ЗАЛОЖНИКИ Прошлого

Умер первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. Параллели в политических судьбах Горбачева и Токаева




Оба из советской партийно-хозяйственной номенклатуры, потому все пороки этой системы оказали (и оказывают) влияние на стиль и методы их правления.

Горбачев решился на реформирование коммунистической системы, и остался в истории как архитектор Перестройки. При нем обрели новое звучание забытые при тоталитарном режиме такие понятия, как Гласность и Плюрализм.

Токаев тоже заявил об отказе от елбасизма, который плоть от плоти коммунистического прошлого, и выдвинул лозунг - «Новый Казахстан».

Объединяет их и то, что, заявив о реформах, они не решились на коренной слом того, с чем решили распрощаться, и стали заложниками своего прошлого: традиций, отношений, обязательств. Горбачев видел реформы исключительно в рамках обновленного КПСС. Но история показывает, что авторитарные системы не способны на самообновление, потому благая идея Перестройки, несмотря на свою прогрессивность и актуальность, была обречена, и даже стала ироничным и саркастическим мемом. Не секрет, что и лозунг «Новый Казахстан» начинает приобретать такие же карикатурные черты, хотя никто, даже самые отъявленные недруги Токаева, не могут оспорить его необходимость и насущность.

И дело не только в плохих исполнителях. Благородная идея Перестройки наткнулась на очень важную преграду: свобода слова оказалась в руках нищего и обездоленного общества, которое в мгновение ока потеряло все государственные гарантий благополучия. Как говорится, бытие определяет сознание: демократия, конечно, хороша, но кушать хочется всегда.

К сожалению, такая же участь может постичь и «Новый Казахстан»: резкое падение уровня жизни населения – не совсем благоприятный фон для реализации общеполитических начинаний Токаева. Конечно, на то есть объективные причины: общемировой кризис, пандемия, влияние на казахстанскую экономику антироссийских западных санкций. Однако, не эти внешние обстоятельства, а некомпетентность и непрофессионализм, абсолютная бесконтрольность и безответственность власти - главные причины экономических неурядиц, которые грозят стать национальной катастрофой: голодный бунт беспощаден и страшен.

Горбачев в свое время испытал на себе сопротивление «старой гвардии» КПСС. Эта разжиревшая на спецпайках псевдоэлита, не хотела прощаться со своим монопольным положением и соответствующими привилегиями. Такой же саботаж мы видим при строительстве «Нового Казахстана»: на этой неделе в СМИ и соцсетях обсуждается формирование новой антипрезидентской коалиции родственников Назарбаева и близких к нему олигархов, получившей якобы название «Тройственный союз».

Горбачев не смог победить заскорузлую верхушку СССР. Сможет ли Токаев одолеть тех, с кем вместе сам строил тот, старый Казахстан. На сей счет у меня большие сомнения, ибо он все еще опирается на бюрократический аппарат, а не на плюралистическое общество.

В этом смысле вполне уместны некоторые параллели между августовским путчем ГКЧП-1990 и кровавым Қаңтаром-2022, когда, по словам нашего президента, была осуществлена попытка государственного переворота: и там, и здесь уходящие эпохи хотели взять реванш. И там и здесь пролилась кровь.

Кстати, если трагедия Желтоксана-1986, жесточайшее подавление выступления казахской молодежи, будет всегда ассоциироваться с Михаилом Горбачевым, то и Қаңтар-2022 будет связан с Касым-Жомартом Токаевым. Уверен, что вся правда об этих двух трагедиях общенационального масштаба рано или поздно будет сказана, и тогда мы дадим объективную оценку двум президентам.

Горбачева критиковали за то, что он был более популярен за рубежом, нежели в своей стране: экономические реформы блекли на фоне ярких и несомненных внешнеполитических успехов Горби. Ядерное разоружение, падение Берлинской стены между «империей зла» и внешним миром, безусловно, снискали искреннее уважение к нему за рубежом. Такая же ситуация складывается и с Касым-Жомартом Токаевым: его международные визиты результативнее поездок в казахстанские регионы.

И, наконец, мы должны быть благодарны Михаилу Горбачеву за то, что он был одним из учредителей «Новой газеты», которая в отличие от сонма других российских изданий честно и объективно рассказывает не только о ситуации в России, но и за ее пределами, включая Казахстан.