Казахстан не будет для России «черным выходом»
- Подробности
- 2488
- 09.04.2022
- Шарип ИШМУХАМЕДОВ, A+Analytics, специально для «Новой»-Казахстан»
Несложный подтекст статьи К. Токаева для The National Interest
Статья «Турбулентность в Евразии не замедлит прогресс Казахстана» стала одним из редких примеров выступления президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в зарубежных СМИ.
Несмотря на то, что статья активно обсуждается в казахстанском информационном пространстве, она в основном предназначалась иностранной общественности.
Казахстан в шаге от американских и европейских санкций, которые прямо обсуждаются отдельными политиками и парламентариями западных стран. В интернете легко найти «советы бывалых», как легко обойти санкционные ограничения и различные примеры использования Казахстана в качестве «черного выхода» из-под санкций США, ЕС, наложенных на Россию.
В таких условиях, особенно важно отметить дистанцирование официальной Астаны от политики и действий Кремля.
Недавно первый заместитель руководителя администрации президента РК Тимур Сулейменов не только дал интервью западной прессе с похожими посылами, но и посетил Брюссель, подтвердив там, что Казахстан не станет механизмом для обхода санкций, наложенных ЕС на Россию.
Американский журнал The National Interest - известное издание с неоднозначной репутацией, как в США, так и в мире. СМИ его часто связывают с группой «ястребов» в администрации прежних руководителей Соединенных Штатов, среди которых наиболее известным был бывший советник президента США Генри Киссинджер. Журнал с многомиллионной аудиторией так же известен, как площадка для обсуждения взаимоотношений США с мировыми державами, в том числе с Россией и КНР. Очевидно, что позиция президента Казахстана попадет в поле зрения не только политологов и ученых, но и, так называемых, «decision makers» в Вашингтоне.
Одной из главных тем, затронутых Токаевым стала российская «спецоперация» в Украине, которую он прямо называет войной. Один лишь этот факт уже говорит о наличии собственного мнения у руководства Казахстана в отношении «специальной военной операции».
Очевидно, что в данном случае, Казахстан, осознавая возможные санкционные риски со стороны ЕС и США, занял четкую и однозначную позицию неприсоединения к пропаганде и официальной риторики России в отношении войны в Украине.
Несложно предугадать, что слова Токаева о том, что у Казахстана и Украины «есть глубокие традиции дружеских отношений с Украиной. Мы уважаем её территориальную целостность, как это делает подавляющее большинство стран мира» будут критически обсуждаться в российских СМИ и российскими политиками.
Однако, нескрываемый подтекст в статье, о том, что у Казахстана с Россией самая протяженная граница в мире, говорит о лимитах для нашей страны в отношениях с Москвой.
Тем не менее, несмотря на членство в ОДКБ и Евразийского Союза, и принятые на себя в этой связи обязательства, для Казахстана, пишет в статье Токаев, важно «укрепить трехдесятилетнюю крепкую дружбу и сотрудничество с Европой и Соединенными Штатами».
Другим важным посылом статьи, адресованной зарубежным читателям, стала тема «кровавого января». Однако, в отличие от известных объяснений причин конфликта для казахстанцев («вооруженный акт агрессии» и «террористические группы, прошедшие подготовку за пределами страны») здесь у Токаева другая риторика: «16 марта я представил знаменательные реформы, которые будут направлены на модернизацию Казахстана и ускорят ее. Они предназначены для решения социально-экономических и гражданских проблем, высказанных гражданами Казахстана. Мы слышали их голоса громко и ясно».
Статья вновь подтвердила курс президента - начать новый этап демократизации страны с понятными для американских читателей, терминами, как «децентрализация государственной власти», «система сдержек и противовесов». Вновь были упомянуты ранние обещания президента бороться с коррупцией, непотизмом, реформировать основные государственные органы: администрацию президента, парламент, акиматы, судебную и правоохранительную системы.
Очевидно, что подобные демократические изменения должны убедить американских читателей журнала в том, что руководство Казахстана разделяет такие принципы и ценности западного мира, как демократия, права человека, гражданское общество и честные выборы.
Статья Касым-Жомарта Токаева «Турбулентность в Евразии не замедлит прогресс Казахстана» стала примером публичной дипломатии, обращением к обществу, ученым и политикам США - основными читателями журнала The National Interest.
ПОД ТЕКСТ
Подтверждение «украинской» позиции Казахстана
«Казахстан уважает территориальную целостность Украины, как это делает подавляющее большинство стран мира. Надеемся на быстрое и справедливое разрешение конфликта в соответствии с уставом ООН», пишет Токаев, ещё несколько лет назад занимавший пост заместителя Генсека ООН, в своей статье, опубликованной в американском журнале The National Interest.»
У политолога Аркадия Дубнова не вызывает сомнений, что главной целью его статьи было подтверждение «украинской» позиции Казахстана, которая была за неделю до этого изложена заместителем руководителя администрации президента Тимуром Сулейменовым и имела не только широкий отклик в мировых медиа, но и стала причиной срочного телефонного общения между Путиным и Токаевым
Дубнов на своей странице в Фейсбуке напоминает, что Сулейменов высказался тогда предельно конкретно: «Конечно, Россия хотела, чтобы мы были больше на их стороне. Но Казахстан уважает территориальную целостность Украины. Мы не признавали и не признаем ни ситуацию с Крымом, ни ситуацию с Донбассом, потому что их не признает ООН». Чиновник подчеркнул также, что если «в России запрещено употреблять слово «война» и называют это специальной военной операцией. то мы в Казахстане это называем так, как есть, к сожалению».
Заметим, пишет Дубнов, что президент Токаев в своей статье так и делает.
Он также анонсирует «вступление Казахстана в новую эру демократических преобразований», обещающей «беспрецедентную децентрализацию государственной власти, усиление системы сдержек и противовесов, борьбу с кумовством и коррупцией, реформу судебной и правоохранительной систем»
Токаев красноречив и оптимистичен: «Мы выбираем ускорение, а не застой. Мы полны решимости…»
Аркадий Дубнов желает казахстанцам удачи, и считает, что десятки тысяч россиян, уехавших в Казахстан с началом войны, очевидно, тоже на это надеются.