«Орлеу» - восхождение на танцевальный Олимп

  • Печать

С 3 по 5 апреля в Алма-Ате состоится VI международный фестиваль хореографических училищ «Орлеу». Фестиваль будет проходить в новом Almaty Theatre и посвящен знаменательной дате - 90-летнему юбилею Алма-Атинского хореографического училища им. А.В.Селезнева, первой балетной школы Казахстана.



В сравнении с пятью веками развития западноевропейского балетного театра 90 лет – срок, казалось бы, незначительный. Но за эти годы балетное искусство в нашей стране не только успело пусть глубокие корни, но и состояться как самобытное явление мировой культуры. Доказательством тому могут служить победы наших артистов на престижных балетных конкурсах, их узнаваемость на международной арене.

Сегодня кажется смешным, бытовавшее в советское время утверждение, что казахи не имели собственной танцевальной культуры. Кочевой уклад жизни, конечно же, не располагал к строительству стационарных театров и созданию сценического танца. Но танец, древнейший язык и средство человеческой коммуникации, конечно же, присутствовал в жизни народа.


Немного истории



Первый профессиональный казахский театр был основан в 1925 году в Кызыл-Орде. Через три года он перебрался в Алма-Ату, и ныне известен как Казахский академический театр им. М. Ауэзова. В сентябре 1933 года при театре была организована музыкальная студия для подготовки музыкальных кадров. Из драматического театра в студию перешли артисты, имена которых сегодня составляют славу отечественного театрального и музыкального искусства: Жумат Шанин, Курманбек Жандарбеков, Шара Жиенкулова, Канабек Байсеитов, Куляш Байсеитова. Уже через три месяца студийцы показали свой первый музыкальный спектакль - «Айман-Шолпан» по пьесе Мухтара Ауэзова. Для спектакля хореографами М. Арцибашевой и А. Ардобусом были поставлены танцевальные номера. Кстати, в этом спектакле с танцем «Келiншек» и дебютировала первая профессиональная танцовщица Шара Жиенкулова.



17 января 1934 года студия была преобразована в Казахский государственный музыкальный театр, который известен сегодня как Национальный театр оперы и балета им. Абая.

А 2 января 1934 года вышло постановление правительства о создании на базе детского дома №13 музыкальной и хореографической школ. Проблему с кадрами для театра нужно было решать, а в те далекие годы далеко не каждый родитель решился бы отдать своего ребенка в такую незнакомую профессию как балет. 1 сентября 1934 года 32 наиболее способных воспитанника детского дома начали обучаться танцевальному искусству.

В этом одноэтажном алма-атинском доме на улице Сибирской 37 и началась история первой балетной школы Казахстана. Старинное здание сохранилось и по сей день, желающие могут найти его по адресу Ашимбаева, 35, недалеко от Центрального парка.



Первый художественный руководителем новой хореографической школы Александр Александров (Мартиросьянц) был и руководителем балетной труппы театра. Наряду с ним педагогами стали солисты театра, представители русской балетной школы - Л. Жуков, А. Чекрыгин, Л. Молодяшин, М. Шатловский, М. Мроз, А. Гнетько, З. Плужникова, В. Николаев, Д. Гаццина. Первые достижения были продемонстрированы на декаде казахского искусства в Москве в 1936 году. Едва познавшие азы балетного искусства дети танцевали вальс из балета Чайковского «Спящая красавица». И пусть костюмы соорудили из того, что нашлось в стране, переживающей голод и разруху, а движения юных артистов были еще неуверенными и робкими, их выступление, по преданию, произвело впечатление даже на Сталина, и он распорядился построить в Алма-Ате новую балетную школу.



Дядя Саша



Славная страница истории школы связана с именем Александра Владимировича Селезнева, народного артиста КазССР, который более 20 лет был художественным руководителем хореографического училища. «Дядя Саша», которого так называли его ученики, дал им не только профессию и путевку в жизнь, но стал близким, родным человеком. Воспитанник и рьяный приверженец ленинградской, лучшей в мире балетной школы, он последовательно внедрял ее методики и стиль в систему преподавания. После первого отчетного концерта встал вопрос о формировании самостоятельного балетного учебного заведения. И в мае 1938 года музхоршкола была преобразована сначала в хореографический техникум, а затем - в хореографическое училище. В 1939 году училище переехало в новое, специально для него выстроенное здание на проспекте Сталина, 90 (ныне пр. Абылайхана, здание Казахской Государственной консерватории им. Курмангазы)



В годы войны новое здание школы было отдано под госпиталь, но занятия не прекращались и проходили в старой пристройке, рядом с основным корпусом. Первый выпуск учащихся состоялся в 1942 году. С выпускниками успела поработать и Галина Уланова, бывшая в эвакуации в Алма-Ате в 1942-1943 гг. Она же была председателем экзаменационной комиссии. Многие из выпускников сразу же ушли на фронт. В их числе и Даурен Абиров, впоследствии - первый казахский балетмейстер.

