Тернистый путь к вере

Полемический взгляд в поисках вечных истин

(Продолжение. Начало в №№ 36, 38).


«Так хочет Бог!..»

Человечество на протяжении всей истории цивилизации всегда удивляло: каким образом змея находит путь по пескам, скалам и водам; как птицы в ночном небе прокладывают себе дорогу по Млечному пути, и вечные вопросы в себе и к себе…

.

Тысячи и тысячи вопросов… Не всегда верные ответы… Хотя и разбредались наши пращуры по Земле из одного места – альковного сада и греховодной яблони, а навязываемые приоритеты как были, так и остаются вожделенным яблоком раздора. Сегодня, по истечении миллионов лет, несмотря на совместно преодоленные вызовы времени, мы, как никогда, далеки друг от друга.

Мы разные. По разрезу глаз. По цвету кожи. По обычаям и быту. По кулинарным предпочтениям. По материальным, духовным и научным достижениям. По опыту прожитых веков. По уровню цивилизаций. По видению мира и его обустройству. По мировоззрению и, наконец, – Вере.

Полемический взгляд в поисках вечных истин. Глазами Родена. Дорогами пилигримов. Тропами проводников. Зигзагами вожатых. Путями поводырей и меридианами миссионеров. Млечными путями Провидения. Божественными путями Истины. Особыми путями Лидеров! Дорог много, но только одна – к Богу, к себе, друг к другу, к людям! А мы все умудряемся оставаться на перепутье, рефлексируя в смертельных объятиях Сомнений, тщетных Терзаний и непреодолимых Искушений.

Мусульманство начало проникать в Великую Степь в XI - XII веках: в южных городах стали появляться мечети, в Мекку и Медину потянулись первые паломники. Ислам начали принимать степные правители: Береке-хан (1257 - 1266) не только сам принял ислам, но и широко его пропагандировал, установил дипотношения с Египтом. Господствующей религией ислам в наших краях стал к XIV веку. Узбек-хан (1312 - 1342) провозгласил ислам государственной религией. Но это не стало препятствием для выстраивания добрососедских отношений с христианскими государствами. Если дочь Узбек-хана была выдана замуж за египетского султана, его сестра – за московского князя Юрия Даниловича, то сам Узбек-хан был женат на дочери византийского императора.

Рядовые же степняки, принимая внешне мусульманскую атрибутику, исповедовали по-прежнему старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему: Тенгри, Аллах и Құдай стали синонимами, выступали в одном лице, а культ предков – аруахов – по-прежнему занимал одно из центральных мест в мировоззрении кочевников. Условия такого тесного взаимодействия тенгрианства и ислама в Великой Степи сложились исторически. По своей природе они были органичны с точки зрения всеобъемлющего духовного влияния, социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества и личности. Их столкновение не переросло в противоборство благодаря высокодуховности и веротерпимости в Степи.

Слабости человечества – вечный товар

За годы независимости Казахстан уже запомнился гибким и динамичным игроком на внешнеполитической арене. Весьма нестандартна, нешаблонна и внутриполитическая жизнь. Осмыслению в новейшей истории подвергалось (и не раз), казалось бы, незыблемое – Конституция, гимн. Совершенствовалось само общество. У нас появилась площадка для диалога представителей самых разных мировых конфессий – Съезд мировых религий. (Кстати, о представительности съездов: Папа Римский в этих мероприятиях лично не участвовал ни разу, ограничившись представительной делегацией. Знать, поважнее есть дела у мирового надгосударственного религиозного ока!)

Однако главный вопрос остался открытым: на основании каких базовых светских или теологических ценностей Казахстан проводил и проводит такие встречи на высшем религиозном уровне? Каково нам самим приглашать и принимать у себя представителей религий, порой открыто противостоящих друг другу, ярых противников, открыто провозглашающих взаимную нетерпимость, радикальных – и у себя, внутри государства, и на межгосударственном уровне? Сами участники Съезда как-то раз высказали свое недоумение по поводу его работы: «Нам непонятен принцип выбора делегатов. На последнем съезде в зале были представители религиозных организаций, которые в нашей стране занимаются прозелитизмом». Прозелитизм – это банальное переманивание из религии в религию. Только если в бизнесе переманивают на зарплату «пожирнее», то в делах духовных предлагается уже другой товар: одна религия готова закрыть глаза на пристрастие к выпивке, у другой — картинки на буклетах поярче и глаза у «охотника за душами» почестнее…

Ведь слабости человека – тоже товар: ходовой и востребованный.

