Алихан Букейхан: «Нужно предоставить народам право жить не по Марксу, а так, как они захотят!»

5 марта 2014 года — 148 лет со дня рождения Алихана Букейхана, лидера казахского национального движения «Алаш» начала ХХ века, отца-основателя и главы государства Алаш.

«Потомки ханов имеют непреходящий
долг перед казахами, и пока я жив,
не перестану служить казахам».
А. Н. Букейхан

«Я Советскую власть не любил, но признал!»

Барлыбек Сырттанулы (Сыртанов) с группой казахских студентов, обучающихся  в С.-Петербурге в 1890-1896 гг.«Лидер буржуазно-националистического движения казахов» – это одно из основных обвинений, предъявленных Военной коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1937 года бывшему премьер-министру Автономии Алаш-Орда, или государства Алаш, Алихану Букейхану, которое дало Советской власти основание приговорить его к высшей мере наказания через расстрел. Приговор был исполнен в тот же день – 27 сентября 1937 года. Место исполнения наказания – одиночная камера Бутырской тюрьмы в Москве.
Был ли Алихан Букейхан буржуазным националистом? Архивные материалы, а еще лучше его собственное богатейшее публицистическое наследие не оставляют сомнений в том, что он был националистом, причем убежденным, и остался им до последнего вздоха в одиночной камере Бутырки. Об этом свидетельствует его краткая речь, высказанная перед вынесением смертного вердикта после предоставления ему последнего слова, в ней не было даже намека на раскаяние: «Я не любил Советскую власть, но признал!» А клеймо апологета «национальной буржуазии» вожди Советской власти приклеили ему лишь из-за его пребывания в рядах Конституционно-демократической партии (партии «Народной свободы», или кадетов) и членства в ее Центральном комитете с 1912 года в период самодержавной России и первые месяцы после Февральской революции. Если российская, точнее сказать, русская кадетская партия являлась «буржуазной» в устах большевистских вождей до и после вероломного захвата власти в России в октябре 1917 года, то их обвинение казахской интеллигенции «Алаш» во главе с Алиханом Букейханом в «буржуазном национализме» было не более чем плодом их беспредельной фантазии. Казахская буржуазия в начале ХХ века – это нечто из области научной фантастики.
Между тем А. Н. Букейхан – не просто убежденный казахский националист, и коим он остался в отечественной истории, а и отец-основатель, яркий идеолог и лидер одноименного национального движения, партии и идеи национального единства и возрождения казахского народа, известной как «Алаш». Но к этой идее – вершине своего политического мировоззрения – он пришел через тернистый путь эволюции, который начался с увлечения экономическим материализмом Маркса в студенческие годы.   

«Социалист и член антирусской группы «Зарзаман»

