Кандидатская дискредитация

Большинство кандидатов в президенты напоминают фриков и скоморохов

Петр  САРУХАНОВ — «Новая»Когда этот номер появится в продаже, в Астане уже состоится съезд партии «Нур Отан», на котором будет выбран главный фаворит предстоящей предвыборной гонки. Несмотря на то, что ответ на этот вопрос до последнего момента казался всем очевидным, интригу ещё 6 марта внёс действующий президент Нурсултан Назарбаев. На встрече с представительницами общественности Казахстана по поводу Международного женского дня глава государства заявил, что у него вообще-то были другие планы на ближайшие месяцы. «Может быть, пора менять декорации, как в театре говорят, – задумчиво  глядя поверх красивых причёсок гостей, заметил президент. – Когда ушел отец-основатель Сингапура – красивого государства, я спросил: «Почему Вы ушли?». «Ну я, – говорит, – 31 год руководил, и когда смотрел в последнее время на себя по телевизору, сам себе не нравился». Правда, девушки даже не успели толком расстроиться, как Назарбаев тут же добавил, что «сейчас такое желание, стремление, единение народа», что он хочет посоветоваться с женщинами, которые, по словам елбасы, и настояли на президентских выборах. Мол, вы заварили кашу – вы и расхлёбывайте.


В ответ на президента обрушился град комплиментов. Под руководством президента у народа «планов громадьё, нам не только мельницы надо построить, но и закрома во имя будущего Родины», с торжественным пафосом произнесла академик Казахстанской инженерной академии Куралай Аккошкарова. Депутат Мажилиса Ирина Аронова с искренним счастьем в голосе сказала, что только благодаря Назарбаеву «очень легко дышится нам всем». А другая женщина-депутат, Гульжан Карагусова, приложив руку к сердцу, резюмировала, что «всем нам очень повезло, что у нас есть лидер мирового, можно сказать, масштаба». «Не смущай, покраснею», – под овации зала сказал Назарбаев. Итог встрече подвёл в эфире телеканала «Хабар» корреспондент Артём Истомин: «Поднять настроение так, как умеет это делать президент, это, безусловно, талант – улыбались и смеялись все, даже профессиональный снайпер Динара Рысбекова».

Хотя со стороны общение президента с женщинами выглядело чистой воды кокетством, на самом деле Нурсултан Назарбаев всего лишь поддержал общий тренд нынешней избирательной кампании – любой из уже подавших документы на выдвижение в кандидаты по-своему удивителен и крайне нетипичен для избирательной кампании в Казахстане. «Новая газета» – Казахстан» изучила наиболее любопытных героев нынешней президентской гонки и попыталась понять, к чему приведёт такой наплыв эксцентричных кандидатов в кандидаты.

Посторонним вход запрещён

Одним из тех кандидатов, кто совершенно точно будет допущен к выборам, стал выдвиженец от Коммунистической народной партии Казахстана – 68-летний Тургун Сыздыков. Не очень известная доселе фигура на политическом поле страны, Сыздыков объяснил в интервью sayasat.org, что идёт на выборы, потому что «должен выполнить поручение съезда нашей КНПК», и у него «для этого всё есть». Кандидат отметил, что не боится соперничества с Нурсултаном Назарбаевым. «Лозунг этого времени был – «вначале экономика, а потом политика». Сейчас пришло время модернизировать ещё и политику, не забывая, что ещё одной составляющей в развитии экономики и политики должна быть социальная справедливость», – заявил парламентский коммунист. На вопрос о том, сколько процентов он планирует набрать, Сыздыков ответил, что считать проценты – дело неблагодарное, но спрогнозировал, что финиширует минимум в первой тройке. Лидер фракции КНПК в Мажилисе Владислав Косарев был аккуратнее в прогнозах: «Сколько народ даст [столько и наберём]».

