«Келинка Сабина» завалила «Базза Лайтера»

Почему министр культуры и спорта Казахстана пошел на поводу актера - травести



Министр культуры и спорта Республики Казахстан Даурен Абаев публично поддержал петицию актёра Нуртаса Адамбая о запрете мультфильма «Базз Лайтер» - продолжение знаменитой «Истории игрушек». Актёр увидел в этом мультфильме поцелуй двух героинь, который длится четыре секунды и посчитал, что это ЛГБТ-пропаганда, противоречащая принципам ислама.
Пикантности этой истории придает то, что Нуртас Адамбай прославился на весь Казахстан ролью травести-персонажа – келинки Сабины, напоминает Ержан Есимханов в respublika.kz.media : «В слове травести нет ничего оскорбительного. Это актерское амплуа, в котором мужчина играет женскую роль. Нуртас Адамбай свой травести-персонаж долго и серьезно эксплуатировал много лет. Заработал на нем хорошие деньги. Потом стал религиозным человеком, и в качестве такого теперь активно защищает чужую нравственность».

Но его попытки, бороться с пропагандой гомосексуализма, в то время как он сам, создавая образ келинки Сабины, фактически пытался сделать для Казахстана нормой трансвестизм, выглядят нелепо, замечает telegram-канала «Нурсултанский соловей».



Возможно, предполагает Артур Бадилов (Бабидов Артур Викторович) на своей странице в Facebook, подобная риторика могла бы быть весомой в какой-либо мусульманской стране (данный спин-офф запрещен в странах Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты), но Республика Казахстан - светская страна и никакая религия здесь не может быть признана ведущей или обязательной: «А значит запрет фильма противоречит демократическим основам Казахстана, которые гласят, что наши граждане не обязаны соблюдать традиции определенной религии. Следовательно, запрет фильма - это нарушение прав человека. Также в Конституции Республики Казахстан запрещена любая цензура (статья 20). Но Даурен Абаев, поддерживая запрет фильма, выступает за цензуру, что также противоречит Конституции». – доказывает Бадилов абсурдность и антиконституционность подобных действий министра культуры и спорта, и требует его отставки, предлагая подписать всем неравнодушным гражданам соответствующую петицию, которую он опубликовал на своей странице в Facebook.

В свою очередь, господин Абаев, согласился, что «цензура в нашей стране запрещена», поэтому-то оказывается министерство и не запрещало показ анимационного фильма «Базз Лайтер» в Казахстане: «Мой пост такой формулировки не содержит. Мной было сказано, что прокат данной картины в стране осуществляться не будет. Далее СМИ и ряд блогеров сами сделали собственные выводы», - написал министр на своей странице в сети Facebook.

Лихо! Убийственная логика! Раньше так действовало министерство информации (которое, кстати, тоже когда-то возглавлял Абаев) – оно не запрещало выходить газетам с нежелательными для власти материалами, а просто изымало их сразу после печати в типографии, препятствуя распространению. То есть, ограничивало доступ населения к информации. А это тоже нарушение Конституции РК.

Известные в Казахстане личности прокомментировали участие в этой истории Нуртаса Адамбая, выступившего за запрет мультфильма, передает NUR.KZ.

Продюсер и актриса Баян Алагузова в своем Instagram обратилась к Адамбаю: «Нуртас, при всем уважении к тебе, перестань, пожалуйста, пропагандировать свои взгляды, ты очень известный человек, образованный и талантливый, поверь мне, Богу не нужна твоя помощь, общение с ним - это общение двоих, это не кино, это не развлечение, это не реклама, это таинство, это сакрально. Я так понимаю, теперь ты будешь решать, что нам смотреть, а что нет?! Тогда, на всякий случай, все будущие фильмы американского и европейского производства будут содержать нетрадиционный контент, ну и "Келинка Сабина", к слову, тоже его содержит, предлагаю запретить! Правда же глупо?!»

