И друг степей Донецк

Зачем казахстанцы едут воевать за ДНР и ЛНР

В Казахстане официально подтверждена первая гибель гражданина страны , уехавшего добровольцем на войну на юго - востоке Украины . Между тем , как выяснила « Новая газета » — Казахстан », поток желающих ехать воевать за непризнанные республики от этого не иссякает , а в больницах страны могли тайно лечиться раненые сепаратисты .

Казахстанец Владимир Кондаков (справа) поехал воевать на Донбасс за идею,    но нашел лишь свою смертьCорокалетнего Владимира Кондакова хоронили через неделю после его смерти, 16 февраля. Почти семь дней его тело не могли доставить из другого города в Уральск. «Там же тело нужно везти в багажном отделении, а места не было. Так его [тело] до какого-то города довезли, а потом пересадили в машину и сюда привезли», — рассказывает тётя погибшего, невысокая пожилая женщина по имени Любовь. Но там, где погиб Владимир, с его родственниками общались хорошо, даже предоставили квартиру. И всё бы ничего, но погиб Кондаков в Донецке, уехав туда воевать за непризнанные республики против украинской армии. То ли он с однополчанами пошёл в бой, и их всех убили, то ли остался защищать позиции, и их расстреляли военные, — итог один. «Мать на похоронах прям падала, отец падал. Дочь переживала очень сильно. Я думала, они не выживут прям, — с циничным спокойствием вспоминает тётя Владимира. – Я спрашиваю дочь: зачем вы его отпустили? А она: он нас, мол, не послушался. Да как это не послушался?!».


То, что на Донбассе воюют выходцы из Казахстана, перестало быть секретом Полишинеля ещё в конце прошлого года. 15 декабря 30-летний казахстанец Евгений Вдовенко был осуждён на 5 лет за то, что присоединился к вою-ющим за ЛНР боевым группам, помогал им в патрулировании города и даже применял боевое оружие. Кроме того, на этой неделе был арестован житель Атырау, участвовавший в вооружённом конфликте в Украине (на чьей стороне он воевал – не сообщается). Гибель Кондакова, однако, открыла новую страницу в истории отношения Казахстана к войне в Украине. И, как удалось узнать корреспонденту «Новой» — Казахстан», желающих ехать защищать Донбасс с оружием в руках на самом деле хоть отбавляй. Идеологически подкованы все.

На Доне погибший казак молодой

На странице Кондакова в «Одноклассниках» последняя запись гласит: «Не важно, когда мы умрём, важно – как». Другие посты и перепосты тоже многое говорят о личности простого уральского «слесаря» (так Кондакова назвала тётя): здесь и записи из группы «Антимайдан и нас 806 000, с нами Правда и Бог!», и видео из паблика «Новороссия», и фото Владимира Путина с подписью «Помоги ему, Боже!». Фото самого Кондакова не оставляют особых сомнений в том, что на войну он шёл осознанно: с автоматом в руках рядом с такими же сослуживцами Кондаков задорно усмехается в камеру. На другом фото виден подбитый танк (принадлежность которого установить затруднительно. – Прим. авт.). В комментариях к фото друзья и близкие утверждают, что Владимир был «лучшим из нас».

Понятно, что с такой идеологической подготовкой Владимир не мог не отправиться в зону боевых действий. Дополнительный нюанс заключается ещё и в том, что Кондаков долгое время состоял среди уральских казаков. Для города, где, по выражению руководителя уральского отдела Союза казаков России Александра Думчева, «20% бизнеса возглавляют потомки казаков», это типично. Как типично и то, что казаки, не стесняясь, признают: желающих поехать на Донбасс, мягко говоря, немало. «Я могу сказать, что в прошлом году, когда уже шли бои, здесь (в Уральске. – Прим. авт.) шла определённая работа по выявлению добровольцев — на уровне разговоров», — говорит председатель Уральской (Яицкой) казачьей общины Анатолий Авилов.

Потом по телевидению выступил Нурсултан Назарбаев, который заявил, что Казахстан соблюдает нейтралитет, а наёмники будут приравнены к уголовникам. После этого, по словам Авилова, разговоры о вербовке стихли, однако, ненадолго — через время они возобновились снова. Сам Авилов официально отмежевался от Кондакова, однако казаков, желающих взяться за ружьё, он понимает: «Если у них, допустим, там есть братья, сёстры, родственники – не оставлять же их в беде. Тем более мы знаем истинное положение дел, исходя из новостей по радио, телевидению и в прессе».