Впрочем, надо признать, что шансы хотя бы на «бронзу» (а то и на «серебро») у Сыздыкова есть, ведь другие кандидаты тоже не раскрученные персоны. Из всех очевидных «проходных» персонажей больше остальных известен в медиа-сфере эколог Мэлс Елеусизов, который первым заявил о желании баллотироваться, однако до сих пор не подал заявку в ЦИК. Да и бэкграунд у лидера экологического движения «Табигат» не намекает на успех: Елеусизов участвовал в выборных кампаниях дважды – в 2005 и 2011 годах, оба раза занимал последнее место, а на предыдущих выборах вообще признался, что голосовал за Нурсултана Назарбаева. Сейчас о своих перспективах Елеусизов пока говорить не готов. «Когда подам документы, тогда будет другой разговор», – сказал он корреспонденту «Новой» – Казахстан».

Другой кандидат, известный по предыдущим кампаниям, – Уалихан Кайсаров. Политик, заявившийся в этот раз как глава фонда «Кенесары хан», тоже дважды пытался стать президентом. В 2005 году он сдал экзамен на знание госязыка, но не собрал нужного количества подписей в свою поддержку. В 2011 году Кайсаров срезался уже на экзамене. В этот раз история повторилась: кандидат снова не сдал экзамен по языку, хотя, как заметил председатель лингвистической комиссии при ЦИК Мырзатай Жолдасбеков, «выступать он (Кайсаров. – Прим. авт.) умеет, даже немножко лучше, чем в прошлый раз». Интернет-остряки ехидно заметили, что шансы у политика на хоть какой-то результат были бы только в случае, если бы в бюллетенях вместо фамилий кандидатов писались их отчества (Кайсарова зовут Уалихан Абишевич. – Прим. авт.).

Наконец, в числе кандидатов, которые чисто гипотетически могут быть вовлечены в гонку преследования за Нурсултаном Назарбаевым и его командой, был единый выдвиженец от оппозиции – общественный деятель Есенбек Уктешбаев, известный своей борьбой за права ипотечников. 57-летний Уктешбаев решил баллотироваться впервые, и все свои впечатления от происходящего он описывает в онлайн-дневнике. «Я реалист и понимаю, пройду ли я экзамены или нет, решат «комбинаторы» из администрации президента, – пишет кандидат в главе под названием «День третий». – В прошлых президентских выборах они же поставили «пятёрку» Гани Касымову, полюбившему казахский язык прямо перед выборами». Сам Уктешбаев нанял себе специалиста, чтобы подтянуть государственный язык, и к возможным результатам выборов сразу относился по-философски: «Даже если я не стану президентом, уверен, в недалеком будущем стану хорошим знатоком казахского языка». Сглазил: комиссия по языку забраковала и Уктешбаева.

Кто все эти люди?

В таких условиях понятно, что выдвиженец партии власти, кем бы он ни был, априори выглядит выигрышной кандидатурой – и не только из-за административного ресурса. Так, первый пропущенный ЦИКом кандидат из самовыдвиженцев – Лимана Койшиева известна в первую очередь как психолог и общественный деятель, а не как политик. Представитель бизнеса Аскар Сыргабаев не сдал экзамен на знание языка, допустив в письменном тексте 92 ошибки. Ещё двое самовыдвиженцев не прошли возрастной барьер – им всем меньше 40 лет. Кроме того, в ЦИК подали свои заявки пенсионер, строитель, военный и владелец АЗС.

Кроме всего прочего, в числе заявивших о своём желании баллотироваться есть и совсем экстравагантные персонажи. К примеру, скандальный блогер Айгуль Утепова, прославившаяся провокационными записями в Facebook, тоже заявила о намерении баллотироваться. Правда, в интервью «Новой» – Казахстан» Утепова заметила, что у неё есть проблемы с удостоверением личности, а ещё нужно получить электронную цифровую подпись, но у неё есть и другие дела – «я на концерт пойду, а завтра у меня съёмка с утра».

