Чемпионат по хрюканине

  • Печать

«Патриоты» на госпайке объявили войну всем, кто не поддерживает «спецоперацию». Обороняющаяся сторона за ответом в карман тоже не лезет



«Пусть течет кровь из носу в мире шоу-бизнесу». Такую забавную «кричалку» придумали создатели программы «Веселые ребята» на Центральном ТВ примерно 40 лет назад, когда в СССР еще не было не только секса, но и шоу-бизнеса. «Кричалка» спустя годы оказалась предсказанием. В мире российского шоу-бизнеса, а также ТВ и кино на фоне настоящих кровавых сражений развернулись бои местного значения.

«Патриоты» клеймят «предателей», «предатели» оправдываются или пытаются дать обидчикам сдачи. Сводки с полей этих потешных битв поражают воображение.

Бывший худрук МХАТа имени Горького Эдуард Бояков в интервью Ксении Собчак назвал всех творческих людей, уехавших из России после 24 февраля, предателями, потому что «в тяжелые минуты нужно быть вместе со страной». Особенно досталось Ивану Урганту: «Твой (Ксении Собчак) коллега, работая на государственном телевидении, получая зарплату от государства, будучи голосом, лицом канала, выкладывает у себя горящий танк с буквой «Z»… Обещаю: если эта тварь окажется на расстоянии плевка от меня, то она его получит…»

Выслушав гневную отповедь православного христианина Боякова, у которого даже в доме пахнет ладаном, безбожнику Урганту, Собчак не без удовольствия разочаровала своего «героя»: никакого горящего танка Ургант у себя не выкладывал, а фейковый канал, который это сделал, не имеет никакого отношения к реальному «Вечернему Урганту». Бояков, оглушенный открытием, смиренно согласился извиниться перед Иваном, если тот сам подтвердит, что горящий танк — фейк.

Ургант в ответ нарушил долгое молчание и опубликовал в Telegram обращение к Эдуарду Б. «Прослышав о Вашем мужественном решении плюнуть в меня при встрече, я испытал смешанные чувства — с одной стороны, как учили меня старшие товарищи, не будет ячменя. С другой, думал я, Эдуард — человек основательный, глубокий, начнет копить слюну, и при отсутствии нашей встречи в ближайшее время существует огромный риск самозахлебнуться… Нет, сказал я себе, ты не имеешь права молчать. Итак, ничего я не публиковал… А это значит, дорогой Эдуард, что пришло время глотать… Извинения Ваши прошу не присылать. Ибо ввиду стесненных жизненных обстоятельств временно не имею возможности подтираться смартфоном».

Эдуард Бояков — персона широко известная в узких кругах, поэтому народ вряд ли запасся поп-корном, ожидая продолжения «плевательного кейса». Зато зрительские ожидания долгоиграющего шоу с участием звезд первой величины сполна оправдал «король эстрады» Филипп Киркоров, который только-только широко отпраздновал 55-летие, получил поздравления от Путина, провел юбилейные концерты и удостоился большого документального фильма «Скажи им, кто я» на канале НТВ. Из фильма, прослеживающего этапы его богатого творческого пути, удивительным образом «выпала» целая глава биографии Филиппа под названием «Алла» или «Зайка моя», чего прежде невозможно было даже представить. Сообразительные зрители, конечно, сразу смекнули: Примадонна, уехавшая в Израиль, попала в опалу заодно с мужем Максимом Галкиным, и, скорее всего, тоже отлучена от ТВ как «член семьи изменника Родины».

Однако буквально на следующий день после юбилейных торжеств Киркоров опубликовал страстное и гневное видеообращение к Маргарите Симоньян, где призвал остановить «охоту на ведьм» и прекратить нападки на Пугачеву и Галкина.

Заходил он на главную тему вполне традиционно — растущую в обществе агрессию приписал козням «наших западных партнеров», которые спят и видят, как бы «разжечь наши внутренние распри». Но травля людей с альтернативными взглядами внутри страны вызывает у него горечь. Обратившись к Маргарите Симоньян, певец с негодованием воскликнул: «Как ты смеешь публично унижать людей? Кто дал тебе право говорить такое? Ты главный редактор рупора нашей страны, ты не имеешь права сеять раскол. Ты журналист, а не похабная бабка на базаре, разбрасывающая нечистоты слухов и сплетен».



