Пиджак, жилет, юбка и никаких платков

  • Печать

Почему казахстанские власти не дают покрытым школьницам ходить на занятия



В начале нового учебного года покрытых школьниц Караганды отказались допустить к занятиям. По мнению администрации учебного заведения, ношение хиджаба не соответствует требованию о единой школьной форме. Родители же считают, что чиновники нарушают право детей на обучение. Дискуссии о допустимости религиозной одежды не утихают уже много лет: власти настаивают, что образование в республике носит светский характер, поэтому появляться в школе в платке недопустимо. В этом году проблему обсуждали на самом высоком уровне — о хиджабах высказался даже президент Касым-Жомарт Токаев. «Медиазона» рассказывает, как родители отстаивают право своих дочерей учиться в платке.

8 сентября в Караганде родители школьниц провели акцию протеста, так как их дочерей не допустили до занятий. По мнению администрации школ, девочки нарушили правило о единой школьной форме и пришли на линейку 1 сентября в хиджабах. Собравшиеся записали обращение к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, поскольку считают это нарушением права детей на образование.

«Наших детей выгнали из школы, в прямом смысле этого слова. Сегодня во всех школах Казахстана прошла антиконституционная акция по ограничению прав детей на образование», — говорили они.

В 2016 году министерство образования Казахстана ввело «Требование к обязательной школьной форме», которое запрещает религиозную одежду в стенах учебных заведений. Решение объяснили тем, что «любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевает под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся».

Школьная форма для девочек включает пиджак, жилет, юбку, брюки, классическую блузу. По мнению властей, такая форма соответствует светскому характеру обучения. При этом отмечается, что запрет действует только в стенах учебного заведения, но не за его пределами.

Уже 11 сентября, на фоне возросшего числа жалоб на недопуск учениц, Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) опубликовало обращение, в котором говорится, что «надевать платок на девочку, достигшую половой зрелости — это такой же долг, как и решение о получении образования». В ДУМК отметили, что «государственным учреждениям даны соответствующие рекомендации» по этому вопросу. Однако какие именно, неизвестно.

Чиновники придерживаются иного мнения. Так, министр просвещения Гани Бейсембаев сказал, что все ученики должны соблюдать требования законодательства и приходить на занятия в школьной форме. Аналогичное мнение высказала министр культуры и информации Аида Балаева. У себя в фейсбуке она написала, что нормативные акты требуют соблюдения стандартов ношения школьной формы.

Несмотря на позицию государства, верующие родители отказываются отправлять дочерей в школы без платков. По их мнению, запрет на платки противоречит Конституции, которая гарантирует свободу вероисповедания и не допускает дискриминации по религиозному признаку.

При этом альтернативы обучению в классических школах у мусульман в Казахстане практически нет.

«Если министерство просвещения не хочет видеть религиозных детей в школах — дайте нам альтернативу. Но, к сожалению, нашим детям не дают обучаться даже дома, так как нет домашнего обучения, и при этом не дают нам учиться в школе. Как нам поступить? Где слышащее государство?» — возмущались родители.


«Истинная» религия против «навязанной»


Споры вокруг хиджабов в казахстанских школах периодически возникают уже более десяти лет. Все потому, что у властей нет единой позиции по этому вопросу.

Например, в 2011 году бывший премьер-министр Карим Масимов говорил, что власть не должна запрещать ношение платка, а письменного запрета, скорее всего, никогда не будет. При этом экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в том же году наоборот высказывался против мусульманской одежды для женщин, особенно если ее носят студентки или учащаяся молодежь.

«У нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам», — настаивал Назарбаев.

По данным Национальной переписи населения 2021 года, в Казахстане насчитывается более 13,2 млн мусульман, 69,3% населения. Наибольшее количество верующих проживает в Кызылординской, Туркестанской и Актюбинской областях.

Впервые ислам появился на территории современного Казахстана в VIII веке. Считается, что толчком к распространению религии стала Таласская битва (751 год), когда тюрки, объединившись с Аббасидским халифатом, одержали победу над войсками китайской империи Тан, которая боролась за контроль над Центральной Азией. Это позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу десятого века.

Однако, как отмечают историки, повсеместное распространение ислама среди казахов не привело к отказу от национальной одежды в пользу хиджаба.

Тем не менее, многие современные мусульманки в Казахстане все же носят религиозную одежду, из-за чего сталкиваются с притеснениями в сфере образования — и это началось еще до введения закона о школьной форме. Например, еще в 2010 году учениц шымкентской школы №66 не допустили к ЕНТ из-за хиджабов. Педагоги настаивали, что «хиджаб является одеждой не мусульман, а ваххабитской секты».

