Месть от страха

За что арестованы Серикжан и Ермек?

Оппозиционное поле (включая и его партийную составляющую) зачищено. Закрываются неугодные СМИ.

Но даже на этом суровом фоне задержание и санкция суда на двухмесячный арест гражданских активистов – Серикжана Мамбеталина и Ермека Нарымбаева стоит особняком.
Во-первых, сама формулировка обвинения звучит весьма зловеще. Как сообщили в ДВД в самом начале, «поводом к задержанию послужила информация о распространении ими в социальных сетях сведений, имеющих явные признаки разжигания национальной розни, оскорбления национальной чести и достоинства». Так и представляю себе, как эти два не глупых гражданина, знающих, что за ними пристально следят соответствующие органы, денно и нощно сидят и думают об одном: как бы подставить себя под такую убойную статью!
Как сообщили полицейские, «данный факт зарегистрирован в едином реестре досудебного расследования по признакам преступления, предусмотренного ст. 174 ч. 1 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни)».

Речь идет о том, что Мамбеталин сделал репост отрывка из книги небезызвестного господина Телибекова, который именует себя лидером так называемого Союза мусульман Казахстана, «Ветер с улицы», где автор обливает грязью целый народ.
Но Мамбеталин в «Фейсбуке» опубликовал этот отрывок, обвиняя Телибекова и гневно (что весьма уместно!) обличая его! Какой у него в таком случае может быть умысел, если он критикует автора за оскорбление народа?!
К тому же эта книга – в свободном доступе в Интернете.
Кстати, дело начинает принимать фантасмагорический оборот: Телибеков отказывается от авторства этого отрывка и проходит по делу не как главный обвиняемый, с цитаты которого и заварилась вся эта каша, а как… свидетель! И власти, кажется, соглашаются с ним.
Надо иметь в виду, что промелькнула информация, будто уголовное дело возбуждено по… анонимному звонку. Однако известно, что есть конкретный телефонный номер и адрес. И органам при желании не составляет особого труда вычислить анонима. А по закону анонимный звонок не может служить поводом для начала досудебного расследования.
По словам адвоката Мамбеталина – Ермурата Муканова, «нарушены нормы уголовно-процессуального закона при начале досудебного расследования, при производстве обыска в доме, при квалификации деяния, а также при задержании подзащитного».
Во-вторых, налицо постановочный характер дела. В один и тот же день (как по команде!) сразу два общественных объединения (Национальный совет и «Желтоқсан ақиқаты») выступают с публичным (и почти идентичным!) обвинением в адрес этих двух ребят (правда, Нацсовет позже отрекся от текста, заявив, что это была инициатива только одного из членов организации).
И в тот же день правоохранительные органы берут под козырек и задерживают Серикжана и Ермека. И как?! Под покровом ночи (хотя можно было вызвать их утром в полицию), на глазах испуганных членов семей, с привлечением спецназа проникают в дом, проводят обыск, забирают компьютеры и носители информации!
Как написал в своем обращении на имя елбасы отец Мамбеталина Есенгос ага (кстати, известный и уважаемый в стране доктор), «к нам домой заявились 13 сотрудников полиции в штатском и форме, среди них несколько амбалов – сотрудников СОБРА в своей «устрашающей» форме. 13 человек на нас, четверых, из которых двое стариков, одна женщина с грудным ребенком и мой сын, Мамбеталин Серикжан. Можно подумать, что приехали брать террористов... Просто применили силу, сломали двери».
Каковы же причины столь жесткой расправы с этими общественными деятелями?
Кризис усугубляется. На днях сам елбасы заявил, что «наступает настоящий кризис – более сильный, чем в 2007 – 2009 годах», и «наше население должно знать текущую ситуацию, которая означает уменьшение прибыли наших предприятий, снижение доходов и возможное сокращение рабочих мест». И не нужно быть провидцем, чтобы понять, что протестные настроения в обществе будут нарастать, и возможно, обретут вполне осязаемые и опасные для действующей власти формы.
Видимо, даже простые гражданские активисты, за кем нет политических партий и движений, пугают власть.
Я вижу и информационную составляющую этой акции устрашения. И Мамбеталин, и Нарымбаев достаточно активны в соцсетях и имеют немалую аудиторию. А Интернет и социальные сети становятся все более востребованными гражданами.
Я не сторонник теории заговора (хотя конспирологические схемы всегда были неизменными атрибутами закрытых политических систем), но не могу не сказать и о такой версии: оба арестанта довольно неудобные для власти и отдельных ее носителей персоны. Мамбеталин неоднократно критиковал конкретных высокопоставленных чиновников в правительстве, а Нарымбаев известен судебными процессами против конкретных банков.
Возможно, что за их арестом стоят именно они, реальные и, судя по всему, имеющие беспрецедентное влияние на силовиков и суды чиновники. И последнее. Судя по тому, как жестко суд обошелся с ребятами, беспричинно ограничив их свободу на два месяца, в дальнейшем им может грозить реальный тюремный срок по «тяжелой» статье – от 5 до 10 лет! Учитывая полную подконтрольность наших судов исполнительной власти, можно ожидать любого финала.