Дети с оружием

Прокуратура Казахстана запрещает видео о детях-джихадистах

На этой неделе видеосюжет о детях, которые обучаются джихаду в Сирии и на чистейшем казахском языке призывают убивать кяфиров (неправоверных), взорвал Интернет и буквально поверг страну в шок!
Одно дело слышать такие грозные античеловеческие лозунги из уст взрослых (мы, к сожалению, как-то привыкли к этому), другое — когда ТАК и ТАКОЕ говорят дети, которым еще в школу ходить рановато!
Можно было бы долго рассуждать на тему необходимости борьбы с экстремистскими религиозными течениями и соответствующей просветительской и воспитательной работы. Можно покритиковать власть за не решение социально-экономических проблем молодежи, часть которой от безысходности вынуждена связываться с радикальными экстремистами, которые, прикрываясь именем Всевышнего, вербуют ее представителей для совершения террористических актов. Можно также посетовать на упадок авторитета официального Муфтиата, представителей которого люди видят только на похоронах и поминках. Можно повторить мой давний тезис о том, что, гоняясь за политической оппозицией (слежка за ней, прослушка разговоров), власть не заметила, как у нее под носом появилась совсем другая оппозиция!

Но все эти и другие причины возникновения экстремизма разных мастей наверняка отражены в аналитических записках спецслужб для внутреннего пользования.
Например, если ранее официальные власти избегали упоминания фактов участия казахстанцев в зарубежных военных конфликтах на стороне радикальных течений, то на днях СМИ сообщили, что «председатель Комитета национальной безопасности РК Нуртай Абыкаев озвучил число казахстанцев, находящихся в ИГИЛ – их более 300, причем из них создан так называемый «Казахский жамагат». Причем половина из этих трехсот – женщины».
Отмечается, что «спецслужбы обеспокоены тем, что в страны СНГ приезжают вербовщики, которые прививают молодежи радикальные взгляды, вовлекают ее в экстремистскую деятельность и отправляют молодых людей в ИГИЛ для участия в боевых действиях. Также тревожит и то, что имеют место факты саморадикализации молодых людей под воздействием определенных материалов, опубликованных в Интернете».
Замечу, что не бывает «саморадикализации» как таковой, ибо радикализация любого индивидуума происходит исключительно через внешнее воздействие. Радикализация — явление социальное!
Одна из составляющих этого явления — у тех, кто недоволен властью (в эту категорию входит не только оппозиция), практически не осталось легитимного правового поля!
Если общественная организация официально зарегистрирована, то она обязана функционировать в рамках действующего законодательства, и в любой момент, когда ее деятельность будет противоречить Конституции (например, призывы к нарушению территориальной целостности), с нее можно спросить по всей строгости закона. А находясь в неправовом поле, та или иная организация не несет такой ответственности за свои действия. И это самая большая опасность!
И если власть не дает возможности выпустить пар, то он обязательно выйдет наружу: или в стране, как в Жанаозене, или в той же Сирии!
Кстати, на следующий день после появления в Интернете вышеназванного ролика о казахстанских детях в Сирии Генеральная прокуратура разослала предписание «о принятии мер по блокированию доступа к данному ролику, а также по его признанию незаконным и запрещению распространения на территории Казахстана в судебном порядке». Видимо, сие обстоятельство, по мнению наших чиновников от права, наносит урон имиджу Казахстана как островку стабильности и благоденствия.
Но на каждый роток (компьютер, ноутбук, смартфон и другие средства коммуникации и распространения информации) не накинешь платок.
Хватит как страус прятать голову в песок и делать вид, что проблемы детского радикального экстремизма не существует. Казахстанские спецслужбы его проморгали, и теперь надо искать способы, как искоренить его, пока он находится в зачаточном состоянии.