В 1890 – 1894 годах Алихан учился в С.-Петербургском Лесном институте. Его пребывание в С.-Петербурге совпало с периодом, когда поднималась новая, более организованная и потому мощная волна революционного движения, когда над умами прогрессивной российской интеллигенции и студенческой молодежи властвовала идея коренного преобразования колониальной империи.
Прибывший из далекой азиатской колонии России казахский джигит, которому тогда было 24 года, судя по архивным документам, не был безучастным свидетелем происходящих вокруг бурных событий. Например, исследователи Общества изучения Средней Азии Оксфордского университета утверждают, что «в юности А. Букейханов был радикальным революционером, социалистом и членом антирусской литературной группы «Зарзаман» («Трагическая эпоха»)». Для подобного утверждения имеются все основания, поскольку в 90-х годах ХІХ века в ведущих вузах одного лишь С.-Петербурга обучались чуть ли не десятки казахских юношей, представлявших разные регионы Казахстана. К примеру, в год поступления в Лесной институт, в 1890 году, Алихан в С.-Петербурге встретил Бахытжана Каратайулы из Уральска, Габидоллу Темирулы (Темиров) из Актюбинска и Барлыбека Сырттанулы из Верного Семиреченской области. Бахытжан и Габидолла уже окончили юридический факультет С.-Петербургского университета и остались жить в столице, Барлыбек только что окончил факультет востоковедения того же вуза по специальности филолога арабско-персидского и тюрко-татарского языков. В 1892 году ряды казахских студентов в С.-Петербурге пополнились еще одним сородичем из Букеевской Орды – Батырхаиром Ниязулы (Ниязов). В 1892 – 1896 годах он тоже учился на юридическом факультете столичного университета. Между тем в 1890 – 1894 годах среди студентов Лесного института Алихан был тоже не единственным казахом. Вместе с ним все 4 года в одной группе учился Жагыпар Айманулы (Айманов), родной дядя будущего известного казахского киноактера и кинорежиссера Шакена Айманова, имя которого сейчас носит национальная кинокомпания «Қазақфильм».
Мало того, в 90-х годах ХІХ века в столице метрополии учились по крайней мере еще два казаха, имена которых вскользь упоминаются в письме Бахытжана Каратайулы, написанного им 30 сентября 1910 года в Уральске. Отмечу, что оно было адресовано Алихану Букейхану, отбывавшему политическую ссылку в Самаре. Это письмо также явно свидетельствует, что казахская молодежь в С.-Петербурге нередко, если не регулярно, собиралась у одного из них на квартире, арендуемой в период учебы, где, очевидно, проходили если не тайные, но уж явно негласные заседания антирусской группы или землячества, вполне может быть и марксистского (социалистического) толка, сопровождавшиеся горячими дебатами по актуальным политическим вопросам текущего момента. «Я тебя уважал, когда ты был студентом, за твои убеждения, – напоминает адресату своего письма Б. Каратайулы. – Мне отчасти известны некоторые эпизоды из твоей студенческой жизни. Так, например, однажды в г. Питере на квартире у меня были ты и Базар Саматов (ныне покойник). Я был кандидатом в канцелярию 2-го департамента правительствующего Сената. Возник спор о таком предмете, о котором обсуждали и говорили «Новое время» и «Новости». Саматов стоял за «Новое время», а ты за «Новости». Ты сказал Саматову: «Ты глуп, как сивый мерин». Я от души хохотал. Только я ныне позабыл, о чем была речь. Несомненно лишь то, что я был на твоей стороне. Затем я помню эпизод с Валиханом (Гази), которому ты сказал: «Вы ничего не понимаете и не знаете», на что тот ответил грубыми выходками».
Бахытжан Каратайулы (Каратаев) - депутат  ІІ Государственной Думы (слева). С.-Петербург,  Таврический дворец, 1907 г.Как следует из содержания письма, уже в 90-х годах ХІХ века Алихан выступал организатором казахского землячества в С.-Петербурге, идейным вдохновителем  антирусской группы «Зарзаман» и ее неформальным лидером. Позднее члены этой группы станут известными общественными деятелями, депутатами І и ІІ Государственной Думы (А. Букейхан и Б. Каратайулы), пламенными борцами за права и национальные интересы народа. Но именно А. Н. Букейхан станет общепризнанным казахским национальным лидером, к которому в цитируемом письме Б. Каратайулы обращается за советом.
Остается добавить, что газета «Новое время», издававшаяся в 1868 – 1917 годах в С.-Петербурге, в апреле 1872 года первой сообщившая о выходе на русском языке первого тома «Капитала» Карла Маркса, в русском либеральном обществе имела репутацию сервильной, реакционной и беспринципной газеты, а слово «нововременец» становилось нарицательным. Более респектабельная газета «Новости», позицию которой отстаивал Алихан, также издавалась в С.-Петербурге между 1872 – 1906 годами.
По архивным данным и материалам периодической печати более позднего периода, Алихан находился в авангарде студенческого движения С.-Петербурга в целом, являясь одним из инициаторов студенческих волнений и «беспорядков» в столице метрополии. Например, как сообщала санкт-петербургская газета «Наша жизнь» в декабре 1905 года, накануне избрания в депутаты І Государственной Думы от казахского населения Семипалатинской области Алихан «в бытность студентом Лесного института принимал самое деятельное участие во всех студенческих делах, всегда примыкая к крайним левым. В разгар споров о марксизме очень энергично отстаивал тезисы экономического материализма».    
Центральный государственный архив России располагает документами, касающимися студенческого движения в С.-Петербурге в 1890-х годах, в частности, делом «о волнениях учащейся молодежи» под № 3, состоящим из отчетов и доносов тайного осведомителя столичного департамента полиции. В этом деле особый интерес вызывают следующие строки из отчета доносчика царской охранки: «Мною получены сведения, что среди учащейся молодежи некоторых высших учебных заведений С.-Петербурга замечается сильное брожение... Брожение это является результатом воздействия на своих товарищей некоторых неблагонадежных лиц, стремящихся организовать беспорядки в учебных заведениях. Такое же брожение происходит в Лесном институте...». Далее тайный агент полиции перечисляет имена студентов, замеченных «в подстрекательстве своих товарищей к производству общественных беспорядков от 21 ноября 1893 года», в числе которых, видимо, далеко не случайно оказался и Алихан. На пятом листе данного отчета дана более подробная характеристика каждому из перечисленных «подстрекателей», но самая краткая из них относится к Алихану, который в этом черном списке значится одним из первых: «Букей-Ханов-Нурмухамедов Али-Хан, IV курса – личность сомнительной благонадежности».


