы учебных заведений, которые, с одной стороны, будут отвечать их потребностям, а с другой – учитывать при этом особенности развития девочек. Наверное, девочкам, которые ходят в начальные и средние классы, необязательно носить хиджабы. Во многих мусульманских странах это не практикуется», – считает Айдос Сарым.
У Казахстана как государства нет такой глобальной проблемы, как вызревшие там исламистские силы, считает и сотрудница Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) в Берлине Беате Эшмент (Beate Eschment). По ее мнению, проблема в другом – в обеспечении безопасности, поскольку во время немногочисленных выступлений радикалов казахстанские силы безопасности показали себя полностью недееспособными.
Айдос Сарым указывает на то, что локально, в тех регионах, где был запущен процесс чрезмерной исламизации – гиперисламизации, проблема для властей достаточно серьезная, и она не решена, а лишь заретуширована для широкой общественности. «Так, в Актюбинской области есть пара районных центров, где сравнительно недавно для подавления вооруженных групп исламистов пришлось использовать войска, но проблему гиперисламизации там это не решило. Например, мои знакомые недавно были в маленьком поселке Шубарши, – рассказывает собеседник DW. – Этот поселок, где в 2011 году прошла спецоперация против местных радикалов, со слов моих знакомых, представляет собой сегодня локальный Афганистан или Пакистан. Они в течение недели там занимались дерадикализацией местных жителей, но за все это время не увидели ни одного женского лица. До этого оттуда поступали сведения, что, например, если кто-то решил заниматься частным извозом, он должен был стать представителем определенного направления ислама. Иначе его могли избить или повредить его автомобиль», – говорит Айдос Сарым.

 

20 точек гиперисламизации на карте Казахстана


«И на карте Казахстана я бы нанес двадцать – двадцать пять точек, где концентрируется гиперисламизация, хотя ее масштабы и концентрация от точки к точке разнятся. При этом в Казахстане власти совсем недавно начали всерьез заниматься вопросами экономической базы этого явления», – отмечает эксперт. Например, финансовая полиция и другие службы занялись рынком продажи сотовых телефонов в Алма-Ате, приводит он конкретный пример. «Это происходило в здании бывшего аэровокзала. Там торговлей телефонами и их ремонтом занимались в подавляющем большинстве «товарищи в бородах», – продолжает политолог.
Или другой пример. «Был на внешнем радиусе Алма-Аты рынок запчастей, о котором мне сообщали, что те люди, которые его курировали, запчасти для иностранных автомобилей получали из-за рубежа чуть ли не бесплатно в арабских странах, но с условием, что выручку они будут тратить на «правильный ислам». В Алма-Ате существовало несколько торговых точек, которые занимали представители исключительно одного направления ислама. Сейчас, как я понимаю, по ним идет работа со стороны спецслужб», – утверждает Айдос Сарым.


Ислам в Казахстане


«Отдельный вопрос – какую роль играет не исламизация, а ислам в Казахстане. За те двадцать три года, за которые я лично имею возможность наблюдать изменение ситуации в республике, я вижу, что значение ислама очень сильно возросло. Те люди, которые раньше об исламе не имели представления, сегодня в Рамадан соблюдают пост. Но я в этом развитии не вижу опасности как таковой, если оно будет осуществляться организованно», – считает Беате Эшмент.
«Мне представляется, что концептуального понимания того, как выстраивать идеологическую политику, в обществе и у власти нет. У нас власть идет от проблемы к проблеме ситуативно. С другой стороны, вопросы обрядности очень политизированы, и это мешает обычным мусульманам удовлетворять свои потребности в вере», – рассуждает Айдос Сарым.