Похожий случай произошел в 2013 году в Семее. Тогда директор местной Назарбаев интеллектуальной школы попытался выгнать с линейки 15-летнюю ученицу, пришедшую в платке, а затем не пустил ее на занятия. По словам родителей, они заранее предупредили, что их дочь наденет платок, однако там эту информацию проигнорировали. После инцидента семья написала заявление в УВД Семея с просьбой принять меры в отношении директора.

В ответ на такие запреты в 2013 году ДУМК издало специальную фетву, в которой назвало недопуск учениц в платках на занятия «оскорблением религиозных чувств мусульманских женщин и всех мусульман», сославшись на закон «О религиозной деятельности» и на статью о воспрепятствовании законной религиозной деятельности.

«После этого, полагаем, станет понятным для всех, в том числе для руководителей учебных заведений и работодателей, что их требование снять платок является тяжелейшим оскорблением и осквернением религиозных чувств верующих женщин и их родственников. Они должны осознать всю глубину причиненных им морально-нравственных страданий», — сообщили в управлении.


Иски, штрафы и аресты


Впрочем, давление на мусульманок в хиджабах только усиливалось. В 2017 году в Актюбинской области около 200 школьниц в платках не допустили к занятиям 1 сентября. Администрация, как всегда, ссылалась на несоответствие их одежды требованиям к обязательной школьной форме.

Девочки не ходили в школу около двух месяцев. В итоге некоторые из них начали посещать занятия без головных уборов, а 64 родителя из Актюбинской и Западно-Казахстанской подали иски в Есильский районный суд Астаны к министерству образования и министерству юстиции. Они требовали признать закон об обязательной школьной форме противоречащим нормам Конституции.



«Каждая мусульманка по достижению определенного возраста должна быть уже покрыта головным убором, но это не так делается, что, мол, тебе исполнилось 12 или 16 лет — и сразу давай платок. Ребенка к этому надо как-то готовить, он должен к этому как-то прийти. Ислам запрещает нас к чему-то ребенка принуждать, ребенку все объясняется, мать у дочери спрашивает, хочет ли она надеть платок. Инициатива должна идти от самой дочери», — говорил «Азаттыку» один из истцов.

По словам родителей, главная задача — добиться, чтобы детям было легче учиться, и вопрос ношения платка не мешал им получать знания. В итоге суд встал на сторону государства и отказался удовлетворить требование истцов.

Однако на этом история не закончилась. В январе 2018 года около 70 родителей из Актобе пришли на встречу с депутатом Мажилиса, которая прошла в школе №56. Они собирались задать депутату вопросы о запрете платков, из-за которого их дети не могли ходить на уроки. Парламентарий отказался их выслушать, тогда четыре женщины в никабах демонстративно совершили намаз у ворот школы.

По данным СМИ, в то время около 177 школьниц Актюбинской области не могли посещать школу из-за платков. Чтобы оспорить это решение, десятки родителей вновь обратились в суды с исками. Однако никому из них не удалось выиграть. Более того, 18 человек привлекли к административной ответственности за беспричинные пропуски детьми занятий в школе и оштрафовали на 5 МРП.

Еще одна такая ситуация произошла в сентябре 2018 года в Атырауской области. Там суд оштрафовал на ту же сумму по меньшей мере 15 родителей, чьи дети не ходили на занятия из-за запрета религиозной одежды.

В то же время похожие судебные разбирательства проходили в Западно-Казахстанской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях.

Во всех случаях суды поддержали позицию школ и министерства образования.

Известны случаи, когда ситуация доходила до арестов. В 2018 году трое жителей Актобе получили от трех до пяти суток за «угрозы учителям и нарушение школьных правил». В суде объяснили, что, несмотря на неоднократные предупреждения и штрафы, они заставляли своих дочерей посещать занятия в школе в платках.


Ауызашар в Акорде — можно, платки в школах — нельзя


По версии чиновников, основной аргумент против платков заключается в том, что Казахстан — светское государство, отделенное от религии. Однако, по мнению правозащитника Олжаса Билялова, власти трактуют этот принцип в свою пользу.

«Почему-то принцип светскости трактуют неправильно, подразумевая, что мы должны одеваться так, а не иначе. Согласно принципу светскости в отношении ношения хиджаба или платка в школы — никакая школа в Казахстане не может обязать всех девочек носить хиджаб, но с другой стороны, она не имеет права обязать их снять платки! Это и есть принцип светскости, когда религия отделена от государства. Есть светский строй и атеистический, многие чиновники и простой народ путают эти два понятия», — объяснял Билялов.

