Ермек ТУРСУНОВ: «Назарбаев будет мне интересен лет через 50»

  • Печать

Известный казахстанский кинорежиссер экранизировал повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», перенеся действие в казахскую степь

Ермек Турсунов, режиссер, сценарист, автор нашумевшей картины «Келiн», представил свою новую работу «Шал» в рамках конкурсной программы на международном кинофестивале в Каннах. В середине июня режиссер посетил дискуссионный клуб Института политических решений, где рассказал о своем новом «детище», поделился мнением об уровне современного кино и о культурном пространстве Казахстана.


«Шал»  снят по мотивам повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Я перенес место действия в казахскую степь. Степь и море — это одно пространство, одна стихия. По сценарию, старик отправился перегонять овец, попал в туман и заблудился.

.

Многие не верят — как можно заблудиться в местах, где ты провел всю свою жизнь. Мы на своем опыте убедились, что это возможно: в один из съемочных дней в 5 утра был сильный туман и пошел снег — не видно было совершенно ничего. И мы с оператором заблудились! Несмотря на то, что у нас были рации, мы не могли найти друг друга, сложно было даже разобраться, где лево, а где право. «Шал» — кино о неслучайности человеческой жизни без жажды наживы, о неспешном и несуетном течении времени. От Хемингуэя осталось главное - борьба со стихией, несгибаемая воля и мужество старого человека.

— Почему на роль старика утвердили непрофессионального актера?

Исполнитель  главной роли Ерболат Тогузаков  (слева)  на съемках и в воду  зимой падал, и с  волками дрался— Мы выбрали актера, которого не жалко (смеется). По сценарию на его долю выпадают серьезные испытания, которые даже многим молодым не под силу - и в воду зимой падать, и с волками драться, и по снегу ползать. В итоге выбор пал на 63-летнего Ерболата Тогузакова, чернорабочего с  «Казахфильма». Я несколько раз его замечал на студии то с тележкой, то с мешком мусора, он все что-то таскал. У кого-то из стариков сердце побаливает, давление, недуги разные, а этот ничего вроде. Я подошел и сказал ему: «Выживешь после главной роли, будешь здесь завтра номер один». Он отлично справился со своей задачей, а по снегу прополз в общей сложности 5 километров! Обратите внимание, у него лицо настрадавшегося в жизни человека — каждая морщина что-то значит. А со спины он похож на мальчика, это трогательно и шкодно.

— Говорят, идея фильма принадлежит депутату мажилиса Маулену Ашимбаеву?


На съемочной площадке  фильма «Шал»— Многие режиссеры прошли «испытание госзаказом». Согласились бы вы, например, экранизировать биографию Назарбаева?
— Так и есть. Я знаю Маулена с детства, и для меня абсолютно все равно, кто он – пусть завтра хоть президентом станет! Я его воспринимаю исключительно как интеллигентного человека. Это мыслящий политик — исключение из правил. Именно он подарил мне эту идею, он очень любит Хемингуэя. Сначала я сомневался — литература не «снимабельная», там фактически нет сюжета. Но я люблю решать неразрешимые задачи, поэтому воспринял идею как вызов. Тем более, у всех моих предшественников, на мой взгляд, не больно-то удачно получалось экранизировать повесть (кроме гениального мультфильма Петрова). В итоге «Шал» получился актуальным для нашего «собачьего» времени и очень «казахским».

— Честно скажу: я всегда снимаю фильмы только по своим сценариям. Назарбаев как персонаж фильма был бы для меня интересен лет через 50, когда пройдет культ разоблачения (улыбается), когда людям разрешат говорить правду. Фигура, безусловно, любопытная, «киношная», но пока мне это неинтересно. И госзаказы я не собираюсь выполнять ни за какие деньги.

— В одном из интервью вы говорили, что культурное пространство было в Казахстане лет 20 назад, сейчас его нет. Остались ли вы при своем мнении?

— Просто времена меняются. Сейчас другие ориентиры в кино и литературе. Искусство решает иные задачи — 90% писателей относятся к своему читателю как к ребенку, которого надо накормить и развлечь. То же самое наблюдается в кино — оно развлекает, но не заставляет зрителя думать. Мы выросли на других фильмах, у них были иные ценности. Да, культуры сегодня как таковой не осталось. Я могу долго и нудно ругаться на свою страну, но делаю это исключительно из любви к ней, из желания сделать ее лучше. Почитайте письма Пушкина, Салтыкова-Щедрина — они тоже очень критично относились к своей нации, но разве значило это, что они не любили родину? Я понимаю, где живу и среди кого живу, у меня нет иллюзий на этот счет.

Вот, например, недавняя трагическая история убийства пограничников уже обросла множеством мифов и загадок. Тут и сценарий придумывать не надо — история сама по себе очень трагическая и настолько удивительная, что напрашивается на постановку. Хотелось бы мне оказаться в том месте и посмотреть, что же там на самом деле произошло… Мне интересен не столько процесс убийства, сколько причины, мотивы, побудившие на это мальчика. Хотя, честно говоря, я не верю, что мальчишка Владислав Челах — убийца. Ну не похож он на шизофреника, который в помутненном рассудке в кого-то стреляет и зачем-то надевает женские трусы на труп... Посмотрите, какой у этого несчастного задавленный взгляд… Это реальная катастрофа, происходящая в наши дни, в нашей стране.