Идеология насилия

  • Печать

В это воскресенье, 16 декабря, все казахстанцы проснутся с двойственным чувством. Ибо этот день и главный государственный праздник – День независимости, и в то же время первая годовщина жанаозенской трагедии, когда средь бела дня были расстреляны мирные граждане

Что приобрела и что потеряла страна за этот непростой год?
Год после пережитого шока. Ведь никто – ни адепты «Нур Отан», ни мы, оппозиция — до этого кровавого дня и не мог себе представить, что власть осмелится пойти на такой беспрецедентный и чудовищный шаг, как расстрел безоружных людей!
Год резонансных судебных процессов над нефтяниками и представителями оппозиции. После этих судов вопросов больше, чем ответов.
Попробуем подвести некоторые итоги високосного постжанаозенского года.

. Мне кажется, что неправильно было бы называть основной причиной трагедии нерешенный трудовой конфликт между работодателем и нефтяниками. Такое мнение присутствует в большинстве комментариев. На мой взгляд, это всего лишь верхушка айсберга имеющихся проблем не только в нефтяной отрасли, но и в целом в обществе, и в нашем случае это обстоятельство является скорее поводом, чем причиной.
А главная причина проста: за 20 лет независимости в стране создана такая политическая система, что власть, не боясь никаких последствий, может стрелять в своих сограждан. Наши стихийные и возмущенные январско-февральские митинги не в счет, ибо никак не повлияли на статус и самочувствие власти.
Посмотрите, в Европе недовольные граждане тысячами выходят на площади, громят витрины, поджигают машины. Да, любая власть обязана обеспечивать общественный порядок. Но там бастующих поливают водой из брандспойтов, применяют слезоточивый газ или, на худой конец, резиновые пули. Научно выражаясь, используют нелетальные, то есть несмертельные средства.
А у нас? Маленький провинциальный город на окраине страны. Как могут свергнуть конституционный строй несколько не опознанных ни во время следствия, ни на суде невооруженных людей? Что за маниакальный страх в глазах Акорды? Или у нее от этого страха на самом деле глаза велики?
Это в западных странах любая власть, неправомерно применившая оружие против своих граждан, или будет вынуждена уйти в отставку под давлением общественного мнения, или, как минимум, не будет избрана на следующий срок. А у нас?! Общественное мнение еще не на том уровне, да и выборы проходят известно как.
Да, локальный трудовой конфликт в одном отдельно взятом городе как бы исчерпан. Как доложили в правительстве на этой неделе, «в городе создано 6 тысяч новых рабочих мест». Хотя что мешало прошлой осенью, на исходе забастовки, вернуть на свои рабочие места тысячу бастовавших нефтяников? Я сам был свидетелем того, что рабочие были согласны на переговоры, включая и обсуждение этого пункта. А вместо этого назло им, строптивым, взяли и приняли (показательно!) на их места 700 новичков, которые  нефти и не нюхали. Не провокация ли это?
А ведь это одна из самых неисследованных страниц жанаозенского дела! Такое ощущение, что кто-то во власти упорно не хочет, чтобы эта завеса была приоткрыта.
Вспомним ту же «железную леди» Маргарет Тэтчер. Какие тяжелейшие решения она принимала, например, по угольной промышленности. Но зная, что в обществе будет определенное недовольство, она и ее люди наглядно объясняли британцам, почему необходимы эти непопулярные меры. А у нас? Видимо, не государство решает вопросы в этих сферах, а иные физические лица, спрятанные за офшорной ширмой!
Этот год показал, что Жанаозен стал катализатором закручивания гаек на всех фронтах общественной жизни.
В этой связи смею думать, что и тяжелые, не адекватные содеянному тюремные сроки для нефтяников и активистов оппозиции — не что иное, как предупреждение для потенциальных забастовщиков в разных отраслях экономики.
Жанаозен также заставил власть принять превентивные правовые меры. Буквально на днях парламент одобрил поправки в законодательство о противодействии терроризму.
Как заявил в стенах Сената, ссылаясь на мнение неназванных экспертов, зампред КНБ: ««Современный терроризм необходимо воспринимать не как конкретное криминальное деяние, а как сложное социально-политическое явление». 
Мне кажется, что столь обобщенное и почти философское понимание этого явления дает небывалые возможности для подведения кого угодно под эти статьи! Как говорится, был бы оппозиционер, статья найдется!
Как утверждает официоз, «в законопроекте введено новое определение «объекты массового скопления людей». А понятие «терроризм» дополнено новым принципиальным содержанием, подразумевающим «идеологию насилия».
Согласно этому законопроекту получается, что тысячи митингующих на Болотной или Тахрир уже представляют террористическую угрозу для России и Египта?
И теперь можно будет привлекать к ответственности не за конкретное и доказанное деяние, но и за... некие мысли? Не угроза ли это для тех же СМИ? Ведь именно они озвучивают эти самые крамольные мысли по (цитирую) «воздействию на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству».
Тем более что ухудшающееся материальное положение большинства казахстанцев, отсутствие у власти четкого плана на случай второй волны кризиса неминуемо приведут к росту протестных настроений в обществе. Теперь же у власти будут такие правовые рычаги по усмирению недовольных, что впору ностальгировать по совсем «невинной» статье «о разжигании социальной розни»!
По-моему, здесь налицо подмена понятий и приоритетов: расширять нужно не полномочия застегнутого на все пуговицы КНБ, а возможности реального гражданского общества, в том числе и по контролю за деятельностью спецслужб.
В канву усиления репрессивного характера действий власти ложатся и последние ее инициативы по одиозному запрещению издания ряда независимых СМИ. Ведь именно эти газеты, сайты и телеканалы активно освещали события в Жанаозене. Это снова сигнал, теперь уже другим СМИ. Особенно накануне годовщины трагических событий.
Возвращаюсь к началу статьи: 16 декабря у всех нас будет дилемма — или праздновать День независимости, этот на самом деле главный праздник для каждого настоящего патриота, или же вспомнить, как расстреливали мирных граждан в Жанаозене и по всем человеческим и религиозным обычаям помянуть погибших?
Не кажется ли Вам, уважаемый читатель, что, создавая такую двойственную ситуацию, власть намеренно провоцирует возможные эксцессы как на бытовом, так и на общественном уровне?
Предлагаю выход. «Өлі риза болмай, тірі байымайды» («Живой не будет в благоденствии, пока мертвый не будет вознагражден памятью»), — говорят казахи и при любых обстоятельствах строго придерживаются этой моральной нормы. Кто нарушит ее, тот будет проклят в памяти народной!
Нужно также иметь в виду, что день 17 декабря связан с декабрьским восстанием казахской молодежи 1986 года, когда против молодых людей была применена жестокая и неадекватная сила. Это одна из самых трагических страниц в истории Казахстана.
Было бы уместно, чтобы эти два дня – 16 и 17 декабря – стали бы светлыми днями Памяти, а День независимости можно было бы отмечать 25 октября, который ранее как раз и был Днем Республики.
Таким образом мы бы сняли имеющуюся в обществе напряженность.
Или там наверху в этом не заинтересованы?
Тогда разговор другой...