Календарная справедливость

  • Печать

Жанаозен изменил температуру общества и соотношение сил в нем

В чем главный феномен событий в Жанаозене?

А в том, что, пожалуй, впервые за 20 лет в стране произошло событие, которое каждый казахстанец, независимо от национальности, социального статуса, наличия или отсутствия счетов в банках и отношения к власти, пропустил через собственное «Я».

.

Нет, и раньше случались значимые события.

Обретение независимости, например.

Но оно привело только к всамделишной независимости чиновников-назначенцев от тех миллионов, которые к этому самому назначению никакого отношения не имеют.

Независимость как идея, как факт не стала всеобщим достоянием. Тем более что это самое достояние (в материальном и финансовом выражении) в руках не миллионов, а кучки миллиардеров!

Независимость, не подкрепленная транспарентностью собственности и финансовых ресурсов в экономике, разделила общество на два класса: олигархов и других. Причем у первых – все, а у вторых – почти ничего (хотя до независимости как раз у вторых и было все). Если говорить терминами классиков марксизма и ленинизма, то противоречия между ними становятся все более антагонистическими.

Независимость, не подкрепленная справедливостью в социальной сфере, разделила общество на две касты: тех, кто, по свидетельствам граждан, в тот празднично-черный день в истории страны, сидя в уютных юртах на площади города, прямо на глазах у бастующих смачно кушал жирный бешбармак, и тех, кому они, эти зажравшиеся чинуши, бросали обглоданные кости: мол, подавитесь!

Независимость, не подкрепленная конкуренцией в политической жизни, разделила общество на две партии: ту, которая со своими сателлитами живет в суперкомфортных условиях, отделившись от страны экраном телевизора, и тех, кто, находясь в рядах оппозиции, не имеет доступа на телеканалы «Хабар» и «Казахстан».

За все эти непростые годы, что я нахожусь в реальной политике, открыл для себя один закон. Я назвал бы его «законом взаимосвязи между личным и общественным». То есть, не пройдя через сердце каждого, никакое событие не может обрести статус общественного (общенационального тем более!). Не по этой ли причине на постсоветском пространстве популярен призыв «Голосуй сердцем!» (причем я привожу этот слоган совсем без иронии).

Ибо состоятельное и влиятельное «мы» может появиться только там, где есть думающие и самодостаточные «я»!

Жанаозен изменил не только нас. Не только наше сложившееся, несколько беззаботное отношение к таким базовым понятиям, как «согласие», «стабильность» и «безопасность». Мы начали совсем по-другому относиться к этим привычным и как бы само собой разумеющимся понятиям.

Морозный и пыльнобуранный Жанаозен изменил температуру общества и соотношение сил в нем.

Теперь, чтобы соответствовать всем этим изменениям, мы для начала должны изменить свой календарь дат и событий!

Ибо после расстрела мирных граждан 16 декабря 2011 года никак невозможно будет объяснить праздничные марши и парады. По всем канонам всех религий не может страна праздновать от души, если отдельная ее часть в этот день каждый год будет оплакивать погибших под пулями!

Кстати, в этом заключается еще одно иезуитство нашей власти: она намеренно придает этим событиям ярко выраженный региональный оттенок. Один мой знакомый чиновник говорил мне, что в эти дни в кулуарах верхних эшелонов власти говорили о «мятеже несговорчивых адайцев»! Вот к чему может привести желание уйти от ответственности за ситуацию в стране, области и отрасли!

Пора бы власти понять, что эта трагедия объединила нацию: публично и тайно, но все восстали против чудовищного произвола!

Надо признать, что и раньше (я писал об этом) существовал определенный дискомфорт резкого перехода с праздничного 16 декабря к 17-18 декабря, когда отмечали Декабрьское восстание казахской молодежи 1986 года, когда от рук спецназа пострадали тысячи девушек и парней, к дням, когда надо было с печалью отдавать дань тем трагическим событиям. Писали даже, что такое чередование было сделано намеренно, чтобы плясками и песнями, юбилейными рапортами, наградами и званиями заглушить призывный набат Декабря 1986 года.

Ан нет. История все же восстановила календарную справедливость.