Материалы

Повторится ли Кантар?

Нам нужна правовая люстрация



Мы – какая-то несчастная страна, которую постоянно преследуют фантомы и трагические совпадения по времени.

Независимость обрели в 1991 году именно в те, обагренные кровью и слезами казахской молодежи, даты морозных дней Желтоксана-1986. Позже устроители (так и не названные до сих пор!) добавили в эти же дни трагедию Жанаозена-2011.

На этой неделе, аккурат после новогодних праздников, исполняется два года самой кровавой трагедии Независимого Казахстана – Кантару-2022. Хотя по действиям власти и ее последним заявлениям, например, по новогоднему поздравлению президента тревожного настроя не чувствуется.

Мне порой кажется, что нами руководят не политики, а… политтехнологи-ремесленники, использующие примитивные методы пиара и имиджмейкерства для манипуляций общественным мнением.

После новогоднего поздравления президента государственные СМИ взахлеб обсуждали его антураж. На телекартинке книжные полки за спиной главы государства, видимо должны были подчеркивать любовь Токаева к литературе и духовной сфере вообще. Такое отличие от традиционных новогодних выступлений, например, Путина и Си Цзиньпина, видимо, по замыслу акординских политтехнологов, должно было укоренить в сознании нации нового, прогрессивного, интеллигентного лидера.

А после его поздравления прозвучал гимн в исполнении популярного певца Димаша Кудайбергенова прямо в здании Акорды. Мне вообще не нравится вовлечение талантливого музыканта в политическую конъюнктуру.

Тем временем, народ Казахстана слушал президента с надеждой узнать о своем будущем, которое судя по всему будет сильно отличаться от гламурной и пафосной картинки, обрамлявшей его выступление. Но слово «трудности» прозвучало из уст президента всего один раз.

В стране же их хоть отбавляй. Униженные и оскорбленные беспросветной жизнью, при высоких ценах на природные ресурсы, миллионы казахстанцев, на себе познают все огрехи социально-экономической политики власти: цены и тарифы растут, рабочие места сокращаются, и света в конце тоннеля, ведущего в Новый Казахстан, не видно, несмотря на бодрые отчеты правительства и акимов.

Новогоднее политическое похмелье, добротно приправленное казы и оливье, пройдет, и завтра наступит очередная годовщина Кантара.

Все точки над «i» в этой трагедии, несмотря на проведенные правоохранительными структурами следственные действия, посильное участие в расследовании ее причин правозащитных организаций, некоторых общественных деятелей и журналистов, до сих пор не расставлены.

Ничем (кроме страха руководства страны) не оправдан закрытый характер судов над участниками Кантара. Таким образом, скрывается правда об истинной подоплеке январских событий 2022 года, которые начались с мирных протестов граждан, но потом были использованы темными силами для бесчинств и попыток захвата аэропортов и государственных учреждений.

Почему ходом расследования Кантара недовольно общество? Одна из причин в том, что во власти все еще находятся те, кто тем или иным образом (прямо или косвенно) имеет отношение к этой трагедии.

До сих пор не ясна роль в этих событиях первого президента Казахстана, который будучи председателем Совета безопасности, имел к ним непосредственное отношение, и должен был пресечь все попытки государственного переворота, ибо по должности именно он курировал КНБ, глава которого ныне обвиняется в организации мятежа.

Но с экс-елбасы, как с гуся вода. Он беспрепятственно раскатывает по миру. Накануне Нового года, например, слетал в Москву, к президенту РФ Путину.

Цель поездки держится в тайне. Но некоторые близкие к власти источники полагают, что Назарбаев каким-то боком хочет вернуться в политику. Возможно даже в качестве миротворца. Вот и поехал за «ярлыком» в Кремль.

«Кісідегінің кілті аспанда» говорят казахи, имея в виду зависимость от другого человека: выходит, что Назарбаев за все эти годы создал страну, главные решения которой принимает глава другого государства. И будущее новоявленных стране и миру сыновей первого президента, которых он недавно легитимизировал в своей книге, и судьба расследования Кантара скорее всего будут зависеть от кремлевского владыки?

Такое ощущение, что нынешняя власть выгораживает экс-елбасы по поводу его причастности к Кантару. Эта мысль вполне логично ложится в версию об определенных обязательствах Токаева перед Назарбаевым. Иначе как объяснить индифферентное отношение Акорды к сигналам экс-елбасы в сторону Кремля в поисках для себя новых гарантий безопасности.

Правда, в свежем интервью газете Egemen Qazaqstan от 3 января 2024 г., глава государства предпринял робкие попытки потревожить тень елбасы и возложить частичную ответственность за Кантар на первого президента. Отвечая на вопрос корреспондента о сложившейся в 2019 году в стране системе двоевластия, Токаев признал, что попытки навязать модель двоевластия действительно были: «Должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации "транзита власти" политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии».

Токаев впервые подтвердил, что эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса: «Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или "тандема". Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну.

Считаю, что вообще не должно быть "старшего и младшего президентов". "Уходя – уходи". Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества».

Накануне очередной годовщины Кантара встает вопрос: созданы ли в Новом Казахстане соответствующие правовые, политические механизмы, исключающие повторение январской трагедии?

Как бы отвечая на этот вопрос президент констатировал, что «Қаңтар показал необходимость строительства устойчивой и эффективной системы государственных институтов, действующих в соответствии с Основным законом».

Тут я соглашусь с президентом. Поэтому, на мой взгляд, необходима люстрация в системе правоохранительных органов. В стране существует целая система органов, отвечающих за безопасность граждан, в том числе, и за ее правовое обеспечение. Пока же всю вину за Кантар пытаются свалить на КНБ.

Могу предложить формулу: все силовые структуры должны возглавить авторитетные, облаченные доверием общества, не связанные со старым Казахстаном, и имеющие соответствующий опыт управления, гражданские лица. Они смогут стать гарантией подлинной реформы этих структур. А их заместителями могут стать профессиональные специалисты из недр этих структур.

В эти дни очень важно понять: Кантар, как общенациональная трагедия, пока не смог объединить нацию, а, наоборот, разделил ее. Она находится по разные стороны баррикад: идеологических, информационных, моральных и политических.

А в селе Жетыбай Мангистауской области (той, откуда начинались Жанаозен-2011 и Кантар – 2022) с 11 декабря до сих пор бастуют более 500 рабочих компании West Oil…