Лига в кармане

Выход «Астаны» в групповую стадию Лиги чемпионов УЕФА – грандиозное событие для страны. Но расслабляться — триумф команды Стойлова случился не благодаря развитию казахстанского футбола, а вопреки


Пожалуй, еще никогда в Казахстане так массово не болели за футбольный клуб «Астана». Когда он только появился как «Локомотив» (прежнее название неоднократно упоминали на «НТВ-Плюс», видимо, по старой памяти о команде с Тихоновым и Титовым), про команду все говорили, что это чисто протекционистский проект. Мол, вы же понимаете, что у Астаны должен быть суперклуб, потому что у Астаны все должно быть с приставкой «супер». Однако в футбольном мире такой подход, мягко говоря, не очень любят. Поэтому, например, у скупающего всех игроков мадридского «Реала» ненавистников гораздо больше, чем у «Барселоны», а «Манчестер Сити» до сих пор с трудом воспринимается всерьез фанатами английского футбола со стажем.
Но когда в прошлую среду Неманья Максимович за несколько минут до конца изнуряющего кипрского матча замкнул передачу Бауыржана Джолчиева и сравнял счет, в единой пляске радости зашлась вся страна. Казахстанский клуб впервые в истории попал в групповой этап Лиги чемпионов – и это огромный шаг для футбола страны. И не важно, что «Астана» — главный аутсайдер предстоящего турнира. Даже если команда проиграет с общим счетом 1:18 (был такой грешок у московского «Спартака»), ее все равно будут носить на руках как минимум до следующего года.

Болельщицкий ум рационален, поэтому все стали желать самых сложных соперников. Раз «Астане» нечего терять, то пусть в Казахстан приедут «Реал», ПСЖ и «Ювентус». И итоговая группа с испанским «Атлетико», португальской «Бенфикой» и турецким «Галатасараем» кого-то даже разочаровала. Зато появились теории про «8 очков»: дома, дескать, можно победить «Бенфику» и «Галатасарай», на выезде с обеими командами сыграть вничью (с «Атлетико» ловить нечего в принципе – все-таки финалист Лиги 2013 года), и тогда можно побороться хотя бы за плей-офф Лиги Европы. Туда попадает третья команда из группы, а с 8 очками можно и на второе место в группе рассчитывать. «Зенит», помнится, с 6 баллами в 1/8 финала прошел – мы чем хуже?
Но за радостным возбуждением все как-то забыли, что на самом деле триумф «Астаны» — это исключение из правил. Исключением мог стать и алма-атинский «Кайрат», если бы не пропустил от «Бордо» на 77-й минуте в выигранном домашнем матче. А так «Астана» и пробившийся два года назад в Лигу Европы «Шахтер» — это лишь примеры одновременно недюжинного футбольного характера (матч с «АПОЭЛом» на Кипре «Астана» вытащила, что называется, «на зубах»), удачи и хорошо подобранного состава. Последнее особенно актуально, поскольку и два года назад, и сейчас многое решили хорошо подобранные легионеры. Да, в «Астане» — и это важный признак – казахстанских игроков больше, чем иностранцев (хотя есть, например, натурализованный вратарь Эрич). Они постепенно растут, и рано или поздно мы увидим эту же сборную на чемпионате Европы или даже мира (надеюсь, доживу до этого момента). Но сейчас отказываться от помощи легионеров – весьма непродуманное решение, Казахстан же к этому стремится, ориентируясь на Россию, а не на Германию или Англию.
Оптимальным решением, возможно, стала бы отмена лимита на иностранцев при условии развития соб-ственных футбольных школ и соответ-ствующей игровой инфраструктуры. Тогда мальчишки, глядя на мастерство легионеров, учились бы у них (вряд ли футболисты отказались бы дать несколько уроков в школе футбола), а уж потом затмили бы заезжих звезд и «старую школу». Беда в том, что это очень долгий и кропотливый труд. А результат нужен сейчас. И попадание «Астаны» в Лигу чемпионов, к сожалению, будет использоваться как политическое обоснование того, что футбол в Казахстане развивается благодаря мудрым действиям ФФК. Плевать, что в стране два с половиной нормальных стадиона, а подготовка футболистов ведется через пень-колоду; плевать, что клубы живут за государственный счет, а не как бизнес-проекты («Астана» и «Кайрат» — исключение). Футбол по-прежнему стратегически важный ресурс, объединяющий практически все население страны, но который чиновники не умеют использовать.