Желающих поехать из Уральска на Донбасс и правда много, подтверждает войсковой атаман Уральского (Яицкого) казачьего войска (в Уральске казаки раздроблены, поэтому атаманов на один квадратный метр здесь больше обычного. – Прим. авт.) Сергей Иртикеев: «Это их решение, которое они принимают самостоятельно. Если наш казак захочет поехать — ради бога, он уже взрослый человек. Я говорю таким людям, что законом это запрещено, но мы сами запретить никому ничего не можем. Знаю, что наши уральские казаки, которые проживают в России и имеют российское гражданство, ездили на Донбасс на передовую». Подобный фатализм обоснован ещё и бэкграундом: в 1993 году добровольцами уральские казаки ездили воевать в Абхазию. Иртикеев был среди тех 12 человек, о которых официально известно, что они воевали. Один казак тогда погиб, но никаких санкций со стороны Казахстана (в той войне гражданам страны было так же участвовать запрещено) не последовало: казаков просто отпустили, проведя с ними что-то вроде воспитательной беседы.

Теперь воспитательные беседы проводят сами казаки. «Я сам юрист и объясняю всем желающим поехать, что это незаконно. Мы – граждане другого государства, — говорит Александр Думчев из Союза казаков России. — Сразу в корне было разъяснено: давайте не будем общества подобные (вербующие добровольцев. – Прим. авт.) создавать. Это происходит примерно как на уроках политинформации – мы обсуждаем дела российского казачества и Российского государства». Тем не менее записаться в защитники Донбасса любой желающий может без особых проблем: интернет кишит телефонами связных и инструкциями, что и как нужно с собой взять, добираясь до Ростова. Как конкретно добирался Кондаков – сказать сложно: ближайшие родственники общаться с журналистами отказались категорически. Известно лишь, что в последнее время Владимир часто ездил в Россию – и в добровольцы мог записаться там.

ДНР едет в гости

Житель Уральска, которого друзья назвали «лучшим из нас»,   погиб на полях сражений в ДонецкеВпрочем, попасть на передовую боёв можно не только через Россию. В Казахстане при желании можно легко найти тех, кто готов предложить «работу по контракту» и кто сам не против поехать повоевать. После того как стало известно о гибели Кондакова, ещё один житель Уральска по имени Дмитрий оставил публичный комментарий к новости о смерти Владимира, в котором рассказал, что его тоже соблазняли поездкой на войну за хорошие деньги. «Ещё летом поступало предложение повоевать в Украине за деньги (500 американских рублей за день с боем и 200 — за день без боя), — написал Дмитрий. — Не буду говорить, почему отказался, но уверен, что многие мужики, даже имеющие постоянную работу, поехали бы ради заработка». К слову, тётя Владимира Кондакова также заявила корреспонденту «Новой» — Казахстан», что её племянник уехал воевать по контракту.

Уральск не единственное место в Казахстане, где есть желающие воевать за ДНР. Тот же Евгений Вдовенко жил в Астане, вербовка ведется и на юге страны, который даже ментально далеко от украинских событий. Журналист из Тараза Лариса Губашева в разговоре с корреспондентом «Новой» — Казахстан» подтвердила — в городе шли активные разговоры о том, что нужно набирать добровольцев для войны в Украине. Правда, конкретных имён тех, кто занимается отправкой, она не знает.

«Нет никакой конторы, которая нанимает добровольцев», — утверждает 27-летний Михаил. Он тоже из Тараза и, что называется, «идейный»: утверждает, что все беды от США, и очень хотел повоевать «против фашизма Америки и её политики геноцида» — даже за бесплатно. Возможности для этого были. «Есть ребята из моего района (на улице Комратова в Таразе), к ним я периодически хожу в гости. У этих ребят родственники на Донбассе. Вот через них был налажен канал сплава нашей молодежи туда». Как именно работал этот канал, Михаил не сообщил (а потом и вовсе перестал отвечать на звонки), однако сам он им воспользоваться не смог: «связного» на Донбассе убили.

