Сахарный Рахат

Гвоздь в крышку гроба свекловодства забили ближайшие родственники первого президента




«В самый разгар домашних заготовок сахара в стране нет, а варенье варить надо. И мечутся хозяйки в поисках драгоценного песка, покупают его втридорога. Давно не слышали слова дефицит и вот на тебе. Не буду говорить о цене, она космическая. Но точно знаю,что сахарную отрасль Казахстана благополучно похоронили. Стал выяснять у свекловодов, мы выращиваем свеклы всего лишь 7 процентов от потребности. Цифра шокировала», — пишет на своей странице в Facebook Сергей Пономарев, и напоминает, как в советское время знаменитый Бурундайский сахарный завод едва справлялся с нагрузкой. Тогда килограмм сахара в бумажном кульке стоил 78 копеек: «Казахстан и Украина кормили сладким песком огромную страну, у нас даже перерабатывали кубинский тростник. Большая политика была замешана на сахаре. Куба же ничего больше не производила. Вот ей и помогали поддержать экономику во времена эмбарго».

В краю семи рек Жетысу, вспоминает Пономарев, повсеместно высаживали сахарную свеклу, особенно много за Талдыкорганом.

Но в середине девяностых бывший зять Назарбаева, Рахат Алиев, прибрал отрасль к рукам и методично стал ее отжимать: «Холодно расчётливо, до последней капельки. Агония продолжалась несколько лет. Фермеры противостояли сколько могли, но в начале двухтысячных стали сдавать позиции. Агония продолжалась десятилетие. Поля сахарной свеклы давно поросли бурьяном, а свеклоуборочные комбайны ржавеют в металлоломе, – нарисовал безрадостную картину алиевского беспредела Пономарев.

Дефицит сахара заставил говорить о проблеме на самом высоком уровне. Не случайно президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства дал конкретное поручение разработать отдельный проект по развитию сахарной отрасли: «Мы на 90 процентов зависим от импортного сахара. Здесь можно ссылаться на решения в рамках ЕАЭС, но в любом случае это серьезный просчет правительства. Значит, не защитили позицию государства. Правительству нужно в срочном порядке разработать отдельный отраслевой проект по развитию сахарной отрасли. Цель — значительное сокращение импортозависимости, постепенный переход к самообеспечению… Это принципиальный вопрос, имеющий в том числе внутриполитическое значение. Мы сегодня видим, что происходит в магазинах. Позор!», - заявил Токаев.

Ассоциация производителей безалкогольных напитков Казахстана (АПБНК) уже обратилась с открытым письмом в министерство торговли и интеграции республики с заявлением, что сахара в промышленных масштабах в стране катастрофически не хватает. И это ставит под угрозу целую отрасль, сообщает российский информационный портал Sputnik: «Ситуация до сих пор остается критической. Казахстанские производители сахара не могут обеспечить компании требуемым объемом соответствующего качества, сахар отпускается в ограниченном количестве и в условиях 100% предоплаты, тогда как у большинства компаний нет достаточных оборотных средств», — говорится в письме.

По мнению представителей ассоциации, перебои с поставками возникли из-за того, что Россия и Беларусь —, главные поставщики готового сахара в республику, в марте этого года ввели запрет на его вывоз из своих страны Отсюда, отмечают в АПБНК, дефицит и скачок цен.

По официальным данным, которые прводит Tengrinews.kz, из ранее введенных семи сахарных заводов сегодня действуют только четыре: в Алма-Атинской и Жамбылской областях, и они загружены лишь на треть. По словам президента, Минсельхоз планирует увеличить долю свекловичного сахара в шесть раз к 2026 году (с 7 до 43 процентов). Однако за последние четыре года, по словам Токаева, площади посева сахарной свеклы сократились на треть.

По словам председателя АПБНК Алии Мамытбаевой, потребности только для производства напитков в республике составляют около 195 тыс. тонн в год: «Начинается летний сезон, потребление прохладительных напитков увеличивается, а сырья попросту нет. Насколько я знаю, существует государственная программа по производству собственного сахара, но это время, а нам продукт нужен здесь и сейчас. Некоторые предприятия могут просто закрыться» — рассказала Sputnik Алия Мамытбаева.

Несмотря на введенное Россией эмбарго, для стран ЕАЭС существует отдельный регламент, по которому при обращении в министерство сельского хозяйства РФ сахар странам-участницам Союза продадут, ссылается Sputnik на мнение ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.

Проблема дефицита сахара в республике насчитывает уже не один десяток лет, объясняе Иванов. Дело не только в ситуации на Украине (одном из основных поставщиков сахара) и в небольшом количестве заводов. Существующих мощностей, по мнению эксперта, вполне хватает. Однако нет собственного сырья – сахарной свеклы: «Нужно увеличить ее производство рядом с теми заводами, которые работают. Нужны новые технологии, нужно восстанавливать систему искусственного орошения полей, которая с советских времен не модернизировалась. Ведь все возможности для производства необходимых объемов сахара у Казахстана есть», – считает Иванов.

«А свекловодство вряд ли удастся возродить. Свекла слишком влагоемкая культура. У нас теперь воды столько нет. Если только бутилированной поливать», - скептически комментирует в Facebook журналист Игорь Неволин, попутно замечая, что по его данным, Минсельхоз просто квоты кому попало раздал. Эти «кто попало» планировали их перепродать заводам. Но поднялся шум. И теперь — ни квот, ни сахара.

По мнению главы государства, интерес со стороны внутренних и иностранных инвесторов к этой отрасли достаточно высок, нужны правильные подходы.

Один из них предлагает Гульназым Оспанкулова, Research Scientist в Казахском Агротехническом университете По ее мнению, потребность в сахаре можно закрыть на 50% за счёт использования в рецептурах глюкозно-фруктозного сиропа, получаемого при глубокой переработке зерна пшеницы и кукурузы: «Основные потребители сахара - это напиточники, кондитерские.. Свекловодство быстро поднять невозможно, но модернизировать заводы по глубокой переработке зерна можно. Зерна то у нас достаточно. Много раз инвесторы заходили к нам, дабы построить такие заводы, но почему-то Минсельхоз (в бытность министром Мамытбекова) игнорировал их предложения». — поделилась она технологией в Facebook.

Игнорировали, потому что, по мнению директора Ассоциация садоводов Алма-Атинской области - АСАО Arsen Rysdaulet, Минсельхозом руководят временщики, люди не имеющие отношения к сельскому хозяйству: «Меняются министры и вице-министры, и снова приходят временщики. Ну, и конечно, гвоздь в крышку гроба сахарной промышленности вбили ближайшие родственники первого президента», — высказывает он свое мнение в Facebook.

В этой же соцсети его поддерживает и Серик Сагиев, написавший, что сахар — это небольшое звено в процессе 30 летнего уничтожения продовольственной безопасности Казахстана: «По сахару можно понять, что за 30 лет мы не становились независимыми, а вводились в зависимость. Прикрой границы, и мы без природных катаклизмов испытаем Ашатык».