Практически все знаковые фигуры казахстанского балета - ученики дяди Саши. Многих одаренных детей он отправлял на стажировки в Ленинград и Москву. С его легкой руки на курсах повышения квалификации оказались в Ленинградском училище будущие корифеи балетного искусства Казахстана Сара Кушербаева, Заурбек Райбаев и Гани Акжанов.



Учеником Селезнева был и легендарный Булат Аюханов, талантливый артист и хореограф, создавший свой авторский театр.

Именно Александр Владимирович разглядел в маленьком мальчике большие способности и настоял на его поступлении в Московское хореографическое училище. Этим мальчиком был народный артист СССР, блистательный премьер театра Рамазан Бапов.

А Эдуард Мальбеков, яркий танцовщик и прекрасный педагог, бережно хранит заветы мастера, воспитав не одно поколение прекрасных танцовщиков и сегодня, несмотря на возраст, делится опытом и знаниями с молодыми артистами.

Нелепый случай оборвал жизнь дяди Саши. Он погиб под колесами грузовика, спасая жизнь своему ученику. Для Александра Селезнева ученики были его семьей, а балет – делом всей жизни. При нем состоялось 17 выпусков хореографического училища. Благодаря его содействию, начиная с 1940-х годов, в лучших учебных заведениях Ленинграда и Москвы обучались будущие педагоги специальных дисциплин: В. Степанова, И. Учаева, Р. Ельчибекова, И. Олзоева, А. Габитова. В 1960-е годы педагогический коллектив пополняется выпускниками ГИТИСа им. А. В. Луначарского: Куанышем Жакиповым, Светланой Наурызбаевой, Раисой Курпешевой, Ельдосом Усиным и другими. Их деятельность сыграла огромную роль в дальнейшем развитии казахской балетной школы.

Кстати, именно Ельдос Усин возглавил художественное руководство училища после безвременного ухода Селезнева. Выпускник Ленинградского хореографического училища он также стремился прививать учащимся лучшие традиции классической школы танца – безупречную технику, выразительность и профессионализм.


Шара апай



Следующий этап в развитии балетной школы связан с именем народной артистки Шары Жиенкуловой. Первым шагом Шара апай на посту руководителя балетной школы в 1965 году стало открытие народного отделения с 4-х годичным обучением по специальности «Артист ансамбля народного танца». Она поставила казахский танец на профессиональную основу, создав методики преподавания этой дисциплины. В то же время, она понимала, как важно сохранять и преумножать достижения школы в области классического балета. И в этом ей помогали Булат Аюханов, Куаныш Жакипова, Вакиль Усманов, Абдуахим Асылмуратов, которые в эти годы были художественными руководителями училища.

Благодаря инициативе и активному содействию Шары Жиенкуловой было начато строительство нового здания на улице Масанчи, куда, уже под руководством народной артистки Казахстана Сары Кушербаевой Алма-Атинского хореографического училища переехало в 1975 году и продолжает тесно сотрудничать с лучшими балетными школами Москвы, Ленинграда, Перми и других союзных республик.

При Саре Кушербаевой появляются первые лауреаты всесоюзных и международных конкурсов: Наталья Чеховская (народная артистка России), Надежда Грачева (народная артистка России), Дмитрий Тубольцев (солист Большого театра), Алла Бураканова и другие. Сара Идрисовна предложила присвоить училищу имя Александра Селезнева. И это было сделано в 1988 г. уже под руководством Эдуарда Мальбекова.



Конкурсы и фестивали


Булат Джантаев руководил училищем дважды – с 1989 по1998гг. и с 2005 по 2006гг. При нем начинается работа с зарубежными партнерами, проводятся семинары и мастер-классы по современным техникам танца. Алма-Атинское хореографическое училище одним из первых на постсоветском пространстве включает современный танец, наряду с классическим и народным, в число обязательных дисциплин. На базе училища начинают проводится международные конкурсы и фестивали. Растет конкурентоспособность выпускников школы на международной арене.