Высказалась по этому поводу в своем Telegram-канале и журналист Гульнар Бажкенова: «Я так ждала свой любимый мультик "Базз Лайтер", но его отменили по требованию "общественности" из-за какой-то там сцены. А я не общественность? Почему, удовлетворяя прихоти одних, нарушаются права других граждан? Да-да, у них прихоти, потому что не хочешь - не иди и не смотри. А у меня права, потому что у меня теперь нет выбора», - прокомментировала она запрет.

Свое мнение озвучил в Instagram и блогер Нурлан Алимходжаев. «Сестра, ты забыла, кем была! Не тебе уж точно говорить о морали. Когда ты сбитый летчик и твой юмор вот уже как 10 лет перестал быть актуальным, самый легкий способ привлечь к себе потерянное внимание - хайпануть на теме ЛГБТ. Твой последний фильм с квир-персонажем, которая ранее тебя прославила и обогатила, с треском провалился в прокате. Может, в этом причина?» - выразил негодование Алимходжаев.

Манипуляцией назвал Абаев заявления ряда медийных лиц о том, что в Казахстане против показа мультфильма выступал лишь продюсер Нуртас Адамбай: «Мало кто вспоминает, что в сети была запущена петиция с требованием запретить «Базз Лайтер» в Казахстане, собравшая 35 тыс. подписей. «Против» высказались лишь около 4 тыс. пользователей. По информации акиматов, сразу в нескольких регионах подали заявки на митинги. В адрес министерства и местных исполнительных органов поступали многочисленные обращения граждан. Не учитывать данные настроения, значит игнорировать голоса простых граждан нашей страны. Ведь именно для этого и создавались инструменты открытого правительства», - пояснил глава ведомства на своей странице в Facebook.

Интересно, откуда взялись эти 35 тысяч (такого количества хватило бы для регистрации семи партий) возмущенных зрителей? Им что – закрытый показ устраивали? По словам Абаева, их возмущение вызывал не столько сам факт поцелуя однополой пары, который многие называют «неявным», «невинным», «длящимся несколько секунд», а присутствие в фильме фабулы однополой любви, скрепленной семейными узами и потомством, как жизненной нормы.



В отличие от этих (скорее всего, мифических) смельчаков, которые, ради нравственного здоровья нации пожертвовали - своим, журналист Дмитрий Мостовой посмотрел в Грузии, запрещённый в Казахстане, «Базз Лайтер», и не стал геем: «Даже не знаю, как это произошло.- удивляется Дмитрий на своей странице в Facebook. - Вышел из кинотеатра, прогулялся по улицам, сверился с внутренними голосом и позывами - нет, всё так же, ничего не поменялось. Притом, что запрещать там абсолютно нечего. Наверное, если бы я не знал об этом моменте - и не заметил бы. Но министрам у нас всегда виднее».

Господин Абаев с последней сентенцией Мостового и не спорит: «Мы как министерство не даем этическую оценку таким сюжетным линиям, если они не противоречат законам, однако игнорировать общественное мнение мы также не можем. После анализа всего вышеперечисленного министерством проведены неоднократные консультации с официальным прокатчиком кинокартины на территории РК. Даны определенные рекомендации. Запрета на показ не было. Однако прокат фильмов – это бизнес. Он всегда учитывает риски, в том числе трудно прогнозируемые последствия. В совокупности всех вышеназванных факторов принято решение не запускать фильм в прокат», - добавил на своей странице в Facebook Даурен Абаев. В общем, «в огороде бузина» …

Тем не менее, понять логику актера и министра попытался Ержан Есимханов в respublika.kz.media: «Если дети будут смотреть такие сцены, то их нравственность разрушится. Выходит, сейчас половина пацанов в Казахстане должна краситься, как падшие женщины, вести себя манерно, разговаривать писклявым голосом и совершать дурацкие поступки. То есть, делать все то, что делал персонаж «Келинки Сабины», фильмы с участием которой (или которого?) смотрят в Казахстане уже добрый десяток лет. Но этого почему-то не происходит.

