Угроза демократии

Именно так можно расценить ограничение распространения печатных СМИ



28-29 августа в алма-атинском отеле Intercontinental прошла Международная конференция «Поворотные пункты Евразии. Геополитика, экономика и гражданское общество – текущая ситуация и перспективы на будущее». Её организатор - Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности, которому исполнилось 30 лет. И все эти годы её возглавляет Евгений Жовтис. «Новая–Казахстан» поздравляет Евгения Александровича и его команду с круглой датой.

На конференции было более двухсот участников из разных стран.

Мы посчитали актуальным опубликовать выступление на ней главного редактора «Новой газеты–Казахстан» Александра Краснера.

28 июля Генеральная прокуратура Российской Федерации признала нежелательной деятельность в России организации «Новая газета Европа», мотивируя это тем, что. она «осуществляет деятельность по созданию и распространению тенденциозных информационных материалов в ущерб интересам РФ».

А в начале года коллегия судей Мосгорсуда приняла решения о лишении «Новой газеты» статуса СМИ. Аналогичное решение было принято и в отношении «Новой рассказ-газеты». Их печатные версии прекратили свое существование.

Единственным связующим звеном этих двух, теперь уже разрозненных газет оказалась «Новая газета - Казахстан», под обложкой которой, наряду с казахстанскими материалами, публикуются нежелательные и опасные для российской власти, материалы и московской «Новой газеты», и «Новой газеты. Европа».

Российские власти неслучайно ополчились именно на печатные издания - «Новую газету» и «Новую рассказ-газету». Дмитрий Муратов, лауреат Нобелевской премии мира, и признанный недавно иноагентом, назвал материалы, опубликованные в печатных СМИ, сродни заверенным нотариально.

И бороться с печатными СМИ для властей очень трудоемко и затратно. Электронные СМИ блокировать гораздо дешевле и легче.

Сегодня в Казахстане складывается парадоксальная ситуация, когда многие государственные органы первостепенное внимание уделяют не традиционным, зарегистрированным СМИ, отвечающим перед Законом за свой контент, а социальным сетям, которые для большинства, превратились в инструмент политического влияния. При этом ориентация профильных республиканских и региональных госструктур на соцсети и блогосферу сопровождалась прямыми или косвенными действиями, которые привели к катастрофическому ослаблению печатных изданий. Это не только падение рынка рекламы и государственного информационного заказа, но и фактическое целенаправленное масштабное разрушение системы распространения печатных СМИ, предпринятое акимами крупных городов.

На эту проблему пять лет назад обращал внимание депутат парламента РК Шавхат Утемисов на «Правительственном часе» в Мажилисе: «Не секрет, что количество торговых точек по распространению печатных СМИ стремительно сокращается. Вместе с тем трудно спорить, что распространение печатных СМИ - важный фактор в развитии гражданского общества».

По мнению депутата парламента РК Айдоса Сарыма «государство сняло с себя вообще все возможные обязательства по части распространения газет. Впрямую назвать это цензурой язык не поворачивается, но, по сути, кривизна этой системы ведет к тому, что образуется цензура. общественного сознания».

Однако, препятствование распространению информации (а уничтожение системы распространения печатных СМИ и есть такое препятствование), ничто иное, как цензура.

Несколько лет назад премьер-министр Великобритании закрытие сотен печатных изданий Тереза Мэй назвала угрозой демократии и поручила правительственным структурам подготовить доклад об устойчивых финансовых моделях для прессы на национальном, региональном и местном уровнях.

Именно социальная значимость этого сектора рынка, требует не допускать его прямой или косвенной монополизации. Честное, объективное и справедливое распространение печатных периодических СМИ серьезный, хорошо окупаемый и приносящий доход бизнес, позволяющий даже в период кризиса создать значительное количество рабочих мест.

Тормоз развития свободной прессы в Казахстане – «госзаказ»: когда государство щедро финансирует публикацию в лояльных ему СМИ провластных материалов. Те же издания, которые занимают независимую позицию такого финансирования лишены. То есть, они находятся в неравных условиях с провластными СМИ.

Мы неоднократно предлагали переориентировать «госзаказ» на поддержку системы распространения газет и журналов и полиграфических предприятий, их печатающих.