«Шантаж митингом?»

Влиятельные представители политической и бизнес-элит старого Казахстана могут в своих интересах манипулировать протестными настроениями мангистауских нефтяников



В селе Жетыбай Мангистауской области более 500 рабочих компании West Oil бастуют с 11 декабря. Рабочие выдвигают три требования — перевод в структуру НК «КазМунайГаз», оплата труда в соответствии с ЕСОТ (единой системой оплаты труда) и модернизация техники, на которой они работают, сообщает Радио Аззаттык.

ТОО «West Oil Software» оказывает транспортные услуги на двух месторождениях АО «Мангистаумунайгаз» - это подрядная компания для ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн», убытки последней Telegram-канал «Нурсултанский соловей» (@nursolovej) из-за забастовки оценивает в 25 млн. тенге в день.

Несмотря на то, что Каракиянский районный суд признал забастовку незаконной, поскольку вопросы о системе оплаты труда или перевода в штат государственных компаний не считаются предметом трудовых споров, а Трудовой кодекс Казахстана запрещает бастовать на опасных производствах, если там не обеспечена бесперебойная работа основного оборудования, она продолжается.

Бастующие, по мнению @nursolovej, зная, что работодатель имеет право уволить участников незаконной забастовки, тем не менее, идут на прямой «шантаж митингом».

Министр энергетики считает требования жетыбайцев «необоснованными» и «заведомо невыполнимыми». Рабочие с таким утверждением не согласны. По их словам, для выполнения требований нефтяников нужна лишь политическая воля. В Жетыбай, по информации Радио Аззаттык, отправлен отряд специального назначения, его разместили в местном Доме культуры.

Протестующих поддерживают жители Жанаозена, которые, как они выразились, «хорошо понимают», почему стоят жетыбайцы. Одна из женщин предложила депутатам и чиновникам прожить месяц, «как эти рабочие», чтобы понять их ситуацию.

— Пусть наденут их одежду, их сапоги, сядут в их машины и попробуют поработать, прожить месяц, как они. Тогда они поймут, зачем эти люди тут стоят, ­— сказала она на камеру Радио Азаттык.

Telegram-канала «Нурсултанский соловей» считает, что события в Мангистауской области напрямую связаны с отдельными представителями политической и бизнес-элитами так называемого «старого Казахстана», использующими, ставшую для данного региона Казахстана традиционной, проблему безработицы.

Примечательно, напоминает @nursolovej, что большинство из тех, кто в настоящее время участвует в забастовке в поселке Жетыбай, ранее, в 2017-2018 годах получили компенсацию в размере 10 млн. тенге при добровольном уходе с работы в компании «Нефтетранспортная корпорация» (ОТК).

При этом, средний уровень заработной платы бастующих в ТОО «West Oil Software» составляет 735 тыс. тенге, что более чем в три раза выше медианной заработной платы в Казахстане, равной 204 тыс. тенге, обращает внимание Telegram-канала «Нурсултанский соловей», и предполагает, что нынешние протесты носят искусственных характер, за которым стоят конкретные бизнес-интересы представителей старого Казахстана, использующих политический шантаж для дестабилизации общественно-политической обстановки в стране.

О последнем, по мнению @nursolovej, может свидетельствовать наличие среди бастующих лиц, исповедующих нетрадиционные течения Ислама.

Это не может не вызывать тревогу казахстанских властей, так как указывает на то, что в регионе, населенном в основном казахстанцами-репатриантами и мигрантами из Туркменистана и Узбекистана, преобладают иждивенческие настроения, и может по-прежнему существовать устойчивое салафитское бандподполье, в том числе связанное с трагическими «январскими событиями».

В свое время в Мангистауской области не было сформировано полноценного профсоюзного движения работников отрасли, и, как итог, в регионе стали преобладать иждивенческие настроения, а казахстанские власти были вынуждены неоднократно идти на поводу у демагогов и популистов, представляющих интересы бастующих, чем пользовались представители так называемого «старого Казахстана», в частности, зятья Нурсултана Назарбаева – констатирует @nursolovej и напоминает, что в апреле 2023 года в аналогичных акциях протеста участвовали нефтяники ТОО «Берали Мангистау Company», потерявшие работу после того, как их компания проиграла тендер на ремонт скважин АО «Озенмунайгаз». И они так же, как и нынешние протестующие, настаивали на найме их в штат АО НК «КазМунайГаз». А их непосредственный работодатель, владелец ТОО «Берали Мангистау Company», Ерлан Жузбаев, после проигранного тендера спровоцировал рабочих выйти на протесты.