Может быть, потакая этим слабостям, и не надо вовсе определяться с берегом? Может быть, пусть эта аморфность и дальше торжествует – ведь мало кому в мирской суете есть дело до духовных и невещественных материй? Кому нужны при современном бешеном ритме жизни занудные проповеди о смысле жизни, о добре и зле?

Наши слабости покупают дешево, а продают нам же – дорого

Однако спрос на вечные ценности огромен, как бы мы ни закрывали глаза, отворачиваясь с усмешкой в сторону. Для Казахстана сегодня как никогда актуален успех в борьбе за умы и сердца. На заре независимости, оставив людей без привычных опор в повседневной жизни, мы отказались от коммунистической идеологии и низвергли прежних, дискредитировавших себя властителей дум. Взамен предложили соотечественникам простые меркантильные законы на уровне выживания. За душу, сознание и мысли человека бороться мы не стали. Природа не терпит пустоты, и оставленную без боя площадку готовы занять (и уже занимают) агрессивные и тоталитарные секты вроде сайентологии Хаббарда, «Свидетелей Иеговых», «Аум Синрике», а также заморские христианские и прочие миссионеры, проходимцы вроде Грабового и Фархата-ата.

Под прикрытием излечения от наркомании, под личиной определения IQ для всех желающих, под видом помощи казахстанцам, оступившимся или переживающим личную трагедию, сайентологи так глубоко заползли в сознание многих из нас, что вырвать их оттуда не в силах даже спецоперации и облавы на проповедников, с которыми на них то и дело обрушиваются силовики. Оглушив своих адептов, и без того порой попавших в непростую жизненную ситуацию, они полностью подчиняют их своей воле. Имущество, деньги, машины, квартиры несчастных складываются в фундамент империи Рона Хаббарда, основателя лже-учения, собственный сын которого сказал о нем, что главная задача создателя дианетики –«разрушение людей».

Мощность финансовых потоков сайентологов переоценить практически невозможно. Их периодическое издание регулярно публикует почетные списки «жертвователей» секты. Сетью охвачен весь мир – Америка и Финляндия, ФРГ и Франция, Индия и Израиль, Италия и Япония, Мексика и Нидерланды, Новая Зеландия и Саудовская Аравия, Пуэрто-Рико и Испания… Взносы этих «дарителей» начинаются от 40 000 долларов США. Под прицелом в первую очередь – звезды шоу-бизнеса и политики, крупный и средний бизнес, но и простыми людьми здесь искренне интересуются. Был бы у страждущего стабильный заработок. Доход только карагандинской «Церкви сайентологии» составил за несколько лет 300 миллионов тенге: ее закрыли за незаконную предпринимательскую деятельность. Алма-атинские спецслужбы выдвинули в отношении местных сайентологов аналогичные обвинения и отыскали огромную базу данных на одурманенных казахстанцев, массу опасных и несертифицированных в РК медпрепаратов (в одном из номеров мы более подробно вернемся к теме сайентологии и дианетики).

Если проанализировать национальный состав жертв сектантов, то такая статистика может привести в шок любого. Подавляющее большинство среди них, как правило, казахи. Борцы за сознание мирян без труда сбили с пути истинного не наполненных твердой верой наших единокровников. Это и лишило Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) и идеологов из Ак Орды даже призрачного шанса достучаться до их сердец и разума: они уже отравлены и недоступны.


Великая Россия: равноускоренное движение к православию и исламу

«Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии», – к этому пониманию пришли, к сожалению, не в Казахстане. Это цитата из документа «Нравственная основа модернизации» (2010) правящей партии «Единая Россия» (председатель Высшего совета партии – Борис Грызлов). «В Послании Федеральному собранию президент Медведев предложил конкретный план по дальнейшей модернизации страны. Исторический опыт показывает, что успешное проведение системных реформ, развитие корпоративной культуры и рост национального благосостояния напрямую связаны с сохранением прочного ценностного фундамента общества. В России в его основе лежит этика православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу».

