Комедия положений на высшем уровне

Саммит СНГ в Минске: замена буквы, письмо туркменским потомкам и посол Украины в розыске

Во время саммита СНГ в Минске, который прошел в пятницу, создавалось стойкое ощущение, будто его участники делали все возможное для того, чтобы превратить событие в плохую комедию положений, и даже заранее продумывали концепцию самого абсурдного в истории саммита.

Начнем с того, что Украину на саммите СНГ представлял ее посол в Беларуси, который вообще-то на родине находится в розыске. Михаил Ежель — бывший министр обороны Украины, и в августе ему было предъявлено обвинение в подрыве обороноспособности вооруженных сил в рамках расследования деятельности всех министров обороны. Как только Ежеля вызвали в Киев и предъявили обвинение, он ушел будто бы на поиски адвоката и немедленно уехал в Минск.

7 октября главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос рассказал журналистам: «Ежель сказал, что идет искать защитника. Пользуясь дипломатическим иммунитетом, на неприкосновенном дипломатическом авто, как он сам потом объяснял, он поехал собирать вещи в Беларусь и в тот же день заболел и попал в центральный клинический госпиталь Беларуси, где и находится в реанимации. Ждем, когда он выйдет, чтобы избрать ему меру пресечения… У нас не было ни одного законного рычага, чтобы задержать его на границе, поскольку авто дипломатическое. Украинский закон не дает даже освободить его от должности посла».
Вот так. Ежель объявлен в розыск, но не освобожден от должности посла и сохраняет неприкосновенность. Лежит в реанимации, но в то же время бодренько сидит в зале заседаний саммита. Закон позволяет предъявить ему обвинение, но не позволяет задержать его на машине с дипломатическим номером. Это ли не классический ситком? А накануне минской встречи Петр Порошенко решил: ну и ладно, пусть поработает напоследок в качестве представителя Украины на саммите СНГ, потому что больше туда все равно никто не поедет. Так Порошенко объяснил Александру Лукашенко в телефонном разговоре, кто будет представлять Украину.
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев приехал на саммит СНГ в Беларусь — ту самую страну, которая прячет у себя находящегося в розыске не только в Кыргызстане, но и в Интерполе бывшего президента Курманбека Бакиева и большую свиту его обслуги и родственников. Впрочем, даже не прячет — Александр Лукашенко любит рассказывать публично, что друга Курманбека никогда не выдаст. Атабаев же приезжает в Минск и не задает никаких вопросов о том, почему белорусский режим препятствует правосудию в государстве-партнере по СНГ, тем более что десятки документов о совместной деятельности в сфере борьбы с преступностью, об экстрадиции, о тесном сотрудничестве правоохранительных органов за эти более чем два десятка лет были подписаны-переподписаны. Не смешно ли?
И, конечно, какая встреча друзей без драки: Владимир Путин сцепился с молдавским коллегой Николаем Тимофти. Молдавский президент пожаловался, что после подписания Молдовой соглашения с ЕС Россия фактически закрыла свой рынок для ее товаров: «Получается, что наша страна вытесняется из зоны свободной торговли СНГ». Владимир Путин ответил, что об этом надо было думать раньше, прежде чем подписывать соглашение: «Где же была Молдова? — поинтересовался он. — Мы неоднократно обращались к вам, но внятного ответа так и не получили». Он сказал, что товарооборот внутри СНГ уменьшается исключительно из-за смены политических приоритетов некоторыми государствами — участниками содружества. «Мы никогда не были противниками сближения с ЕС и сами готовы сближаться, — заявил Владимир Путин. — Вопрос в условиях нашего сотрудничества. Проблемы создаются не в связи с ответными или защитными мерами, а в связи с тем, что наши партнеры не считают нужным своевременно, открыто и профессионально обсуждать все риски, которые возникают для российской экономики и для других стран СНГ в связи с присоединением к другим торгово-экономическим объединениям».
Слово уже передали президенту «Таджикистана Эмомали Рахмону, и тот заговорил о внешних угрозах со стороны «Исламского государства» и Афганистана, а Путин с Тимофти продолжали испепелять друг друга взглядами и обмениваться странными жестами и репликами вполголоса. Обстановка накалялась, и казалось, что сейчас начнется… Президент Кыргызстана быстро написал записку Лукашенко — вероятно, с просьбой как-нибудь предотвратить скандал. Но Путин и Тимофти все-таки замолчали, тяжело дыша, как после схватки на ринге. Драки не случилось, но воспринимать всерьез происходящее уже не мог никто.
И, наконец, главный комический сюрприз прошедшего саммита: ЕврАзЭС упразднили. Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества подписали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Как сказал Владимир Путин, решение о ликвидации было принято еще в 2012 году. И теперь всеобщая задача — не потерять ничего из богатейшего наследия ЕврАзЭС. Богатейшее наследие — это, конечно, сильно сказано. Но интрига в том, что просто-напросто в аббревиатуре меняются буквы. Теперь ЕврАзЭС будет называться ЕАЭС: «Евразийский экономический союз» вместо «Евразийского экономического сообщества». Вот и все. Суть не меняется, участники тоже, разве что Армения присоединяется. Зато какой колоссальный бюджет будет выделен на изменение буквы в аббревиатуре и слова в словосочетании! Очень похоже на фирмы-однодневки, которые меняют букву в названии и продолжают обманывать клиентов под старой вывеской, юридически освободившись от всех обязательств в связи с перерегистрацией.
А в конце саммита Александр Лукашенко и Гурбангулы Бердымухамедов зачем-то решили написать послание потомкам и закопать его в землю на территории будущего «туркменского островка» в Минске. Сказано — сделано. Написали и закопали. Интересно, что скажут потомки об этом саммите СНГ? Подумают, наверное, что никакого саммита не было, просто 10 октября 2014 года в Минске снимали кино по сценарию Войновича. Других вариантов быть не может.