Telegram-канала «Нурсултанский соловей» предполагает, что новые забастовки в Мангистауской области могут быть срежиссированы людьми из окружения Назарбаева, которые давно хотят переложить целый спектр региональных проблем на государство и получить полный контроль над всем рынком сервисных услуг в нефтегазовом регионе, тем самым увеличив прибыль, сокращающуюся в силу целого ряда геополитических и экономических процессов.

Тем временем, по сведениям Telegram-канала «Нурсултанский соловей», в 2024 году Казахстан ожидает экономическая стагнация, а значит и сокращение доходов рядовых казахстанцев, рост инфляции, нарастание безработицы и, как следствие, падение уровня жизни населения.

Более того, как написал обозреватель «Комсомольской правды в Казахстане» Виктор Верк, на днях из парламента раздалось слово, вызывающее холодок в спине, — «дефолт»: «Произнес его аманатовский депутат-самовыдвиженец Адиль Жубанов. В запросе на имя премьер-министра Алихана Смаилова мажилисмен заявил с прямотой римлянина: «Темпы роста правительственного долга значительно опережают среднегодовые темпы роста ВВП. К примеру, за последние 15 лет темпы роста правительственного долга составили в среднем 28%, а ВВП — 15%. Если в ближайшем будущем не предпринять мер по исправлению данной ситуации, то это вполне может привести к техническому дефолту бюджета нашей страны». В общем, это может случиться с государством, живущим не по средствам. А Казахстан выбрал эту модель существования с конца нулевых-начала 10-х годов, когда сырьевая кубышка Национального фонда будущих поколений была переведена из накопительного режима в расходный», - констатирует Верк.

Все это, по всей видимости, подтолкнет Токаева к новым масштабным кадровым перестановкам, вплоть до отставки всего казахстанского правительства, прогнозирует @nursolovej

Очевидно, что профессиональный финансист и действующий глава правительства Алихан Смаилов, чью работу его же коллеги, в статусе министров и вице-министров, характеризуют как поверхностную, не справляется с возложенными на него обязанностями и несет на себе всю полноту ответственности за неудовлетворительные результаты работы казахстанского правительства.

Напомним, Смаилов занимает пост главы кабмина с января 2022 года, и впервые вероятность его отставки стала всерьез обсуждаться в правительственных коридорах казахстанской столицы еще в июле 2022 года, однако позднее глава государства, очевидно, дал Смаилову дополнительное время и возможность наверстать упущенное, а именно - снизить рост цен, обуздать инфляцию, привлечь дополнительные инвестиции, и кандидатуру Смаилова вновь утвердили большинством голосов депутатов Мажилиса в марте 2023 года. Однако уже к лету стало ясно, что исправить сложившееся положение вещей он так и не смог.

Одно время предполагалось, что на должность главы кабмина всерьез рассматривался первый заместитель премьер-министра Роман Скляр, однако проблемы, с которыми столкнулся Казахстан в прошлом и нынешнем отопительных сезонах продемонстрировали, что Скляр не способен справиться даже с возложенными на него обязательствами, не говоря уже об обязательствах премьер-министра.

Впрочем, по сведениям @nursolovej, помимо Скляра, считалось, что заменить Смаилова могли бы: председатель Мажилиса Ерлан Кошанов, аким Алма-Аты Ерболат Досаев, бывший министр энергетики Казахстана или аким Мангистауской области Нурлан Ногаев. Однако из-за нехватки квалифицированных кадров на местах им не было найдено там своевременной замены.

На пост главы кабмина, якобы рассматривалась и кандидатура нынешнего заместителя премьер-министра Серика Жумангарина, но за свою бытность министром торговли Казахстана чиновник, по сведениям @nursolovej, заработал дурную репутацию - от его завышенной самооценки и хамства страдают подчиненные. Не выдержала конкуренции и кандидатура руководителя аппарата правительства Казахстана Галымжана Койшыбаева - у дипломата недостаточно профессиональных качества, которые позволили бы ему возглавить кабмин.

Пока наиболее подходящая кандидатура, по информации @nursolovej, - глава МИД Мурат Нуртлеу, начинавшего свой профессиональный путь с должности помощника Токаева. Но сейчас новому главе МИДа предстоит «зачистить» весь дипломатический корпус страны, без чего трудно рассчитывать на улучшение имиджа Казахстана на международной арене. Потому его назначение выглядит маловероятным.

Таким образом, давно ожидаемая отставка правительства может произойти лишь во второй половине 2024 года, когда, по мнению @nursolovej, Токаев окончательно определится с подходящей кандидатурой из довольно короткой «скамейки запасных».