Как видим, дальновидные, вполне цивильные политики жестко привязывают успех в делах мирских к преуспеванию в росте духовном. Президент РФ Дмитрий Медведев не скрывал своего ликования от канонического воссоединения двух православных церквей – Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей. (РПЦ и РПЦЗ разорвали отношения после 1917 года.) Глава РФ подчеркнул: «...Именно общие духовные и культурные ценности способны сблизить и государства, и людей».

Чувствуя эту поддержку со стороны властей, РПЦ не стесняется усиливать и наращивать свое влияние на умы верующих. «Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира. Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать надругательство в публичной сфере над предметами, символами или понятиями, которые почитаются верующими людьми. Не являясь Божественным установлением, права человека не должны вступать в конфликт с Откровением Божьим». Это цитата из одного документа Архиерейского собора Русской православной церкви, увидевшего свет в 2008 году. Он называется «Основы учения Русской церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Уверенное вторжение духовных отцов на поле, где обычно «играют» лишь светские участники (государство, НПО, творческая интеллигенция), очевидно.

Влиянию православной религии, в том числе и в Казахстане, ДУМК может только позавидовать: Свято-Вознесенский собор на службах наполнен молодыми людьми  и титульной национальности. 2/3 из них – девушки-казашки.

В это же время в православной России все рельефнее проявляет себя и ислам. Мусульмане чувствуют себя здесь все увереннее. Многим читателям электронных и печатных СМИ памятна панорамная фотосъемка Кутузовского проспекта в Москве в нынешнем октябре, на праздновании Ураза-байрам. Весь специально для этого перекрытый участок проспекта, насколько хватает обзора, мусульмане расцветили своими спинами, согбенными в истовом намазе. В четыре московские мечети этот миллион верующих уже не помещается. И они уже задают московским властям непростые вопросы. Например: почему многие церкви строятся на бюджетные средства, на деньги всех налогоплательщиков? В Первопрестольной сегодня – более 800 православных храмов и часовен. В московском районе Текстильщики, где компактно проживает большое количество мусульман, сегодня планируется возведение пятой мечети – но уже не на средства из госказны и не за счет мегаполиса, а на пожертвования московской уммы.


Два взгляда: встревоженный и отсутствующий

«Заявление Председателя Совета муфтиев России, Муфтия шейха Равиля Гайнутдина по поводу трагических событий на Юге Кыргызстана» появилось на сайте Совета муфтиев России вскоре после трагических событий у наших соседей. Он подобрал прочувствованные и выверенные слова: «Пророк Мухаммад (САС) сказал: убийство одного невинного верующего противнее ему, чем если бы разрушили саму Каабу (сокращение САС – означает «салля Аллаху алейхи ва салам» –  «да благословит его Аллах и да приветствует!». – Прим. авт. ). А в другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему) четко и навсегда устанавливает для нас запрет: «Жизнь, кровь и имущество мусульманина – харам для другого мусульманина». Тот, кто переступает эти запреты, встает на путь Сатаны. Братоубийственная бойня, организованная слугами Сатаны и рабами власти и денег, привела к многочисленным невинным жертвам и ввергла страну в хаос. Пророк Мухаммад (мир ему) обещает проклятие Господа таким людям, сказав, что – «смута (фитна) спит, и проклят тот, кто ее разбудит!».

На сайте казахстанского ДУМК комментировать беспрецедентную бойню единоверцев не стали, а скорее всего – не смогли найти нужные, скорбные и отрезвляющие слова поддержки. Здесь просто размещено интервью-оправдание председателя временного правительства Розы Отунбаевой… испанской (!) газете El Pais: «Мы не звери и не дикари». Но почему же точных слов не нашлось у самих наших пастырей? Потому что не было на это особого указания Ак Орды? Или их место заняли мирские заботы – рекламные баннеры турфирм, отправляющих паломников в хадж?


Хадж – как облегченный пропуск в рай для платежеспособных?