Киркоров оказался не единственным представителем своего цеха, который вступился за Пугачеву с Галкиным, попавшим на грязный язык «рупора нашей страны». В поддержку коллег высказались также Лайма Вайкуле («Я очень приблизительно знала, кто такая Маргарита Симоньян. Теперь знаю. Это человек, пренебрегающий любыми нормами морали и этики и которого я с этой минуты считаю нерукопожатным»), певец Потап («Не с теми, дамочка, переходите на личности»), актер Оскар Кучера («Разве на телеканалах не обязаны быть политкорректными даже к своим врагам?») и другие деятели шоу-бизнеса.

Не заставила себя ждать и реакция «общественников». Движение «Царьград» подозрительно быстро после обращения Киркорова усмотрело в одном из номеров его юбилейного концерта «святотатство» и потребовало от Генпрокурора возбудить против него уголовное дело об оскорблении чувств верующих.

Король поп-музыки, в свою очередь, в Telegram Ксении Собчак ответил своим хулителям, посчитавшим, что он не должен был заступаться за своих друзей. Особо подчеркнул, что был и остается безусловным патриотом нашей страны, для которого «большая честь — поздравления от нашего президента». Маргарита Симоньян в его оправдательном слове из «похабной бабки» превратилась в «мать троих детей», которую он всегда ценил как «журналиста и порядочного человека». Сам же он как «человек чести» не собирается отступаться от своих принципов, предлагая «всем задуматься, в кого мы превратимся с таким рвением обличать чужие «пороки».

Симоньян в ответ на недоумение подписчицы — «неужели вы ничего не ответите Киркорову?» — написала у себя в Telegram: «Не отвечу. Я отвечаю тем, кто оскорбляет мою страну, мою армию… А частные личные препирательства — не моя тема».

Иное дело — Максим Галкин, который, по ее мнению, «льет помои на страну и армию». Разумеется, ничего он не льет (ей неправильно доложили). Просто время от времени высказывает свое мнение, радикально отличное от «патриотического», как его сегодня понимают в России. При мегапопулярности Галкина в зрительской аудитории такое инакомыслие опасно — а ну как собьет с пути истинного неразумную «паству»? А ну как заставит кого-то усомниться в генеральной «линии партии»? Поэтому именно Галкина избрали главной мишенью пропагандисты всех мастей, не стесняясь выражений и измышлений.

«Нужно ли лишать уехавших или не поддержавших власть артистов государственных наград? Можно ли поставить Галкина, Хаматову, Макаревича на одну ступеньку с предателем Власовым?» — эти вопросы всерьез обсуждают на разных ток-шоу, почти всегда приходя к солидарному и однозначному: «ДА!»

Остроумный Леонид Парфенов по аналогии с некогда принятым в СССР определением «литературные власовцы» придумал актуальное — «Эстрадные власовцы». Прежде представители поп-культуры никогда не преследовались по политическим мотивам. Литературными же власовцами в разные годы советской власти объявляли Ахматову, Зощенко, Пастернака, Солженицына. Пламенные публицисты ленинской школы не жалели в их адрес оскорбительных эпитетов: «растленные душонки», «клеветники», «антинародные пасквилянты…»

Риторика нынешних борцов за чистоту рядов немногим отличается от риторики предшественников,

разве что в современный официальный обиход их совместными усилиями введены блатная лексика и откровенные ругательства — «мрази», «твари», «скоты», «гадины», «ублюдки…». Тем неожиданнее прозвучала «ответка», прилетевшая откуда не ждали — от социально близкого, от «шансонье» с криминальным прошлым Александра Новикова. Именно он, патриот России не хуже Соловьева, на доступном обоим языке посоветовал пропагандисту, обозвавшему Екатеринбург центром «мерзотной либероты», «фильтровать хрюканину и закусить свое поганое жало». «Хрюканина» — как много в этом слове для сердца русского слилось! И это ведь не просто слово, а целое новое понятие в классификации телеформатов. Теперь его на полном серьезе анализируют умные люди — специалисты в сфере медиакоммуникаций.

«Тут что важно, кроме красоты языка, — заметил журналист и телеаналитик Михаил Фишман. — В общем, тоже, если угодно, раскол элит».