ВОЗВРАТНЫЙ МЕХАНИЗМ
- Подробности
- 2973
- 17.06.2020
- Арыстан ЖУАСОВ, «Новая» – Казахстан»
Экс-акиму Атырауской области Бергею Рыскалиеву и его брату Аманжану вернут конфискованное имущество
«Верховный суд рассмотрел и удовлетворил кассационный протест генеральной прокуратуры по делу Бергея Рыскалиева. Все конфискованное имущество будет возвращено бывшему акиму Атырауской области». - сообщает МИА КазТАГ со ссылкой на пресс-службу Верховного суда РК.
Ранее стало известно о том, что в конце мая 2020 г. генеральный прокурор РК Гизат Нурдаулетов внес кассационный протест в Верховный суд РК о пересмотре приговора Бергею Рыскалиеву и его брату Аманжану в части конфискации имущества.
По информации портала Ratel, Нурдаулетов предлагает вернуть Бергею Рыскалиеву три земельных участка в Нур-Султане, Атырау и Актобе, дом в Атырау, подземные гаражи в Алма-Ате, 80%-ю долю в уставном капитале «АЕ и К» (Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей) и все доли в других компаниях, принадлежащие этому ТОО. Также прокуратура считает необходимым вернуть Бергею 100% доли в ТОО «Мадиниет плюс» (фирма занимается операциями с недвижимым имуществом), 45% процентов доли в ТОО «А-Полиграфия» (крупнейшая типография в Актобе), 45 % доли в ТОО «Алико» (операции с недвижимостью.).
Брату Аманжану, по мнению генпрокурора, было бы справедливо вернуть земельные участки в Атырау и дома в Актобе, доли в ТОО «Батыс-Мунай» (крупная сервисная нефтяная компания) и ТОО «МК-Бизнес» (строительная компания).
Жене Аманжана Рыскалиева - землю, магазин и квартиру в Атырау.
Супруге Бергея Рыскалиева – ряд нежилых помещений и земельных участков в Атырау. А также половину от 75% доли мужа в ТОО «Benefit LTD» (оптовая торговля), а также половину доли участия в уставном капитале ещё восьми ТОО. Кроме этого, она имеет право на половину имущества ТОО «Kazcaspian Industrial Services» (промышленный сервис, работы по защите металлических и бетонных конструкций от коррозии).
Бергей Рыскалиев с 2006 по 2012 годы руководил Атырауской областью, напоминает информационный портал Ratel: «В августе 2012 года Рыскалиев был снят с должности акима области с формулировкой «по состоянию здоровья». В то же время его брат - мажилисмен Аманжан Рыскали - добровольно сложил свои депутатские полномочия. Вскоре финансовая полиция по следам прокурорской проверки возбудила в отношении братьев уголовное дело. Но задержать правоохранителям их не удалось. Братья и девять их подельников бесследно исчезли. В январе 2013 года их объявили в международный розыск, но так и не нашли».
МИА «КазТАГ» тогда сообщало, что экс-акиму Атырауской области Бергею Рыскалиеву и его брату Аманжану Рыскалиеву заочно вынесли приговор: Бергея приговорили к 17 годам лишения свободы, а Аманжана – к 16. Кроме того, в результате судебного разбирательства по делу Б. Рыскалиева и других фигурантов с января 2014 года судом было исследовано 12 блоков преступных деяний: «квартиры», «приватизация объектов», «строительство мостов», «Атырау Курман Курылыс», «деятельность ТОО «Снаб Ойл Строй», «газификация». По приговору суда конфисковано 185 объектов, в том числе 50 квартир, 44 земельных участка и деньги на банковских счетах.
По информации МИА «КазТАГ», на скамье подсудимых находились 22 человека, среди которых бывшие чиновники различного уровня, работники частных подрядных компаний, вовлеченные в организованную преступную группу и выполнявшие заказы областного и городского акиматов, частные лица, занимавшиеся обналичиванием похищенных денежных средств. Все обвиняемые приговорены к срокам от 2,6 до 15 лет лишения свободы.
Сам Б. Рыскалиев был объявлен в международный розыск. Следствие считало, что он организовал преступное сообщество, в которое входили три ОПГ, созданные с 2008 по 2011 год.
В 2012 году в СМИ появлялась противоречивая информация об их местонахождении, напоминает информационный портал Ratel: «В том числе даже подробности и мотивы предполагаемого убийства опального руководителя западного региона страны: дескать «проворовавшийся чиновник» убит и тайно похоронен «где-то в районе Борового».