В эксцентричности с ней может соперничать известный блогер-империалист Ермек Тайчибеков, который своё желание баллотироваться высказал в тот момент, когда выборами ещё и не пахло. Заявку по факсу и через почтовую службу DHL Тайчибеков, по его словам, намеревался отправить в понедельник,

9 марта. Однако на его странице в социальной сети предвыборная программа была опубликована заранее. Особое внимание обращают на себя пункты об изменении Конституции (за человека должны работать роботы) и пункт об отмене наличных денег. При этом, судя по тексту программы, Тайчибеков готов и ко второму сроку своего президентства (во время которого он поставит в каждый дом видеокамеры). И, как это ни странно, в тексте программы нет ничего о присоединении Казахстана к России, на чём Тайчибеков настаивает в свободное от кандидатских забот время.

Понятно, что в конечном итоге вся эта масса политиков, общественных деятелей и просто фриков, сама того не подозревая, действует на улучшение имиджа действующей власти. Однако эксперты «Новой» – Казахстан» не уверены, что сама власть как-то приложила к этому руку. «Это всё стихийный абсурд. Вы думаете, что Нурсултану Абишевичу комфортно находиться на одной линии с фейками и клоунами? Ни в коем случае! – категоричен политолог Айдос Сарым. – Это недостатки нашей политической системы. Даже у власти не было мотивов для того, чтобы что-то менять, думать об улучшении процедур, создании дополнительных фильтров».

Правда, чисто технически власть может поиграть в театр, считает журналист, шеф-редактор и редактор отдела политики закрытого журнала «Adam Bol» Мирас Нурмуханбетов. «Наша власть очень хорошо подходит к данному процессу с точки зрения маркетинга – вторая часть комедии должна быть смешнее первой, – говорит журналист. – Но не во всём – с каждым разом некоторые шутки повторяются и уже перестают быть смешными».

«Несомненно, инициатор всего этого позорного действа – исполнительная власть, – уверен оппозиционный политик Амиржан Косанов. – Причину нужно искать в упорном желании нынешнего окружения Назарбаева максимально ему польстить («видите, у вас нет даже более-менее достойного соперника, вы единственный!») или же создать ему наиболее комфортные условия на выборах, чтобы не прошел кандидат, способный составить настоящую конкуренцию действующему президенту». Такое поведение свидетельствует о подспудном тотальном страхе власти, считает Косанов. «Несмотря на браваду в своих СМИ, она (власть. – Прим. авт.) всеми фибрами души понимает, что появление реального кандидата от оппозиции может привести к непредсказуемым последствиям: если уж не в эту кампанию, так в следующую – точно! А впереди ещё и выборы, когда нужно будет легитимировать преемника Назарбаева. Там будет реальная конкуренция, причем с участием не только официальной оппозиции, но и недовольных групп влияния».

Впрочем, некоторые комментаторы считают, что, в общем-то, кандидаты-фрики – это даже хорошо. «Они не боятся быть самовыдвиженцами, – выделяет главное качество президентских кампаний в Казахстане эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. – Подобное невозможно, скажем, в Узбекистане или в Таджикистане, где назначенные статистами в президентских выборах тщательно подбираются властями. Это несколько увеселяет заскорузлую и апатичную президентскую кампанию. Ведь очевидно, что под видом президентских выборов проводится всенародный референдум об очередном продлении пожизненных президентских полномочий безальтернативного елбасы».

«То, что в президентскую гонку хотят вступить какие-то малоизвестные личности, это совершенно естественный процесс, — добавляет директор Центра медийных технологий и внештатный советник директора Института общественной политики при партии «Нур Отан» Артур Нигметов. — Никто этих так называемых кандидатов-спойлеров заранее не готовит. Любой гражданин может реализовать свое конституционное право избирать и быть избранным. Просто некоторые конкурировать с Назарбаевым просто-напросто не хотят, а некоторые и вовсе не могут». Концентрироваться нужно на другом: что будет после выборов? Но сам Нигметов ответа на этот вопрос «пока не видит».

