Спутник и разгром

Россия уходит с МКС, но это мало кого волнует



В последний день апреля Дмитрий Рогозин сообщил, что время прекращения работы России на Международной орбитальной станции определено, и всех партнеров оповестят, как положено, за год. Таким образом, последний крупный международный проект в космосе с участием нашей страны закрывается. Да и вообще все сотрудничество практически прекращено. Совместные проекты с Китаем пока лишь обсуждаются. Рынок космического туризма на ближайшие годы Россия практически потеряла.

Зависимость нашей космической индустрии от мировых монополий в создании современных дешевых и надежных спутников стала понятна еще в 2014 году,

когда электроника категории space была запрещена к продаже в Россию. Сегодня открываются новые подробности: до 80% метеопрогнозов мы создаем с использованием данных от зарубежных спутников. ЕС ограничил доступ к данным своих спутников дистанционного зондирования Земли. Закрыта база данных Европейского центра среднесрочных прогнозов, а также данные наблюдения за химическим составом атмосферы Земли, содержанием в ней загрязнителей. Аналогичные меры приняли и США.

Без надежных прогнозов нет современного сельского хозяйства. Россия обязательно должна создать собственные системы взамен утраченных. Но делать это, скорее всего, будет государство за счет бюджета. Так у нас привыкли и по-другому не умеют — вся идеология управляющей команды построена на бюджетных расходах и государственном контроле повсеместно. Вот эта идеология и есть главный враг российской космонавтики, который обрек ее на прозябание — иначе и не скажешь.

Не стоит всерьез принимать апокалиптические прогнозы о скорой гибели отечественной космонавтики. Ни Рогозин, ни его преемник совсем уж без работы не останутся: космическая индустрия обеспечивает стратегический ракетно-ядерный паритет и будет развиваться, даже если в стране совсем кончатся деньги. Кроме военного сектора будут в ограниченном объеме поддерживать научные исследования.

Но каков будет объем работ? В памяти поколений осталось равное соперничество СССР и США, построивших космическую промышленность исключительно ради военных нужд и только за счет госбюджета. Вроде бы и количество запусков в России сократилось не фатально. Проблема в том, что если ты стоишь на месте, а остальные бегут, значит ты отстаешь. Вчера у тебя была треть пирога, а завтра останется пять процентов.

ПРОСТО ПЕРЕЧИСЛИМ НОВОСТИ МИРОВОЙ КОСМОНАВТИКИ ЗА ПРОШЛУЮ НЕДЕЛЮ

Космический бюджет Южной Кореи растет двузначными цифрами. Китайский частный стартап по созданию многоразовых ракет получил финансирование на бирже. Iridium подала заявку на управление группировкой из 126 спутников для передачи данных по оптическим каналам.

Частный корабль Crew Dragon вернулся с МКС. Lonestar разместит хранилище информации и центры обработки данных на Луне. Россия отказалась от запуска спутников космического интернета OneWeb в порядке контрсанкций, поэтому до конца этого года их запустит своей ракетой Индия.

В южном Техасе полным ходом идет строительство завода по производству сверхтяжелых ракет Starship для полета на Марс. Японская компания ведет переговоры по страхованию первой частной коммерческой посадочной лунной миссии. Европейские компании приступили к разработке спутниковой навигации на Луне.

Готовится полет автомата НАСА на Уран. Представлена коммерческая группировка Pelican — 32 спутника будут 10 раз в сутки поставлять покупателям полное фотоизображение всей земной суши разрешением 30 см на пиксель (это качество снимков разведки). Разумеется, анализировать снимки за отдельную плату будет искусственный интеллект.

Государства отказываются от казенных спутников связи (в том числе секретной) в пользу частных спутниковых группировок. Белорусские строители примут участие в строительстве космодрома “Восточный”, а гражданин Белоруссии отправится в космос на российском корабле. SpaceX подписала соглашение о предоставлении услуг Wi-Fi Starlink на борту самолётов с конца этого года. Astrobotic приступила к испытаниям лунного посадочного аппарата Griffin.

Это не отчет за год, это рутинные новости за неделю! По миру катится такой новостной вал, что вряд ли кто-то всерьез опечалится сообщением главы “Роскосмоса” об уходе с МКС. Создается полное ощущение, что мы стоим на обочине.

Теперь космос — в очень значительной мере сфера чистого бизнеса, сюда повалили сотни миллиардов долларов частных инвестиций. По всему земному шару строятся частные космодромы. И чем дальше, тем меньше будет там доля государственных бюджетов.

Инвесторы давно и успешно коммерциализируют мировую космическую индустрию, чрезвычайно быстро, по историческим меркам, создают новые обширные рынки. За США движется Европа, от нее не отстает Китай. Илон Маск не просто купит Twitter на страничке которого строит свой личный PR Дмитрий Рогозин. Он построит бизнес, превосходящий всю космическую индустрию России. Построит к выгоде своей, своей страны и человечества.

Единственный выход для России сегодня во всех сферах — развитие, стимулирование частной инициативы, но надежды на это практически нет. Наоборот, вся практика последних лет говорит об усилении роли государства. А деньги у него на космос вряд ли останутся: впереди тяжелые времена, как сообщил нам Председатель Счетной палаты.