ОСЬ: НУР-СУЛТАН – ТАШКЕНТ НА ФОНЕ ТАЛИБАНА

С благословения Назарбаева Мирзиеев хочет стать ключевым лидером в Центральной Азии?


«Мы хотим, чтобы Таджикистан не вмешивался в наши внутренние дела. Мы хотим иметь с ним хорошие отношения, но вмешательство страны во внутренние дела своего соседа не может служить чьим-либо интересам. На каждое действие будет найдено противодействие», - заявил в интервью телеканалу «Аль-Джазира» заместитель главы талибского правительства Абдул-Салам Ханафи.

Эти слова, как отмечает газета «КоммерсантЪ», сделали еще более понятным сигнал, который талибы отправили в Душанбе днем ранее. По словам замминистра культуры и информации в правительстве талибов, Забихуллы Муджахида, в приграничную с Таджикистаном провинцию Тахар были передислоцированы «десятки спецназовцев армии Мансури Исламского эмирата Афганистан (название воинского подразделения. — “Ъ”) для отражения возможных угроз».

Судя по всему, такую активность талибов спровоцировало, по мнению “Ъ,” выступление президента Таджикистана Эмомали Рахмона на Генассамблее ООН. «Невыполнение талибами своих ранее сделанных обещаний сформировать инклюзивное правительство с широким участием афганских политических и этнических сил вызывает серьезную озабоченность,— заявил господин Рахмон в Нью-Йорке.

«Рахмон имеет право не считать, что приход к власти талибов — это свершившийся факт, и поддерживать одну сторону афганского конфликта против другой, - заявил “Ъ” российский специалист по Центральной Азии и Афганистану Аркадий Дубнов.- Однако, это вполне справедливо можно назвать вмешательством в дела Афганистана. К тому же, никакого конфликта там уже и нет — сопротивление подавлено, и сами панджшерцы совсем не горят желанием продолжать бесперспективные бои».

При этом, по словам господина Дубнова, заявление талибов о переброске спецназовцев к границе «очень на руку Рахмону»: «Теперь он может утверждать, что угрозы в адрес Таджикистана — это реальность, и, следовательно, ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности. — “Ъ”) должна защищать одного из своих членов. Идет обмен выпадами и угрозами, за которыми нет никаких реальных намерений. Заявления Рахмона — просто пропаганда, направленная на укрепление рейтинга через национализм, а талибы не собираются пересекать границу». Тем не менее опасность прямого столкновения между талибами и таджикскими силовиками, по мнению эксперта, все же присутствует: в желании заявить об агрессии в свой адрес Душанбе может зайти слишком далеко…», - считает Аркадий Дубнов.

Тем временем, глава Узбекистана Шавкат Мирзиеев на том же заседания Генассамблеи ООН призвал международное сообщество не допустить изоляции Афганистана и заявил о возобновлении поставок необходимых продуктов питания, нефтепродуктов и электроэнергии в Афганистан. Это, по мнению Telegram-канала «Нурсултанский соловей», может свидетельствовать о ранее уже обсуждавшемся желании Мирзиеева стать ключевым лидером в Центральной Азии.

До своего выступления в ООН Мирзиеев рассказал, что Ташкент уже два года ведет переговоры с представителями талибов находящимися в Дохе - столице и крупнейшем городе арабского государства Катар, а также обсуждал ситуацию, сложившуюся в Афганистане с президентом России Владимиром Путиным и первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Обе беседы, по информации Telegram-канала «Нурсултанский соловей», состоялись по инициативе узбекского лидера. И если разговор с Путиным касался только геополитической обстановки и роли в ней Узбекистана, то в общении с лидером и отцом казахстанской нации Назарбаевым был затронут весь комплекс двустороннего сотрудничества и, что интересно, перспективы развития такого сотрудничества.

То, что Ташкент пытается выстроить многовекторную работу на самых разных направлениях, уже неоднократно отмечалось российскими и западными политологами, а также экспертами по центрально-азиатскому региону. Ими же, по сведениям Telegram-канала «Нурсултанский соловей», отмечается, что последние два года в части взаимодействия с Нур-Султаном Мирзиеев полагается на свои личные отношения с елбасы, игнорируя действующее руководство страны.

При этом речь идет не только о президенте Касыме-Жомарте Токаеве, но и об экономическом блоке правительства РК - здесь Мирзиеев также не готов снисходить до переговоров с премьер-министром РК Аскаром Маминым, вновь отдавая предпочтение общению с Аксакалом Центральной Азии и всего тюркского мира. Тем самым, давая понять, кто именно находится в зоне приоритетного внимания Ташкента и пытаясь унаследовать персональное лидерство в регионе.

Из информации, Telegram-канала «Нурсултанский соловей», следует, что в ближайшем окружении первого президента Казахстана обсуждается как свершившийся факт то, что решение об избрании на новый президентский срок Шавкат Мирзиеев принимал, якобы, предварительно посоветовавшись с елбасы, фактически взяв у него «бата».

Мирзиееву перед вторыми в своей жизни президентскими выборами было крайне важно заручиться такого рода поддержкой. Информация о том, что елбасы благословил Мирзиеева перед вторыми в своей жизни президентскими выборами, звучит убедительно, особенно в контексте того, что, как считается, уже сейчас Мирзиеев задумывается о том, кому он передаст власть в Узбекистане после того, как закончится новый президентский срок.

Его дочь Саида Мирзиеева возглавляет медийную империю Узбекистана и уже сейчас рассматривается, как возможный преемник своего отца через пять лет. Вопрос преемничества - один из ключевых вопросов, которые тревожат всех постсоветских лидеров, но реальный опыт в этом вопросе есть лишь у Назарбаева.

Не лишенная политических амбиций Саида Мирзиеева - единственный ребенок в семье главы Узбекистана, в то время, как у Назарбаева все три дочери претендуют на возможное преемничество. Так, например, на днях, Алия Назарбаева презентовала книгу «Место силы», в которой делится духовными знаниями, которые приходили в ее жизнь на протяжении многих лет. Казахские и зарубежные наблюдатели уже высказали мнение, что эта книга может стать первой серьезной заявкой младшей дочери Назарбаева перед президентскими выборами в Казахстане через три года.

Telegram-каналу «Нурсултанский соловей» известно, что Алия Назарбаева планирует создать «Зеленую партию». Она вместе с мужем Димашем Досановым входит в число богатейших семей Казахстана и с финансовой точки зрения вполне может позволить себе президентскую избирательную кампанию. Если это произойдет, и она будет участвовать в выборах, то нельзя исключать, что уже в самые ближайшие годы власть в двух самых крупных странах Центральной Азии приобретет симпатичные женские черты.