Паломничества к святым местам нынче особенно популярны среди казахстанского топ-чиновничества и бизнеса. После посещения Мекки и Медины о поездке и лишениях в пути странник рассказывает с благочестивым видом, вполне уверенно ощущает себя истинным правоверным. Но ведь эта поездка – лишь один из ПЯТИ столпов ислама. Посещение святых мест – действительно самое затратное свидетельство причастности к миру истинных мусульман. Однако Коран нам подчеркивает НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер для тех, кто не в состоянии осуществить хадж! Четыре же прочих столпа ислама при этом искусственно сегодня нивелируются. Это – твердая уверенность правоверного: «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад – Пророк его», пятикратная ежедневная молитва, пост в Рамадан и, наконец, уплата очистительного пожертвования в 2,5% от ежегодного дохода (зякят).

Поездка в Мекку и Медину с подачи ДУМК стала чем-то напоминать сегодня светское мероприятие, обязательное и непременное для казахстанских мусульман. На недавно открывшемся сайте ДУМК (только в русскоязычной его версии) – сразу три рекламных баннера турфирм, продающих туры для паломников. Бизнес идет бойко: ежедневная аудитория интернет-ресурса –   10 000 посещений.

Для сравнения: на российском сайте Совета муфтиев – ни одной подобной распродажи путешествия к святым местам нами не замечено. Зато редакция этого электронного издания бесплатно помогает мусульманам рассчитать зякят: для этого на страничке размещена специальная программа-калькулятор.

Наверное, мирские интересы казахстанских служителей Аллаха помешали им трезво оценить истинные запросы верующих. И сакральное единение со Всевышним превратилось в нечто вроде увеселительной поездки под благовидным предлогом. Это проще, чем в течение месяца в самое пекло проводить без воды и пищи всю световую часть суток… Это проще, чем уединяться на работе для намаза…

Для ДУМК поездки в Мекку не должны быть доходной статьей, а мерой оценки страждущего и поощрения. Они должны соответствовать высоким теологическим и нравственным критериям. Поездка в храм Каабы должна стать венцом после мировоззренчески осознанного соблюдения первых четырех столпов. Паломники должны быть в первую очередь образцом в поступках и мыслях – Веры. Уважаемые и признанные уммой – сообществом верующих. А кто у нас едет? Всмотритесь в эти лица…

Наблюдая и анализируя положение исламской веры в республике, апатию и тщетность потуг Духовного управления мусульман Казахстана, отмечая доминирование и агрессивность всевозможных сект и беспомощность религиозного сознания казахов, задаешься непраздными вопросами – может, упразднить ДУМК и без оглядки погрузиться в светский образ жизни и гламур?.. Может, и впрямь закатить пир во время чумы и отдаться инстинктам: потребительским, стяжательским, сиюминутным? Оставляя нашим потомкам помимо неподъемных долгов еще и решение мировоззренческих, морально-нравственных вопросов. В том числе сакральных – вопросов Веры…


Российский День принятия ислама – 21 мая

У нашего северного соседа не боятся признавать: да, жителей Руси впервые крестили (в 988 году) на 66 лет позже, чем впервые на Руси же добровольно приняли ислам как государственную религию (это произошло на Среднем Поволжье, в Волжской Булгарии, в 922 году). В нынешнем сентябре утверждена и дата празд-нования Дня принятия ислама. По решению Госсовета Татарстана здесь его будут отмечать 21 мая. Еще 22 региональных парламента РФ (где компактно проживают мусульмане) прислали в Казань положительные отзывы на идею появления нового праздника в календаре. Обращаясь к Госдуме и Совету Федерации по поводу внесения в перечень памятных дат России этого праздника, депутаты Татарстана исходили из того, что это способствует дальнейшему развитию межконфессионального диалога в стране и укреплению международного авторитета страны.

В России не боятся снимать и художественные киноленты об исламе: знаменитый фильм российского режиссера Владимира Хотиненко «Мусульманин» всего за год с небольшим собрал 14 призов самых разных кинофестивалей («Ника», «Кинотавр», Московский кинофестиваль и др.). Роль главного героя исполнил Евгений Миронов. Его персонаж вернулся из Афганистана в родную русскую деревню приверженцем ислама. Пьющая и бескомпромиссно враждебная ко всему чужому малая родина-мачеха грубо оттолкнула от себя очистившегося сына. Для создания достоверного образа своего героя народный артист России два месяца посещал мечеть, учился читать намаз. «Мне было очень интересно, но дело даже не в этом. Понимаете, я влюбился в эту религию, это не совсем то, что нам о ней рассказывают. Вера дает покой, а также силу и мощь, это у моего героя иногда прорывалось», – говорит лауреат Государственной премии России Евгений Миронов.