Вероятно, потому, что поменять сексуальную ориентацию с помощью фильма невозможно. Иначе в мире вообще не осталось бы геев – фильмов с участием персонажей традиционной ориентации в тысячи раз больше. То есть вещи, которые предлагают актер и поддержавший его министр, противоречат закону, логике и здравому смыслу. Для запрета мультфильма нет ни одной формальной причины. На месте казахстанских кинопрокатчиков, которые наверняка потеряли приличные деньги, я бы подал на министра в суд».

«Что-то у нас министерство культуры, запретившее прокат мультика "Базз Лайтер" проявляет нерешительность, непоследовательность и мягкотелость. Как и многочисленная общественность в лице одного демонстративно активного религиозного неофита, сумевшая разглядеть непотребство в детском фильме - иронизирует Азамат Джолдасбеков на своей странице в Facebook.- Господа цензоры, даю вам наводку! Если запретили одно, то надо запрещать и другое! Будьте бдительными до конца! Требуйте изъять из продажи одноименную книжку - сценарий вредоносной ленты! Это ж какой вред они наносят юным поколениям! Кстати, заодно запретите своей "общественности" навязчиво демонстрировать религиозность. Вера, знаете ли, дело интимное. Как нижнее бельё, которое носят, но не выпячивают напоказ».



При этом, по версии telegram-канала «Нурсултанский соловей», причина поведения Абаева кроется не в его гомофобии, а, якобы, в наличии некоего компромата на него у Нуртаса Адамбая, который, как и Абаев выходец из КВН.

Сказать наверняка о том, какого именно свойства компромат есть у Адамбая на Абаева, сложно, в конце концов, во время разного рода капустников и репетиций кэвээнщики иногда делятся с коллегами материалом, шутками и номерами, которые в силу своего содержания не то, что никогда нельзя будет показать на сцене, но даже спустя годы могут навредить репутации государственного служащего.

В настоящий момент Абаев оказался «между молотом и наковальней»: с одной стороны стартовал сбор подписей под петицией с требованиями его отставки, с другой, по информации «Нурсултанский соловей», нависла угроза публикации в отношении него компромата.

Впрочем, обращает внимание «Нурсултанский соловей», у Адамбая ситуация - не лучше: одна из самых ожидаемых его комедий «Келинка Сабина» часть 3, пролежала «на полке» два года, и в итоге оказалась никому не нужна, Адамбай влез из-за фильма в серьезные долги и, очевидно, надеялся на финансовую поддержку со стороны министра культуры и спорта, но ему было отказано.

И теперь, окрыленный успехом в борьбе с мультфильмом, неугомонный и неистовый Адамбай набросился на другой голливудский блокбастер: «Оказывается, в настоящее время в кинотеатрах нашей страны полным ходом идет показ фильма «Тор: Любовь и гром», пропагандирующий непотребные ценности, в виде гомосексуальных отношений, что является прямым нарушением закона РК о правах ребенка, где черным по белому написано: пропаганда и агитация, причиняющая вред нравственному и духовному развитию детей запрещена».- написал он в своем Instagram и задался вопросом - на каком основании данному фильму была выдана лицензия: «Я считаю, что генеральная прокуратура должна разобраться в этом вопросе. Необходимо остановить прокат фильма. Законы в нашей стране никто не отменял. Я считаю, что нам на государственном уровне необходимо запретить подобную неприемлемую пропаганду».

«История жесть. - констатирует журналист Георгий Ковалёв на своей странице в Facebook.- Вчера мы в самые развитые стремились. Сегодня вернулись в пещеры. Но забыли, что в пещеры уже интернет проведён. А келинка, вот увидите, в парламент пролезет».

«Мы с вами живем в стране, где за нас пишет законы парламент, который мы не избирали. Нами управляют акимы, которых мы не выбирали. И вот теперь мы снова пробили дно – откровенные мракобесы запрещают нашим детям смотреть мультфильмы. И если мы никак на это не повлияем – значит, мы вообще ничего в собственной жизни уже не решаем. Даже для наших детей. – подводит итог Ержан Есимханов в respublika.kz.media. - И, кстати, этот «Новый Казахстан», кажется, сломался. Несите старый. В старом хотя бы мультики не запрещали».