Соучредительница фонда «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова отмечала, что представители власти сами нередко демонстрируют религиозность, но при этом запрещают делать это другим. «Казахстан — светское государство по Конституции. Но если государство с помпой проводит ауызашар в Акорде, при этом запрещая девочкам ходить в хиджабе, это не совсем правильный подход со стороны государства», — уверена Биржанова.

Подобные притеснения со стороны государства вынуждают казахстанцев искать альтернативы для обучения детей, которых крайне мало. Специализированных школ, которые разрешают ученицам ходить в платках, практически нет, поэтому зачастую родителям приходится смириться — и просить дочерей снимать платок перед входом в школу.

Решением могло бы стать онлайн-обучение, однако в Казахстане оно не разрешено повсеместно, как и домашнее обучение. Чаще всего его предоставляют только детям с ограниченными возможностями. Родители, не желающие снимать хиджаб со своих детей, обращались к правительству с просьбой разрешить их дочерям учиться онлайн, но она была проигнорирована.

Как результат, некоторые казахстанские семьи переезжают в Турцию, Европу или соседние государства, где вопрос ношения платков в школе решен и не вызывает конфликтов. Редактор кросс-медийной платформы Menmedia.kz Жазира Букина считает, что государству стоит обратить особое внимание на эмиграцию молодых семей.

«Платок в школе не радикализирует общество. Кыргызы разрешили носить платки девочкам — как они были толерантными, так такими и остались. Опыт России тоже показывает, как государство проявляет большую гибкость. Как невозможно заставить солнце взойти на западе, так и невозможно заставить человека перестать исповедовать свою религию. Мы сейчас единственная страна, которая проблему делает из платков», — утверждает она.


Министерство просвещения решило вопрос


В 2023 году споры вокруг хиджабов в школах достигли таких масштабов, что на дискуссию отреагировал президент Касым-Жомарт Токаев. Примечательно, что он не озвучил четкого запрета на ношение религиозной одежды, однако активно отстаивал «светское государство».

«Нужно всегда помнить, что школа — это прежде всего образовательное заведение, куда дети приходят получать знания. Тогда как религиозные убеждения — это выбор и частное дело каждого гражданина. Свобода вероисповедания в нашей стране гарантируется законом. Думаю, будет правильным, если ребенок сделает свой выбор, когда уже подрастет, и у него сформируется собственное мировоззрение», — сказал Токаев.

Через несколько дней министр просвещения Гани Бейсембаев сообщил, что в Казахстане «нет ни одной девочки, которая пропускала бы школу из-за хиджаба». По его словам, ранее в Атырауской области более 150 учениц не пускали на занятия из-за религиозной одежды, однако после разъяснительной работы с родителями «таких вопросов больше не существует».

Для сравнения, в сентябре правозащитник Олжас Билялов приводил данные опроса, согласно которому 13 644 школьницы хотят носить хиджаб в школах, но не могут.

6 октября министр культуры и информации Аида Балаева предположила, что власти могут вовсе запретить ношение хиджабов и никабов в общественных местах. «Однозначно мы эти нормы будем изучать и предлагать. По крайне мере, в общественных местах. Я вижу практику во всем мире. Поскольку это вопрос национальной безопасности. Там, где в общественных местах закрывают лицо, отдельно очень сложно распознать [личность]. Опять-таки это будет изучаться совместно с обществом», — объяснила она.

Впрочем, верующие казахстанцы не оставляют попыток добиться разрешения носить платок в школе. Есть даже примеры, когда это удавалось — например, октябре двух дочерей карагандинца Айтмухана Едембаева все же допустили к урокам после обращения в Конституционный суд. Однако, по его словам, это может быть временным послаблением, так как суд еще не вынес решение.

«Есть опасения, что запустили временно, потому что в некоторых школах до сегодняшнего дня не запускают еще. Директора говорят, что будут обжаловать, даже если суд встанет на нашу сторону. Я пытался им объяснить, что здесь нет "вашей" и "нашей" стороны, есть только закон», — говорил он в интервью «Азаттыку».

В городском отделе образования подтвердили, что девочек «временно допустили к занятиям», однако, наравне с этим, местные власти собираются передать в суд материалы в отношении родителей 47 учениц, одежда которых «не соответствует требованиям к школьной форме».