Впрочем, казахстанцев на Донбассе немало, утверждает командир одного из военизированных отрядов ДНР с позывным «Стилет». «На Донбассе много ребят из Караганды», — заявил он корреспонденту.  Журналист случайно встретил его в поезде «Алма-Ата — Москва». «Стилет» (он представился Вячеславом и сотрудником контрразведки) ехал из Уральска, где, как он сам утверждал, его лечили от тяжёлого ранения. «В Уральск мы отправляем наших раненых, так как лечиться у вас дешевле и врачи не задают лишних вопросов», — заявил он. Эти слова были опубликованы в местной прессе и спровоцировали грандиозный скандал в медицинской среде. Областное управление здравоохранения даже потребовало опровержения информации о лечении «Стилета», поскольку «это бросает тень на всю медицину». Однако в Департаменте внутренних дел Западно-Казахстанской области «Новой» — Казахстан» подтвердили, что «Стилет» действительно посещал Уральск. Правда, где он лечился, доподлинно установить не удалось. Если речь идёт о частной клинике (их в Уральске несколько), то с неё и взятки гладки. Однако, по словам «Стилета», речь идёт не о разовом лечении. «Я уже не первый, кого ваши хирурги возвратили с «того света» после тяжелого ранения. У нас в связи с последними событиями людей, поступивших с «огнестрелами», начинают «таскать», разбираться… Там мы, можно сказать, «меченые». 

О том, что поток добровольцев из Казахстана не иссякает, «Новой» — Казахстан» заявил и член партии «Другая Россия» («лимоновцы». — Прим. авт.), сотрудник организации «Интербригады Юго-Восток» при партии Юрий Староверов. «Только за последние 2-3 недели было не менее 10 человек. В основном все из Северного Казахстана едут, — говорит он. – А так из вашей страны едет людей очень много, почти столько же, сколько из Белоруссии. Мотив – едут спасать землю от врагов». И таких служб, готовых помочь в переброске через границу в Донецк или Луганск, немало, хотя чисто технически можно добраться и самому, говорит Староверов. Разница лишь в том, что «Интербригады» — организация, которая принимает добровольцев безвозмездно, то есть не платит им, и сразу направляет их в определённые бригады непризнанной ЛНР. К тому же в основном посланные «интербригадовцы» едут надолго – некоторые воюют уже целый год.

Что ищет он в войне далёкой?

Примечательно, что хотя причастные к отправке добровольцев в Украину и говорят о патриотическом порыве солдат, эксперты «Новой» — Казахстан» не считают вернувшееся имперское сознание единственной причиной массового желания воевать. «Это целый набор эклектики, — замечает правозащитник Евгений Жовтис. – Тут и неприятие свободы как высшей ценности, и превратно понимаемое понятие демократии, и хорошо работающая военная пропаганда, транслируемая через российские СМИ». Понятно, что такое «лоскутное одеяло» не могло не накрыть неподготовленный народ, и часть его встала под ружьё, поддавшись иллюзии возвращения биполярного мира. Но есть и ещё одна причина, тут же уточняет Жовтис, — социальная. «Зачастую едут люди, которые когда-то воевали, — говорит правозащитник. – Когда вооружённые конфликты прекратились, они оказались не у дел. А здесь есть возможность заниматься тем, что ты умеешь. Война повышает статус человека с оружием». К тому же и заработок: на войне платят неплохие деньги.

На эту же причину указывает и оппозиционный журналист Гульжан Ергалиева. «Людей толкает на войну нищета и дефицит духовности, — предполагает она. — Очень большой слой населения задавлен социальными проблемами. А за войну хорошо платят. Тем более это не Сирия, где надо учить другой язык». Сейчас война в Украине – это «длинный рубль», сокрушается журналист, но, помимо этого, она может использоваться и для подготовки нужных «кадров» в Казахстане. «Специальные силы в стране, которые вербуют население, есть, но делают они это не для того, чтобы просто поставить боевые единицы в Украину. Им нужно вбить клин между людьми, идеологически стоящими по разные стороны баррикад. Это очень опасно, потому что если люди попробовали воевать за так называемую независимость там сегодня, то завтра они могут повторить это здесь», — заключает Ергалиева.

Что стало «спусковым крючком» для Владимира Кондакова: деньги, пропаганда или личные убеждения, — теперь установить невозможно. Известно лишь, что даже со многими своими друзьями он не делился планами отъезда на Донбасс. Но атмосфера для желания защищать ДНР и ЛНР от «карателей» и «хунты» у погибшего казахстанца была очень благодатная: судя по записям в соцсетях, за «Новороссию» выступают и все родственники Кондакова. На странице сестры Кондакова Татьяны запись, датированная 23 февраля, рассказывает о некоей медсестре, которую окружили в Дебальцевском котле украинские военные, и «ей ничего не оставалось, кроме как выдернуть чеку и забрать с собой как можно больше фашистов». Это, конечно, фейк, но многие казахстанцы, похоже, в это искренне верят.