Улан Мирсеидов, который возглавлял училище с 1998 по 2003 г. воспитал целую плеяду ярких танцовщиков, которые одерживали победы на престижных международных хореографических конкурсах. Лауреаты первых и вторых премий Н. Абугалиев, А. Богов, С. Кауков, Р. Савденов, Д. Сушков, Р Сейтбеков, Д. Табылды, М Назаргожаев и сегодня успешно работают на сценах отечественных и зарубежных театров.

В 1990 году впервые на базе училища состоялся исполнительский конкурс «Приз им. А. Селезнева». Спустя два года, в 1992 г. стартовал республиканский конкурс казахского танца им. Шары Жиенкуловой. В 1998 г. Булатом Джантаевым совместно с хореографом Жанатом Байдаралиным прошел первый фестиваль современного танца «Пчелиный улей».

А один из самых масштабных - «Международный фестиваль классического танца «Приз традиций», который проводил Евразийский фонд культуры с 1995-го по 2005 гг., включал в свою программу мастер-классы и творческие встречи на базе школы. Президент Фонда известный меценат в области культуры Ерулан Канапьянов не скрывает своего особого отношения к балетному искусству. Во многом благодаря его деятельности главные фигуры советского балета - Юрий Григорович, Майя Плисецкая, Алтынай Асылмуратова, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Нина Семизорова и многие другие посетили Алма-Атинское училище. Примечательно, что почетным гостем первого фестиваля «Приз традиций» стала Галина Сергеевна Уланова, которая с необыкновенной теплотой вспоминала годы эвакуации в Алма-Ате и отметила высокий уровень казахстанского балета. Фестиваль 1998 года получил название «Посвящение Улановой».



«Өрлеу». Восхождение


В 2008 году Алматинским хореографическим училищем и Евразийским фондом культуры, был учрежден Международный конкурс хореографических учебных заведений, в названии которого - «Өрлеу» суть развития балетной школы. Восхождение к вершинам мастерства, к высокому искусству танца. Идея конкурса принадлежала директору училища Карлыгаш Мурзахановой. Уже проведено 8 конкурсов, в которых приняли участие учащиеся хореографических учебных заведений России, Украины, Южной Кореи, Японии, Турции, Таиланда, Республики Бурятии, Республики Саха, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана.

Конкурс планировали проводить раз в два года, а в промежутке - возникла идея организовать фестиваль под таким же названием. Задумывался он, как международная площадка для обмена опытом, с мастер-классами известных педагогов, теоретическими семинарами, большим праздничным концертом с участием мировых звезд.

За прошедшие годы состоялось пять фестивалей «Өрлеу» в которых приняли участие известные деятели сцены и педагоги: Тони Канделоро из Италии; Габор Кевехази из Венгрии; Игорь Колб, Марина Васильева и Юрий Васюченко из России; Гули Хамраева из Узбекистана; Мюриде Сун Аксан из Турции и многие другие.

Нынешний, шестой фестиваль «Өрлеу» обещает быть не менее интересным. В нем примут участие, помимо хореографического училища им. Селезнева еще восемь балетных школ: Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева; Казахская национальная академия хореографии; Бишкекское хореографическое училище имени Ч.Базарбаева; Государственная академия хореографии Узбекистана; Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева; Уральский хореографический колледж; Бакинская Академия Хореографии; Государственная консерватория Анкары при университете Хаджеттепе (балетное отделение при кафедре исполнительского искусства).

Откроется фестиваль юбилейным концертом, посвященным 90-летию Алма-Атинского хореографического училища. В первом отделении концерта - этно-балет «Туран-дала, Кыран-дала» отечественного хореографа, выпускницы училища Анвары Садыковой, которая в своем творении показала, как выглядит сегодня казахская хореография. Получилось впечатляюще и достойно.

В рамках фестиваля планируется проведение Круглого стола, главной повесткой которого станет подписание соглашения о создании Ассоциации хореографических учебных заведений тюркского мира. Идею такого союза предложил генеральный секретарь Международной организации ТЮРКСОЙ Султан Раев. Он и сам в качестве почетного гостя примет участие в фестивале. Члены новой Ассоциации, а в их число пока входят шесть балетных школ, обсудят возможности проведения фестивалей народного танца, создание балетов на национальные темы, глубокое изучение воспитанниками школ этнокультуры. Учредители новой организации планируют дальнейшее расширение школ-участников и уверены, что такой союз необходим на современном этапе развития танцевального искусства.