Василий Шелгунов: «Букейханов учил нас марксизму!»

Нужно добавить еще один важный штрих к студенческому портрету Алихана. В первые годы пребывания в Петербурге он параллельно слушает лекции на юридическом факультете столичного императорского университета, который окончит экстерном в ноябре 1891 года вместе с Володей Ульяновым, будущим отцом-основателем СССР, о чем расскажет Алимхан Ермекулы в своем интервью казахскому радио после освобождения из ГУЛАГа.
Выясняется также, что в студенческую пору Алихана Букейхана и Владимира Ульянова свели не только и не столько совместная учеба экстерном в университете, но еще некто Василий Шелгунов – один из старейших участников социал-демократического движения царской России, позже составивший так называемую «ленинскую гвардию большевиков».
В. Шелгунов действительно вступил в компартию еще в 1898 году. Живя в С.-Петербурге с 1873 года, свою трудовую карьеру он начал с простого рабочего на чугунолитейном заводе Петрова. В 1892 году, будучи рабочим Балтийского завода, в социал-демократических кружках для рабочих познакомился со студентами-марксистами, одним из которых оказался Алихан Букейхан. Об этом свидетельствуют слова самого В. Шелгунова о том, что «Букейханов учил их марксизму». Эти слова он произнес осенью 1926 года в Кремле, в кабинете генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина, чтобы убедить его освободить Алихана Букейхана из Бутырки.  
В 1895 году А. Н. Букейхан возвращается в Омск, где наряду с работой помощника лесничего и преподавателя математики в лесной школе для казахских детей тесно сотрудничает с местной газетой «Степной край». По воспоминаниям Сергея Швецова, с приходом в редакцию политических ссыльных, а также ряда местных деятелей либеральных взглядов, среди которых выделялся недавний студент А. Н. Букейхан, «Степной край» достигает небывалого влияния, продвинувшись в первые ряды лучшей провинциальной печати. «А. Н. Букейхан, – свидетельствует далее С. П. Швецов, –  представлял собою марксистское направление в газете и был, несомненно, наиболее ярким его выразителем. Я бы сказал даже – единственно ярким».  
Некто Ф. Виноградов, вступивший с ним в полемику на страницах советских журналов «Каторга и ссылка» и «Северная Азия» в 1930-х годах, утверждал, что газета «Степной край» «сумела обслужить нужды уральских рабочих и дать толчок для развития их классового самосознания»
Добавлю лишь, что в 1895 – 1903 годах вокруг «Степного края» сосредоточились сторонники различных, а позднее и непримиримых политических течений дореволюционной России, начиная от народовольцев («Земля и Воля») в лице Якова Севостьянова, социал-революционеров (эсеров) в лице Сергея Швецова и Льва Чермака, социал-демократов и кончая будущими конституционными демократами в лице Алихана Букейхана. Но после перехода газеты в руки социал-демократов в 1903 году Алихан Букейхан покидает «Степной край», изредка публикуясь на ее страницах в период первой русской революции 1905 – 1907 годов. Замечу, что накануне ухода из газеты, в 1903 году, А. Букейхан впервые побывал в царских застенках в составе всей редакции «Степного края», о чем рассказывал С. Швецов в вышеприведенных воспоминаниях.


