Материалы

Сотка за тысячу тенге

В Алма-Ате собственники изымаемых для БАКАД участков требуют признать статью закона о госимуществе неконституционной

Как сообщило агентство КазТАГ, в Алма-Ате собственники изымаемых для БАКАД земельных участков требуют признать статью 67 Закона РК «О государственном имуществе» неконституционной.

«Я заявляю в суды ходатайства о признании статьи 67 Закона РК «О государственном имуществе» неконституционной, как противоречащей пункту 3 статьи 26 Конституции РК, который гласит, что принудительно отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии равноценного его возмещения», — сказал их адвокат А. Сидельников на пресс-конференции во вторник.

.

При этом он пояснил, что согласно действующему законодательству суд имеет право приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет РК за разъяснением.

«В статье 78 Конституции, статье 242 Гражданско-процессуального кодекса РК четко прописано, что если суд усмотрит основания для обращения в Конституционный совет и признания нормы закона неконституционной, он обязан приостановить производство по делу. Но суды не идут на то, чтобы приостановить производство и обратиться в Конституционный совет. На мой взгляд, они это не делают, потому что они будут обязаны приостановить 131 иск», — отметил адвокат.

По словам А. Сидельникова, для строительства БАКАД выкупу подлежит 724 земельных участка, из них 237 уже выкуплены. Количество проблемных участков составляет 177, из них по 131 собственники подали иски в суд.

Кроме того, адвокат сообщил, что «стоимость проекта оценивается в 85 млрд тенге. Это 8,5 млн будет стоить 1 км дороги. Кроме того, и платная, она будет приносить колоссальную прибыль собственнику. А собственникам земельных участков предлагают взамен изымаемой земли всего лишь «пачку сигарет» – по 1 тыс. тенге за сотку».

Как сообщалось ранее, протяженность Большой Алма-Атинской кольцевой автомобильной дороги составит 66 км, при этом сметная стоимость проекта оценивается в Т86 млрд.

БАКАД пройдет по территории трех районов Алма-Атинской области: на западе – по территории Карасайского, на севере – Илийского и на востоке – Талгарского районов. Предполагается, что трасса пересечет 19 автомобильных и 2 железные дороги.

Вообще, изъятие частного имущества в общественных интересах — обычная практика правовых государств. Установлено, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка. Однако в правовом государстве такие ограничения не должны носить фискального характера. Эти ограничения возможны лишь при условии возмездности. Такова позиция Европейского суда по правам человека.

Изъятие недвижимого имущества для государственных нужд в нашей стране осуществляется в соответствии с Законом РК «О государственном имуществе». В принципе этот закон внес ясность в порядок изъятия и установил базовые «правила игры», за нарушение которых уполномоченный орган может быть серьезно наказан реально независимым от местной власти судом.

Порядок изъятия определяется главой 6 «Принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд» и главой 16 «Оценка имущества, приобретаемого или отчуждаемого государством по отдельным основаниям».

Также необходимо учитывать иные кодексы и законы, регулирующие эти правоотношения. Естественно, что основной закон, регулирующий этот вид правоотношений, — Конституция.

Базовые нормы Закона РК «О государственном имуществе» — это статья 67 «Размер возмещения стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд» и статья 208 «Особенности оценки имущества, приобретаемого государством при его изъятии для государственных нужд».

Эти статьи в целом противоречат друг другу, что порождает коррупционную составляющую.

По закону стоимость земли исходя из кадастровой цены определяет уполномоченный орган, производящий ее изъятие, а стоимость имущества — профессиональный оценщик, но уже по рыночной цене. Хотя закон требует, чтобы любая оценка производилась исходя из рыночной стоимости и не превышала ее.

Поэтому формально основное лицо при оценке изымаемого имущества — оценщик, действующий в соответствии со Стандартом оценки. И здесь возникает конфликт интересов, так как признавать или не признавать оценку профессионального оценщика может только уполномоченный орган. Естественно, он не признает оценку своего конкурента, если она будет противоречить его оценке. В этом случае собственнику остается идти в суд, который, как правило, поддерживает уполномоченный орган. Замкнутый круг.

Поэтому вопрос не в том, в какую цену уполномоченный орган оценит земельный участок — в 1 тенге или в миллион, главное, чтобы эта оценка не стала предметом коррупционного торга. Но Министерство юстиции (справедливости) не в состоянии дать совет, как должен действовать оценщик в конкретной ситуации, т.е. оно хочет быть и объективным регулятором в области оценочной деятельности, и в то же время не обидеть уполномоченный орган.

Европейский суд по правам человека, в свое время обязавший мэрию Киева выплатить такие компенсации, что надолго отбил желание производить изъятия, для казахстанцев недоступен.

На наш взгляд, необходимо не постановление Конституционного совета, которое вряд ли будет исполняться местной властью, а общественная антикоррупционная экспертиза спорных положений закона, регулирующего изъятие собственности в общественных интересах.