Гер-ага

Слово о Герольде Бельгере

Фото с сайта RFE/RLВ эти дни у меня, как и у всех, кто знает и любит его, беспокойство и тревога в душе: Герольд Бельгер, или Гер-ага (так любовно именуют его казахи), перенес шестой (!) инфаркт и до сих пор находится в больнице. Слава Богу, вчера стало известно, что его перевели из реанимаци в обычную палату.

Пожалуй, один из самых актуальных и почитаемых в наше идеологически, духовно и политически смутное время литераторов страны, которому в прошлом году исполнилось 80 лет, попав в больницу, заставил нас не только потревожиться за его здоровье, но еще раз задуматься о месте и роли литературы и культуры (точнее, их деятелей) в жизни общества.

Среди 700 с лишним членов Союза писателей есть немало талантливых и выдающихся творцов, но много ли тех, кто смело говорит о недостатках, существующих в обществе?

Многие оправдывают свое молчание тем, что, дескать, настоящая литература — это долгий процесс, нужно время, чтобы осмыслить все происходящее и родить настоящий  шедевр! По этой самой причине извольте подождать, когда я закончу свой роман или повесть. Вот придет время, я «все и про всех» ой как выскажусь! Но это не более чем попытка оправдать свою гражданскую трусость и желание «фиговым листком» окололитературных рассуждений прикрыть свой физический страх!

Не нужно ждать 23 года вдохновения, чтобы запечатлеть в художественной форме все «прелести» и изъяны нашей независимости!

Перефразируя классика, можно сказать: членом Союза писателей или лауреатом Госпремии ты можешь и не быть, но Гражданином быть обязан!

Кстати, Гер-ага, несмотря на все свои творческие заслуги, до сих пор не лауреат Государственной премии в области литературы. Видимо, он, по мнению власти, не заслужил этого звания. Может, одна из причин этого, что он не апологет правящей партии «Нур Отан»? Но, скорее всего, что-то не так с самим званием, которое давно уже не критерий высочайших требований к авторам и их произведениям.

Кстати, о партийности.

Вспоминаю его ответ на мое предложение вступить в ряды создававшейся много лет назад Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП). Гер-ага, как всегда улыбаясь, ответил без обиняков:

— Амиржан, дорогой, ко мне и до тебя приходили люди с предложением вступить в ряды той или иной политической партии. Я всех вас, кто выступает за идеалы Справедливости, уважаю вне зависимости от того, в какой вы партии состоите. Но считаю, что настоящий писатель не должен быть членом одной партии. Мое дело писать. И этим я буду заниматься…

Меня поражает его любовь к казахскому языку. Как этого искреннего и естественного чувства не хватает многим, кто за 23 года независимости страны так и не смог понять одну простую вещь: в каждом государстве существует свой государственный язык, и Казахстан здесь не может быть исключением из цивилизованных правил.

Думаю, что в эти дни читатели всех национальностей и вероисповеданий искренне молятся за здоровье любимого писателя.

Я тоже присоединяюсь к этим молитвам.

Қадірлі Гер-аға, тезірек сауығып кетіңіз! Оқырманыңыз Сіздің жаңа кітаптарыңызды күтеді!

Выздоравливайте, дорогой Гер-ага! Читатели ждут Ваших новых творений!

Recover lieber Bruder Harold! Die Leser werden warten auf Ihre neuen Kreationen!