Алихан Букейхан: «Национализм — это любовь к своей нации...»

В 1905 году грянула первая русская революция. В конце года та же петербургская «Наша жизнь» констатировала, что политические взгляды А. Букейхана претерпели изменения, иначе говоря, он из увлеченного марксиста превращается в убежденного националиста. Радикальная перемена в его политическом мировоззрении произошла после участия в работе сразу двух научных экспедиций под руководством Федора Щербины и Сергея Швецова в 1896 – 1901 и 1902 годах. Досконально изучив культуру, быт и форму хозяйства своего народа, а также самостоятельно исследовав историю принятия Казахским ханством подданства России, он увидел пагубность разделения своего народа на классы богатых и бедных или эксплуататоров и эксплуатируемых, по принадлежности к тому или иному роду, жузу или орде, на образованных или безграмотных. Он видел свой народ единой на-цией с общей культурой, языком и религией. Пришел к убеждению, что казахи – талантливый народ, которому необходимо дать лишь современное образование и привить новые ценности, сохранив при этом самобытную культуру. Свой народ он сравнивал с человеком, находящимся «в детстве своего духовного развития». Еще в ранних статьях он писал, что «Казахская степь... не в дальнем будущем достигнет некоторого успеха на пути цивилизации, как народ, одаренный от природы умом, способностью». Позднее, в 1910 году, в своем очерке «Казахи», изданном в С.-Петербурге, он написал, что видит «будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова». При этом он явно присматривался, подробно изучал опыт Японии. Недаром в 1937 году Советская власть предъявила ему обвиннение – «японофил».
К началу же 1905 года он успел прославиться на весь Степной край, прежде всего перед колониальными властями, как бескомпромиссный борец за права и интересы своего народа. И к концу 1905 года в тайной переписке Омского жандармского управления с Департаментом полиции С.-Петербурга А. Букейхан фигурировал как «главный руководитель, как оказывающий огромное влияние на всю казахскую степь, безусловно, есть и будет чиновник переселенческого Управления Букейханов». А вот еще одна характеристика из этой же серии: «известный пропагандист, бывший душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций, главный инициатор и руководитель религиозно-политического движения казахов» (в оригинале «киргизов»). 
Выдвигая национальную идею «Алаш», ее автор и лидер одноименного движения А. Н. Букейхан исходил из убеждения, что  национализм – это любовь к своей нации и забота о ней, что национализм казахов – это естественное осознание своей генетической, исторической и культурной принадлежности к своему народу и своей отчизне, родоплеменное чувство, скреплённое общностью происхождения, языка, истории, культуры, традиций и стабильной средой обитания конкретной личности и ее предков. Он до конца своей жизни настойчиво и последовательно отстаивал священное право казахов как коренной нации быть хозяевами на собственной земле, земле предков. 
Между тем понятие национализм в цивилизованном мире имеет исключительно положительную трактовку, как преданность своему народу, защита национального единства или независимости. К примеру, Американский политический словарь, выдержавший к 90-м годам прошлого столетия 9 изданий, гласит: «Национализм отождествляется с социальными и психологическими силами, которые зародились под действием уникальных культурных, исторических факторов, для того чтобы обеспечить единство, воодушевление в среде данного народа посредством культивирования чувства общей принадлежности к этим ценностям. Национализм объединяет народ, который обладает общими культурными, языковыми, расовыми, историческими или географическими чертами или опытом и который обеспечивает верность этой политической общности».
