Центробедная сила

Создание финансового центра в Астане и перевод туда Нацбанка не превратят столицу в особую экономическую зону, зато существенно ударят по экономике Алма-Аты

В общественной дискуссии относительно создания финансового центра в Астане и перевода Нацбанка в столицу из Алма-Аты возник новый оттенок. Сразу два чиновника высокого уровня дали понять, что никто даже не считал, сколько будет стоить эта кампания. Опрошенные «Новой газетой» – Казахстан» эксперты разделились: одни считают, что идея будет благополучно похоронена под сукном, другие – что перевод Нацбанка в Астану все-таки состоится. И хотя никто так и не решился назвать хотя бы приблизительную сумму переезда, многие уверены, что такое мероприятие станет катастрофой – сначала для Алма-Аты, а потом для всех остальных регионов.

Первым о том, что с финансовой частью проекта о переносе Нацбанка в Астану и создании там финансового центра не все в порядке, проговорился председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов. «Поскольку поручение поступило, мы сейчас в процессе расчетов находимся», – заявил он в конце мая в интервью информагентствам страны. Следом аким столицы Адильбек Джаксыбеков 1 июня на аппаратном совещании в акимате Астаны заявил: «Нам надо просчитать все возможные последствия: как работа центра скажется на транспортной ситуации, рынке жилья и гостиничных услугах, рынке труда, миграционных и туристических потоках и так далее. Учитывая многогранный характер всех этих вопросов, всем заместителям следует совместно, а также с соответствующими центральными и местными государственными органами проработать возникающие перед нами в этой связи задачи».

Иными словами, масштабная кампания по превращению Астаны в финансовый мегаполис была абсолютно не просчитана и начала обсуждаться с экономической точки зрения только после ее утверждения. Известный журналист Сапа Мекебаев на сайте ratel.kz иронично заметил, что в случае с Джаксыбековым «его просто забыли предупредить». «Он бы, может, и обиделся, да не хочет воду возить, что уже случалось с некоторыми другими политиками, не сумевшими скрыть чувств», – ехидно заметил Мекебаев. Что до Кайрата Келимбетова, то его поведение в такой ситуации абсолютно логично, уверен колумнист: «Ему сказали – он считает. Для главы финансового регулятора, который о состоявшейся девальвации тенге узнает вместе со всем остальным населением, это, наверное, уже и не обидно».
Между тем подобная ситуация никого из крупных чиновников, кажется, не смущает. От идеи как таковой никто не отказывается, но и хотя бы приблизительных подсчетов тоже никто не предоставляет. Корреспондент «Новой газеты» – Казахстан» при помощи экспертов попытался оценить масштаб грядущих перемен.