Экспертами на фестиваль приглашены известные в балетном мире личности – теоретики Сергей Усанов, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов и первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии, и легендарная Валерия Уральская, бессменный главный редактор журнала «Балет».

Не в первый раз на фестиваль приезжает заслуженный артист России и Казахстана Юрий Васюченко, премьер Большого театра, педагог-репетитор. Юрий Валентинович частый гость в Алма-Ате, для него это - фактически родной город. В восьмидесятых годах прошлого столетья он блистал на сцене ГАТОБ им. Абая, как ведущий солист в балетах классического репертуара. А после победы на Московском конкурсе артистов балета был приглашен в Большой театр.

Еще один член Экспертного совета Вакиль Усманов имеет с Алма-Атой еще более крепкие связи. Он здесь родился. Известный своими изящными опусами хореограф окончил Алма-Атинское хореографическое училище и несколько лет работал в родной школе. Кстати, конкурсный номер на музыку Вивальди для юной Надежды Грачевой, ученицы Сары Кушербаевой и будущей примы Большого театра, поставил молодой тогда хореограф Вакиль Усманов.

Окончив ГИТИС, он работал в хореографических училищах Москвы и Перми, а ныне - профессор Европейской академии балета «Санкт-Пёльтен». Уже более двадцати лет Вакиль Усманов живет в Австрии, но в Казахстан приезжает всегда с большим интересом – бурное развитие искусства танца в нашей стране очень привлекательно для хореографов.

Эксперт и друг фестиваля - президент Корейского международного конкурса артистов балета Пак Джы Гын с большим интересом изучает работу алма-атинской школы, налаживает с ней партнерские отношения и с удовольствием приглашает казахстанских артистов на балетный конкурс в Корею. Откуда они часто возвращаются с главными наградами.

Почетной гостьей фестиваля в этот раз будет народная артистка СССР Айсулу Токомбаева, блестящая прима-балерина Бишкекского театра оперы и балета им. Молдагулова, которая живет и работает в Турции педагогом-репетитором на балетном отделении кафедры исполнительского искусства в Государственной консерватории Анкары при университете Хаджеттепе.

Еще один почетный гость фестиваля - прима Красноярского театра оперы и балета народная артистка РФ Наталья Чеховская, тоже выпускница Алма-Атинского хореографического училища, чем она, по ее собственному признанию, очень гордится. Известная балерина проведет мастер-класс для участников фестиваля по классическому наследию балетного театра.

Несколько очень полезных и важных мастер-классов пройдут 4 апреля. Во-первых, это мастер-класс, который даст для студентов 2-3 курсов мэтр казахстанского балета Эдуард Мальбеков. А другой мастер-класс, по дуэтно-классическому танцу, даст Дмитрий Сушков, премьер ГАТОБ им. Абая, ныне профессор факультета хореографии КазНАУ им. Жургенова. Ученик Улана Мирсеидова, он подвел под методы казахстанской балетной школы теоретическую базу, прописав методику преподавания этой дисциплины в недавно изданном учебнике.

Звездный мастер-класс, который так и называется «Звезды балета» проведет блестящий практик, ведущий солист балета, а ныне директор АХУ им Селезнева Мурат Тукеев. В нем примут участие артисты, участвующие в заключительном гала концерте.

Все мастер-классы будут проходить в рамках форума: «Место и роль Алматинского хореографического училища имени А. Селезнёва в становлении и развитии хореографического образования, искусства и культуры Казахстана».



Также на форуме заявлена и теоретическая часть. Здесь прозвучат доклады, и главный из них - художественного руководителя АХУ им. Селезнева Людмилы Ли - «Роль АХУ в развитии хореографического искусства и образования в Казахстане» Выпускница этой школы, она много танцевала на сцене театра, как классические балеты, так и постановки отечественных хореографов – Заурбека Райбаева, Минтая Тлеубаева. У нее большой опыт преподавательской работы, она воспитала не один десяток прекрасных балерин (Анвара Садыкова тоже ее ученица).

«Мы отмечаем не только 90 лет нашего училища, а 90-летие нашего балетного театра. – считает Людмила Мунсековна. - Ибо не может быть театра без школы. Она его ум и сердце. И примером тому может служить вся история казахстанского балета».