Во всём этом предвыборном безумии есть один плюс, отмечает политолог Сарым. «Эти выборы должны запустить механизм партийно-парламентских реформ, дать старт новому этапу либеральных изменений, – говорит он. – Во многих странах на президентские выборы идут люди с партийным и политическим стажем, они годами копят символический и политический капитал, учатся договариваться, находить компромиссы, искать новых сторонников, проводить фандрайзинг. Это огромная школа демократии, которая отсекает откровенный фейк и шлак. Мы тоже должны к этому стремиться. Возможно, сейчас надо думать над тем, чтобы закрепить исключительное право выдвижения кандидатов в президенты за партиями и крупными организациями с фиксированным количеством членов. Это затруднит немного жизнь кандидатам, но не ограничит конституционные права граждан на выдвижение». Да и вообще, резюмирует он, «нам надо максимально эмансипировать и десакрализовать президентские выборы, перестать считать их судьбоносными. Выборы президента не всегда могут означать выбор судьбы. Да и не должны».

под текст

Вы бы в президенты пошли?

Арат НАРМАНБЕТОВ, блогер, полковник КНБ в отставке:

– А я бы взял да и пошёл в эти самые президенты, чем чёрт, как говорится, не шутит. Вдруг повезёт, да и чем я, в конце концов, хуже других! В любом случае, хуже от этого никому не будет. Докатились, как говорится, и так-то уже до самого дна. Став президентом, я взял бы да распустил к такой-то матери, на веки вечные, все эти наши вконец отжившие себя как государственные институты разные там партии, политиков и парламент, от которых у нас и происходят все эти беды. А взамен ввёл бы в стране прямую демократию, вменив все указанные выше политические функции какому-нибудь большому компьютерному центру-серверу со всеми его разнообразнейшими и чудодейственными математическо-алгебраическими алгоритмами, оставив при нём для обслуги лишь только небольшой техперсонал при каком-нибудь наблюдательном совете из авторитетнейших людей, подконтрольном прямой народной воле.

Гульнар ЕСИРГЕПОВА, общественный активист:

– Нет. В нынешних условиях, где зачищено поле политической конкуренции и где в стране только один политик – Нурсултан Назарбаев, конечно, выдвигать свою кандидатуру в заведомо проигрышную гонку будет только тот, кто захочет помочь единственному политику легитимировать выборы. Лично для меня было бы оскорбительным участие в предстоящих выборах даже в роли избирателя. Но при нормально развитом институте президентства, имея политические амбиции, конечно, я могла бы выдвинуть свою кандидатуру на должность президента.  Во-первых, потому что считаю, что женщин в политике должно быть ровно столько, сколько необходимо для эффективного государственного строительства. По моему убеждению, это не менее 40%. Во-вторых, потому что настало время строить социальное государство. Мои знания в области прав человека, природная интуиция и человеколюбие могли бы сыграть большую роль на пути к прогрессу и повышению казахстанского «индекса счастья» по версии ООН.

Евгений ЖОВТИС, правозащитник:

– Думаю, что нет. У нас суперпрезидентская республика с невероятной концентрацией полномочий в руках одного человека и с такой же ответственностью. Я не вижу в себе таких способностей, чтобы эту ответственность взять.

Аркадий ДУБНОВ, эксперт по Центральной Азии:

– Если бы мне достался пост президента Казахстана, я бы тут же вернул его хозяину, Нурсултану Абишевичу, со словами: «Произошла трагическая ошибка, я подобрал эту власть, когда она валялась никому не нужная, ее боялись брать в руки, поскольку она всегда была ваша, а Вы были с семьёй за границей, но Вы же знаете – мне чужого не надо, мне бы свое сохранить, так что возьмите ее назад, в хорошие руки. Вы спрашиваете, что я за это попрошу? Совсем немного: освободите всех оставшихся в заключении сидельцев по Жанаозенским событиям, включая Владимира Козлова, избавьте от гнёта неправедных обвинений тех казахстанцев, кто уже долгие годы лишен из-за этого возможности вернуться на родину. Вы, Нурсултан Абишевич, реальный лидер созданной вами страны, знающий цену жизни и человеческому достоинству, что отличает Вас сегодня от некоторых ваших нынешних соседей и коллег по бывшему нашему общему пространству. Никто не обвинит Вас в слабости, – напротив, Вы продемонстрируете свою силу и мудрость. Сделайте это и обеспечьте себе достойное место в истории!».