Доктор сказал —в центр

О новой «великой стройке», коей может стать создание финансового центра, в начале мая объявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Мы много говорим, но еще не удалось повысить статус Казахстана как регионального лидера в финансовой сфере. Сейчас возникают новые возможности для этого. Предлагается создать новый финансовый центр именно в Астане. Почему? Мы строим огромный ЭКСПО-городок. После окончания выставки все эти помещения очень подходят для такого центра. Возможно, мы там разместим и Национальный банк. Самостоятельное законодательство этого центра должно составляться и применяться на английском языке», – заявил президент.
Оставляя за скобками тот факт, что со стороны предложение больше выглядит как обоснование необходимости забить людьми объекты ЭКСПО-2017 после ее проведения, отметим, что идея о создании финансового центра в столице не нова. Еще в марте 2013 года мажилисмен Турсынбек Омурзаков направил на имя тогдашнего главы Нацбанка Григория Марченко письмо, в котором предложил сделать из Астаны финансовый рай. «Прошу вас представить видение Нацбанка по развитию финансового центра в Казахстане, в том числе оценить возможность по созданию международного финансового центра в Астане, а также разработать концепцию развития международного финансового центра в Казахстане, в рамках которой рассмотреть новые механизмы развития рынка ценных бумаг», – написал Омурзаков.
Тогда инициатива затихла – во многом благодаря Марченко, который от перспективы переезда был далеко не в восторге. Сейчас она возникла снова, но и теперь мало кто понимает, в чем ее смысл. «Желание стянуть все на Астану кажется мне не вполне рациональным», – заявила корреспонденту «Новой газеты» – Казахстан» известный российский экономист Наталья Зубаревич. Она отметила, что резоны переводить Нацбанк в Астану (о создании финансового центра как субстанции эфемерной речь пока не идет) могут быть, если это облегчит коммуникацию главной финансовой структуры с остальными органами власти. «Но при этом важно создавать двухцентровость (крупные финцентры в разных городах страны. – Прим. «Новой» – Казахстан»), поскольку это стимулирует ускорение темпов развития страны», – подчеркнула Зубаревич.
Кайрат Келимбетов утверждает, что так и будет. Более того, еще в апреле 2015 года активно обсуждалась идея о том, что в Алма-Ате должен быть свой финансовый центр, и даже называлась цена вопроса – 20 млн долларов. Подразумевалось, что за эти деньги городу придадут особый статус, при котором в Алма-Ате будет собственное законодательство, подобно оффшорным зонам или, например, эмирату Дубай. Правда, сейчас идея особой экономической зоны в южной столице заглохла, и о ней стараются не вспоминать.
Зато идеи эмирата Дубай никуда не делись, их теперь предлагают перенести на Астану. «По примеру Дубая необходимо внедрить принцип инвестиционного резидентства, а клиентское отношение перенести на нормативно-правовое, договорное регулирование. С шейхом Дубая лично я переговорил, наша делегация у них была, мы будем перенимать их опыт. И с их помощью начнем создавать. У нашего центра будет собственное законодательство, и все там будет по иностранному праву», – пообещал президент.
Плохой пример, качают головой эксперты. «Я много литературы изучил по опыту Дубая, – говорит политолог Айдос Сарым. – Развитие Дубая вовсе не означает, что остальные эмираты развиваются хорошо. И вовсе не факт, что лет через пятнадцать Дубай останется в том же качестве, в котором он есть сейчас, поскольку 95% его населения составляют приезжие. Если мы выбираем такой путь развития, то я считаю, что он не самый удачный». Опыт Сингапура, на который тоже любит ссылаться президент Назарбаев, тем более не подходит для Астаны, добавляет Сарым, потому что Сингапур – это, по сути, один город, а Астана ну никак не находится в безвоздушном пространстве: нельзя просто так взять и бросить развивать остальные города. Таким образом, идея создания особой экономической зоны в Астане – утопическая, а потому «завиральная». «Полагаю, ее ждет та же участь, что и финансовый центр в Алма-Ате», – заключает политолог.
Любопытен тот факт, что финансовый центр в Алма-Ате провалился по объективным причинам. Экономист Пётр Своик в своей статье для «Новой газеты» – Казахстан» писал: «Конечно, перемещение Регионального финансового центра из Алма-Аты в Астану позволит не менять аббревиатуру, но никак не поменяет того обстоятельства, что ни одной из основ для деятельности реального финансового центра в Казахстане нет. Поскольку здесь отсутствуют собственная кредитная эмиссия, эмиссия сколько-нибудь значимых ценных бумаг и не ведется биржевой торговли. Именно поэтому все усилия по созданию РФЦ в Алма-Ате свелись лишь к строительству сверкающих хором, тем же закончится и в Астане. Непонимание столь очевидного пугает» (подробнее см. «Сто шагов вокруг… пройденного», №21 от 27 мая 2015 года).
А то, что траты будут гигантскими, никто даже и не пытается оспорить. Правда, «сверкающие хоромы» уже будут в виде все тех же объектов ЭКСПО, однако это не отменяет необходимости строительства сопутствующей инфраструктуры. «Нацбанк – режимный объект, так что нужно будет строить систему безопасности, – говорит общественный активист и бывший сотрудник спецслужб Арат Нарманбетов. – Конкретную сумму я затрудняюсь назвать, но обойдется все это, конечно же, в миллиарды тенге». Возможно, на это и делается расчет: когда никто толком не может объяснить, сколько нужно денег на мероприятие, гораздо легче становится объяснять, почему денег ушло в разы больше, чем даже планировалось.


