Укрылись Законом

Экс-президентов не бывает



Не ожидал такого от нашего президента. Тем более, после того, как в новогоднем интервью он признался: «После ухода в отставку, но оставаясь Председателем Совета Безопасности, он, надо откровенно сказать, не отличался политической деликатностью, регулярно проводил у себя совещания с участием Премьер-министра, Председателя Национального банка, министров, акимов… Такая ситуация породила волну слухов о двоевластии. Да и чиновничий класс впал в смятение, посещая то один, то другой кабинеты и путаясь в поручениях. Ряд чиновников попытался даже юридически обосновать эту ненормальную ситуацию: мол, институт Елбасы должен стоять выше президентской власти. Рубежными событиями, предопределившими реальный кризис власти, стали заявление Нурсултана Назарбаева на заседании Astana Club в ноябре 2021 года о возможности возвращения в Акорду со ссылкой на 92-летнего Махатхира Мохамада, а также участие экс-президента в саммите СНГ в Санкт-Петербурге в декабре того же года. Накануне ему было передано провокационное по своему содержанию письмо местного политолога с обоснованием решительных мер по восстановлению "Золотой эпохи Елбасы».

Тем не менее, Токаев после такого признания неожиданно подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Государственной образовательной накопительной системы, исключения излишней законодательной регламентации в сферах информации, общественного развития, культуры и архивного дела». Помимо прочего, поправки включают внесение дополнений в статью 14 Закона «О государственных секретах», принятого в 1999 году, где помимо отнесения к государственным секретам в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности сведений об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности президента Республики Казахстан и членов его семьи, о состоянии здоровья и личной жизни президента РК, вносится дополнение по включению также аналогичных сведений об экс-президентах РК и членах их семей (подчеркнуто мною – АК) ,.

Заметим, что само название Закона, которое растиражировано в СМИ, вполне безобидное (там нет упоминания о президентах!): такое ощущение, что власть понимает каким негативным будет отношение общества к подобным новациям и, таким образом, тихой сапой, хотела бы легитимизировать эту новость!

Примечательно, что, декларируя отказ от самых негативных традиций недавнего прошлого и желание создать цивилизованное законодательное поле, власти Нового Казахстана возвращаются к самому одиозному Закону старого Казахстана аж 1999 года. Похоже, окружение второго президента обуревают те же чувства, что и камарилью первого, которая по своему усмотрению меняла законы, укрепляя режим личной, недоступной для простых смертных, власти одного человека. Но стремление Назарбаева огородить себя юридическими запретами и табу закончилось тем, что, все тайное все равно стало явным.

Как законопослушный гражданин я понимаю, что к государственным секретам могут относиться сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности сведений об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности президента Республики Казахстан. Но при чем здесь совершеннолетние члены его семьи и те пункты Закона, которые относят к государственным секретам сведения «о состоянии здоровья и личной жизни президента РК»?

В любой цивилизованной стране каждый налогоплательщик имеет право знать о состоянии здоровья того, кому доверено руководить государством. Было бы правильно публиковать каждый год результаты медицинского обследования президента. Вообще, что касается личной жизни чиновника, живущего за счет налогоплательщиков (и президент, как высший чиновник, не может быть здесь исключением!), то она должна быть достоянием гласности. И ничего зазорного в этом нет! Наоборот, его образцовая личная жизнь – это, скажем так, дополнительный политический бонус для каждого, кто намерен завоевать голоса своих избирателей и быть примером для своих сограждан во всех сферах (неважно, будь он во власти или отойдет от нее). Отсутствие же такой информации автоматически становится поводом для различных инсинуаций о состоянии здоровья президента и иже с ним (помнится, были такие разговоры о некоей «смертельной» болезни Назарбаева в начале 2000-х, а он все еще жив и здоров, и похоже еще простудится на наших похоронах). Да и о втором президенте то и дело появляются похожие слухи. Что мешает правдивой медицинской карточкой развеять будоражащие общественность антитокаевские разговоры и настроения?!

Тот же Назарбаев долгие годы скрывал от общественности наличие другой (третьей?) семьи с двумя сыновьями. Потом сам же признался в мемуарах, хотя и до этого все эти сведения были секретом Полишинеля.

Надеюсь, что со временем мы придем к тому, что любые, мало-мальские подробности личной жизни президента (и всех других руководителей) станут доступны для сограждан из официальных, а не сомнительных источников.

Все это касается и действующего президента. Но как относиться к вышеозначенному закону?

Тут - два аспекта.

Первый - заключается в том, что Токаев по каким-то причинам хотел бы отгородиться от общественного внимания после ухода с поста президента (во всяком случае, он заявлял, что не будет баллотироваться в третий раз).

Второй аспект заключается в личности Назарбаева, как экс-президента. Но на всех экс-президентов запретов не напасешься! Возьмем того же Николя Саркози, бывшего президента Франции: Фемида настигла его через 20 лет, обвиняя в коррупционном сговоре с покойным ливийским диктатором Муаммаром Каддафи в середине 2000-х годов. Это уже третий судебный процесс против него. В случае признания судом его вины бывшему президенту грозит до 10 лет лишения свободы.

К тому же формулировка «личная жизнь» - всеобъемлюща. Она может включать в себя не только данные о семейном положении президента, но и о его личных банковских счетах, бизнесе, собственности. Теперь имущество Назарбаева и членов его семьи, согласно Закону, будут скрыты от глаз общественности.

Учитывая это, можно уже, наверное, ставить крест на инициативе Нового Казахстана по возврату незаконно выведенных из страны многомиллиардных средств - в Законе же идет речь также и о членах семьи Назарбаева: а что если этих семей несколько?!

А как быть с тем, что в кровавом Кантаре могли быть задействованы члены семьи экс-елбасы, включая его самого? Выходит, теперь эти сведения будут относиться к государственным секретам, ибо там будут фигурировать назарбаевы и иже с ними. Тогда и вся правда о Кантаре попадет под запрет?

Несомненно одно - этот Закон пролоббирован кланом Назарбаева. И очень жаль, что Токаев не смог ему противостоять.