Ему вторит и Британская энциклопедия, где национализм рассматривается как «верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов».
И, наконец, согласно Японской энциклопедии, «национализм есть всеобщая приверженность и верность своей нации».
Идея казахского национализма «Алаш», выдвинутая Алиханом Букейханом, в своем проявлении не выходила за рамки вышеприведенного классического национализма. В то же время наблюдается, на первый взгляд, противоречивое действие казахского национального лидера. В частности, в октябре 1905 года Алихан Букейхан выступает одним из инициаторов организации омской городской и акмолинской областной групп Конституционно-демократической партии, с января 1906 года – партии «Народной свободы» и тут же избирается одним из руководителей этой группы. Более того, в конце 1905 – начале 1906 года он успешно создает казахский филиал этой партии среди своих сородичей в Каркаралы и Семипалатинске. И избирается депутатом І Государственной Думы от казахской кадетской партии Семипалатинской области.
Партия возникла буквально между манифестами 23 апреля и 17 октября 1905 года, но за короткое время стала самой крупной и популярной оппозиционной силой в России и в ее колониальных окраинах. Программные цели и задачи кадетов в целом отвечали стремлениям и чаяниям казахов. Вот их краткая суть: «…а) обезпеченiе законодательными нормами неприкосновенности личности, равенства всех граждан – безъ различия национальности, вероисповеданий, сословий и пола, и свобод; б) введение всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, без различия пола, как в народном представительстве, так и в местном самоуправлении; в) законодательное разрешение земельной реформы и г) удовлетворение справедливых национальных требований».
Вступая в русскую политическую партию, лидер интеллигенции «Алаш» исходил из глубокого осознания того, что бороться против могущественной колониальной империи и добиться восстановления независимости путем вооруженного восстания при самодержавии невозможно. Ни фактически, ни теоретически. И вооруженная борьба, на его взгляд, не найдет массовой поддержки в народе, что ярко продемонстрировало поражение восстания хана Кенесары. 
Единственный путь, который мог привести казахов к восстановлению национальной государственности, а затем и полной независимости, по убеждению лидера «Алаш», лежал через радикальное политическое реформирование самой колониальной империи, преобразовав ее из самодержавия в конституционное федеративное демократическое государство.
С этой целью Алихан Букейхан, по одним данным, после избрания в І Думу в 1906 году, по другим – в 1908 году вступает в русскую масонскую ложу «Полярная звезда», которая после переформатирования в 1910 году стала именоваться «Великий Восток народов России». Отец-основатель российского масонства начала ХХ века, профессор Максим Ковалевский, стратегическую миссию новых вольных каменщиков выразил одной фразой. После возвращения в Россию из парижской эмиграции в 1906 году он заявил: «Только масонство может победить самодержавие». И оно выполнило свою миссию в феврале 1917 года, добившись отречения Николая ІІ от престола и свержения самодержавия.

(Окончание следует)


Справка «Новой» — Казахстан»

Султан Хан Аккулы (Жусип) – независимый журналист (веб-редактор, веб-журналист Казахской редакции Радио Свободная Европа/Радио Свобода Радио «Азаттық» - 2002-2012), историк,  исследователь истории национально-освободительного движения «Алаш» и Алашской (Казахской) демократической республики 1917-1920 гг., биограф А.Н. Букейхана, составитель сборника «Әлихан Бөкейхан. Шығармаларының 9 томдық жинағы - Собрание сочинений в 9 томах» (Астана, 2009-2013 гг.), автор более 20 научных исследований и очерков по истории «Алаш». С октября 2013 года - директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и Общественного фонда «Алашорда», PhD.