От нашей столицы — вашей

Впрочем, в идее создания особой экономической зоны в Астане есть еще один нюанс, который тоже необходимо учитывать. Если опустить слова «финансовый центр», в сухом остатке обнаружится только переезд Нацбанка. Он неизбежно повлечет за собой переезд головных офисов банков второго уровня (иначе работать будет просто неудобно). Это может привести к тому, что из бюджета Алма-Аты уйдут существенные налоговые поступления. Соответственно, эти поступления придут в Астану, где им будут только рады. Нечто похожее было в России, когда головные офисы крупных нефтегазовых компаний перевели в Петербург, чтобы налоговый поток полился в нужную сторону. Отличие лишь в том, что Россия таким образом невольно отказалась от моноцентричности государства (когда все налоги стекаются в один город), а Казахстан, наоборот, пытается сосредоточить все деньги в одном месте.
«Моноцентричность есть не только в наших странах, – подчеркивает Наталья Зубаревич. – Но, извините, в других странах нет такой вертикали управления и таких жестких режимов. Поэтому сочетание моноцентричности с политическим режимом создает опухшую голову (Астану. – Прим. «Новой газеты» – Казахстан») и дистрофические части в виде регионов». В итоге получается система, которая питает один город за счет обескровливания других областей. «Астана не нарастила мяса для превращения в моноцентр, – считает экономист. – Да, она бурно развивается, но там еще только предстоит создавать инфраструктуру, но в Алма-Ате-то она уже есть, и зачем ее губить – я не очень понимаю».
Проблему высасывания денег и ресурсов из регионов ради Астаны признает и Айдос Сарым, однако эксперт уверен, что для Алма-Аты изъятие Нацбанка и банков второго уровня не станет огромной трагедией. «Алма-Ата слезам не верит, – уверен политолог. – По налоговым поступлениям город приближается к европейским стандартам: большая часть налогов приходит от малого и среднего бизнеса. Уход банков не станет большой проблемой».
Экономический обозреватель Денис Кривошеев не разделяет оптимизма Сарыма. «Ущерб для Алма-Аты, как и для экономики страны в целом, никто не сможет посчитать, – сокрушается он. – Объем налоговых поступлений от банков второго уровня в городе сумасшедший. Бесспорно, Алма-Ату «убивают». Проблемы последних двух-трех лет – транспортный коллапс, экологический коллапс, безработица, пожары в торговых центрах, – все это показывает неспособность и нежелание власти решать ситуацию и ее отношение к городу». Астана, по выражению Кривошеева, это «больной ребенок, которому семья отдает вообще все, а ему мало, он капризничает и требует еще». «Те, кто поднялся из «низов» и сейчас находится в Астане, они не любят Алма-Ату, потому что для них это всегда был символ недостижимого успеха и процветания. Поэтому «убийство» города – это убийство собственных комплексов», – заключает Кривошеев.
Эксперт пессимистично считает, что перевод Нацбанка в Астану состоится при любых раскладах, и отменить этот процесс никто не в силах. Единственное, что может все изменить – время. «Рано или поздно новые власти могут поднять вопрос об обратном переезде в Алма-Ату. На это много причин. К тому же содержать Астану в такой роскоши, как сейчас, никто в будущем не будет, да и не сможет. Лафа эта рано или поздно закончится», – уверен общественный активист Арат Нарманбетов. Но в этот вариант, если так подумать, верится даже меньше, чем в заявления президента о финансовом центре в Астане.