С «кочки» на «кочку»

Эти власти не отпугивает перспектива принимать «темных лошадок» с большими деньгами, чтобы затем начинать против них расследования. Эти расследования сами по себе приносят деньги органам юстиции и местным адвокатам

Именно так живет Рахат Алиев в Европе.

Следующая «кочка» — Кипр

Рахат АлиевНе хотелось бы быть заподозренным в маниакальной привязанности к Рахату Алиеву, раз за разом обращаясь к его «делу», – есть в Центральной Азии и более важные вопросы, но сказав в предыдущих номерах «А», хочется договорить хотя бы до «В». А новости в этом «деле», как говорится, пошли косяком.

Итак, в этой истории Мальту начинает теснить Кипр. Как уже писала в предыдущем выпуске «Новая» – Казахстан», летом нынешнего года Алиев подал заявление на получение гражданства на Кипре. Дело было в августе, но адвокаты тех, кто старается привлечь опального олигарха к суду в Европе, выяснили это гораздо позднее — когда им попалось на глаза объявление в местной газете Simerini: согласно правилам, принятым на этом острове, при получении просьбы о предоставлении гражданства от иностранца публикуются такие объявления с предложением тем, кто желает высказаться о просителе, сообщить свои соображения о нем в органы власти. В конце концов, объявление на греческом языке было обнаружено адвокатами бывших сотрудников службы охраны  высших государственных лиц Казахстана Петра Афанасенко и Сатжана Ибраева, которые, в свою очередь, обвиняют Алиева в фабрикации дела о государственном перевороте и применении им и его подчиненными пыток для принуждения охранников к ложным показаниям и самооговору.


«Кипрский» след подтвердил и австрийский адвокат Габриель Лански, который несколько дней назад, отвечая на вопрос представителей фонда «Тагдыр», по каким проездным документам передвигается Алиев, сообщил, что долгое время это делалось по австрийскому «паспорту иностранца», а этот паспорт был объявлен Веной недействительным после того, «как Алиев попытался осуществить по нему денежные операции на Кипре, что вызвало очередное подозрение в отмывании денег».


.

Немецкий адвокат Афанасенко и Ибраева, известный в Европе общественный деятель Лотар де Мезьер, реагируя на столь выпуклое появление в «деле» нового места действия — Кипра, 2 декабря направил письмо министру внутренних дел этого государства.
В письме де Мезьер подробно разъяснил министру, с каким субъектом в лице Алиева придется иметь дело властям острова, если они, польстившись на возможные инвестиции с его стороны, предоставят ему гражданство. Адвокат расписал  жизненный путь олигарха от Казахстана до Мальты и предупредил, если Алиев и его жена Эльнара Шораз постараются найти на Кипре укрытие для своих капиталов, происхождение которых связано с преступными деяними, то те гражданские и уголовные иски, которые висят на семейной паре в Австрии, Германии, Лихтенштейне и на Мальте, тоже отправятся за ней и на Кипр, что прибавит властям в Никосии забот.  Поскольку, как говорится в письме, «Кипр не должен даже невольно способствовать дальнейшему затягиванию расследований, процессов и наказания за содеянное».
Де Мезьер хочет предотвратить получение Алиевым кипрского гражданства или вида на жительство там по простой причине: Мальта уже признала свою юрисдикцию над олигархом и ведет расследования по искам против него. Но как только Никосия объявит Алиева «своим», Ла Валетта умоет руки и скажет – теперь пусть киприоты расследуют, а нам до этого парня больше не добраться. Собственно, такой же номер исполнила Вена, как только у нее появилось формальное основание заявить, что Алиев из Австрии перебрался на Мальту. И это при том, что он пользовался австрийским «серым» паспортом.
Защитник интересов Афанасенко и Ибраева считает, что Алиев намерен покинуть Мальту, где пребывание для него становится очень неуютным, а часть активов уже взята под арест. А цель этого переезда, по его мнению, состоит в том, чтобы увести часть своих капиталов из-под расследования и существенно затянуть формальные процедуры, связанные с признанием новой страной своей юрисдикции над ним. А пока это будет длиться, можно найти следующую кочку, на которую удаст-ся перепрыгнуть. В Европе в качестве таких «кочек» в первую очередь должны рассматриваться именно те страны, где право на резидентство или гражданство властями продается. При этом, если задуматься, эти власти не отпугивает перспектива принимать «темных лошадок» с большими деньгами, чтобы затем начинать против них расследования. Эти расследования сами по себе приносят деньги органам юстиции и местным адвокатам, а через них – фискусу, как и долговременные аресты значительных активов в местных банках. Впрочем, де Мезьер считает, что выгод от этого гораздо меньше, чем головной боли, которую при таком подходе можно получить от пристального внимания органов Евросоюза. «И Мальта, и Кипр – члены ЕС. И мы знаем, что подобные действия находятся под пристальным вниманием европейской организации Евроюст, координирующей судебные следствия государств Евросоюза, так что они будут вынуждены вести расследование», — пояснил он в интервью «Новой» – Казахстан».


Также он высказал мнение, что «прыжки Алиева» все же ораничатся пределами Европы, которую он вряд ли решится покинуть, особенно если принять во внимние, что его перемещения по Старому Свету облегчены наличием у супруги гражданства ЕС.