Вот и в нынешнем сентябре в Татарстане прошел очередной (уже шестой!) Казанский международный фестиваль мусульманского кино. В числе его победителей – кинемато-графисты Ирана, Сирии, Египта, Палестины, Индии, России, даже США и Киргизии. В их числе нет казахов. Зато мы стараемся на миру на былой славе признанных мэтров киноискусства показать видимость своей работы, обеспечивая тихую и безбедную старость мсье Депардье и Ко.


Вера – как кремниевый сплав

Оставшееся без духовных поводырей общество оказалось чрезвычайно трудно сплотить. Пресловутый «переходный период» и схоластика в умах имамов и мулл привели к тому, что в Казахстане так и не выработана собственная трактовка ислама, не акцентированы даже «технические» детали (одежда, четки – тесбих). Отсутствие теологических споров отечественных богословов – одна из причин того, почему место этих и подобных дискуссий занимают бульварные споры на тему «кому в Казахстане жить хорошо». Зависть – простое, но очень деструктивное чувство. Зависть помогает разрушать, а не строить.

И вот казахстанцы оказались расщеплены на две неравные части. Тех, кто голоден и лихорадочно ищет себе хлеб насущный, и тех, кто пресыщен и ослеплен блеском «золотого тельца». И сейчас вторым трудно объяснить первым свой успех и легальность своего капитала.

Если в нацеленном на успех европейском обществе главный вопрос – «Почему ты ВСЕ ЕЩЕ не при деньгах?», то в казахстанском – «Откуда ТАКИЕ деньги?».

В европейском обществе капиталы легализованы и прозрачны. За состояниями знатных фамилий стоит история колониальных обогащений, промышленной революции или IT-технологий новейшего времени.

В казахстанском – история возникновения капиталов ограничена двумя десятками лет, и наши нувориши свою биографию и историю успеха редко выпячивают. Но пропасть между самыми богатыми и самыми бедными растет. Время ставит перед всевозможными «новыми» самые нелицеприятные вопросы.

Что может сплотить общество, раздираемое внутренними морально-нравственными противоречиями? Общество без доминирующей среди его сограждан идеи? Без объединяющей цели? Что может спаять, сцементировать нас внутри себя сегодня, когда налицо расслоение по многим  признакам – от родо-племенных до имущественных? Совсем не случайно в казахском фольклоре издревле известен фразеологизм «Әркімдікі өзіне ай көрінер көзіне» (примерно: «каждый луну по-своему видит»). Кстати, весьма неспроста для того, чтобы подчеркнуть полифоничность мнений, наши предки выбрали именно Луну – не Солнце, горы или степь, а именно спутник Земли. (К ее сакральному значению для нас мы вернемся ниже.)

Ответы известны. Внешняя угроза и внешняя агрессия. Внутренняя глобальная беда – природного или техногенного характера. Не дай Бог пережить нам эти беды. И, наконец, Вера. Подобная живому роднику с холодной и чистой водой.

Вера нам поможет выключить из общественного сознания деструктивные лозунги вроде «отнять» и «поделить». Передел мы уже проходили, но наши соседи «проходят» эти уроки вновь. Не только горькие уроки революции 1917 года нас должны удержать от строительства нового мира на осколках старого. Но и назидания мудрого Абая. В своем Шестом Слове он говорил: «Единство должно быть в умах, а не в общности добра. Объединить можно людей, различных по происхождению, религии и духу, щедро раздаривая им скот. Добиваться единства ценой скота (в оригинале Абай здесь использует слово «мал» – у кочевников это слово означает также и «скот», «добро», «состояние», «имущество», вообще материальные ценности. – Авт.) – вот начало нравственного падения. Братья должны жить в согласии не потому, что находятся в зависимости один от другого, а надеясь на свои умения и силу, уповая каждый на собственную судьбу. Иначе они и Бога забудут, и делом не займутся, а станут искать напасти друг на друга».

(Окончание следует).