Однако, по сведениям информационного портала Ratel, в первой половине прошлого года Бергея Рыскалиева, которого силовики разыскивали семь лет, видели в Лондоне. Где второй беглец, его брат Аманжан, бывший депутат мажилиса, на тот момент было неизвестно.
«Первое «публичное воскрешение» Бергея Рыскалиева состоялось весной 2018 года в Брюсселе, куда на удивление беспрепятственно вдруг съехались некоторые представители казахстанской общественности, причислившие себя к оппозиции. Целью встречи в бельгийской столице было создание оппозиционного движения «Жаңа Қазақстан», организаторами названы экс-премьер Акежан Кажегельдин и беглый аким Бергей Рыскалиев. Впрочем, к лету следующего года движение объявило о самороспуске», - пишет Ratel
То есть, все это время Бергей Рыскалиев был тесно вовлечен во внутриполитические события в Казахстане.», - констатирует Ratel: «В мае 2019 года очередная конференция оппозиционных сил прошла уже в Париже – с участием тех же Кажегельдина и Рыскалиева. А уже осенью того же года «главный читатель» газеты «Дат» и тогдашний председатель Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) «Акикат» Ермурат Бапи выступил с неожиданно громким заявлением, что при прежнем лидере Жармахане Туякбае партия задолжала кому-то 200 тысяч долларов и «в результате половину долга покрыл Бергей Рыскалиев», поэтому «именно он является хозяином партии».
Тогда же Бапи в офисе Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) открыто рассказал, что Рыскалиевы шантажируют елбасы, ссылаясь на якобы существующее видео, где люди Рыскалиевых окружили дом миллиардера Кима, у которого остановился Назарбаев в Лондоне, и ведут, по определению портала KZ.media, «унизительные» для власти переговоры с послом Казахстана в Великобритании Ерланом Идрисовым.
На этом, как пишет Ratel, поток разоблачительных откровений журналиста и политика Бапи не прекратился: «Я знаю, что из Казахстана Бергею Рыскалиеву перевели 9 миллионов долларов. Сейчас идет процесс возврата других активов на несколько миллионов долларов. Рассматривается жалоба по его конфискованному имуществу».
И вот через полгода, замечает Ratel, после откровений Бапи возник протест Генеральной прокуратуры - как отклик на ходатайства адвокатов осужденных: «Изучением дела установлено, что доводы ходатайств в части незаконной конфискации указанного в них имущества нашли своё подтверждение», - говорится в протесте Генерального прокурора.
Скорее всего, по мнению KZ.media, «ОПГ Рыскалиевых имеет документы, способные сильно подпортить международный имидж елбасы и Казахстана в целом, касающихся расстрела в Жанаозене в 2012 году, который стал завершением беспорядков, спровоцированных самими Рыскалиевыми, а их непосредственным дирижером был тогда руководитель администрации президента РК Аслан Мусин».
Примерно такого же мнения придерживается и Гульжан Ергалиева, журналист и общественный деятель. На своей странице в Фейсбуке она написала: «Однозначно, бывший аким Атырауской области был неординарным государственным деятелям, если можно так сказать, и выходил за рамки законной деятельности. Но при этом умел удовлетворить ожидания высшей власти и был вполне презентабельным чиновником. Но до поры, до времени...
Пока не случился политический цунами в Мангыстау с расстрелом нефтяников и ситуация, близкая к коллапсу власти Назарбаева».
Первые цветочки крушения дворцовых тайн, по ее мнению, расцвели после бегства зятя президента, потом на почве семейных и денежных скандалов старшей дочери президента, а теперь дошло до самого экс-президента, которого Рыскалиевы грубо зашантажировали тяжелым компроматом: «Оборона и прочие меры безопасности уже не срабатывают и мы видим, как оплот авторитета бывшего гаранта страны рушится на наших глазах. И это при жизни! А что будет после смерти?», - заключает Ергалиева.
«Провал окружения Елбасы, - вторит Ергалиевой KZ.media, - не способного, как оказалось, обеспечить безопасность и конфиденциальность его передвижений (даже информацию о передвижениях «борта №1» Airbus A330-243 Prestige (бортовой номер UP-A3001) скрыли из публичного доступа лишь в декабре прошлого года), пожалуй, один из самых неприятных моментов в истории казахстанских правоохранительных органов, судов и прокуратуры».